Теотиуакан был очень важным историческим центром с мощным наследием, сохранившимся даже столетия спустя его коллапса. Но нам многое ещё неизвестно об истории города и населявших его жителей. Мы пока не можем утверждать со 100% уверенностью на каком языке разговаривали в Теотиуакане классического периода. Предположительно это был либо язык науа или его древний прототип, либо отоми или тотонакский язык, либо ныне вымершая форма языка михе-соке. Мы уже практически уверены (правда не все), что в Тео (как его любя называют археологи) была своя письменность, но она пока не дешифрована.

С момента начала первых масштабных археологических работ Леопольдо Батреса прошло уже более 100 лет. Был проделан огромный путь, проведено множество исследований. И, несмотря на то, что на текущий момент лишь ок. 5% руин (или чуть более) было раскопано учёными, за последние несколько десятилетий теотиуаканский пазл начал потихоньку складываться в одну цельную картину, которая, правда, постоянно требует дополнительных более глубоких и доскональных исследований. Мы знаем, что последнее слово в исследовании истории города, столицы первой империи Месоамерики пока ещё не сказано, но рады предоставить вам известные на текущий момент промежуточные результаты.[1]

Структура обзорного очерка выглядит следующим образом: сначала вашему вниманию предоставляется хронологически выстроенная краткая история города Теотиуакана, начиная с Позднего формативного периода и заканчивая Колониальным периодом, дополненная хронологической таблицей долины Теотиуакан с керамическими фазами в разбивке по годам и общепринятым для доколумбовой Центральной Мексики историческим периодам, а затем читателю предлагается подробно ознакомиться с различными аспектами Теотиуакана классического периода, т.е. периода расцвета мегаполиса и дальнейшего коллапса.


[1] В основу данного обзорного очерка положена работа Деборы Л. Николс «Teotihuacan» (Deborah L. Nichols. Teotihuacan. Published Springer Science+Business Media New York. Online since 04 August 2015 / DOI 10.1007/s10814-015-9085-0). Данный труд был местами переведён полностью, где-то частично, в ряде случаев порядок следования отличается от оригинального – всё это делалось в рамках задачи предоставления краткой информации по истории конкретно данного города. В русской версии намеренно пропущены ссылки на источники и персональные указания точек зрения и мнений учёных (они обезличены). Поскольку нашей задачей было предоставление популярного материала для широкого круга читателей, которым такая информация просто не нужна. Для остальных – выходная информация основы данного очерка указана выше. Помимо вышеуказанного источника, работа была дополнена информацией из других научных и научно-популярных работ, список которых представлен ниже:

- Gordon Whittaker (Göttingen, Germany). The Names of Teotihuacan. / mexicon vol. XXXIV, Juni 2012, Nr.3  / Рус.перевод представлен на сайте «Мир индейцев»: «Названия Теотиуакана», Гордон Уиттакер;

- Carballo, David M. The Social Organization of Craft Production and Interregional Exchange at Teotihuacan. In Merchants, Markets, and Exchange in the Pre-Columbian World, edited by Kenneth G. Hirth and Joanne Pillsbury, pp. 113-140. Dumbarton Oaks and Trustees for Harvard University, Washington, D.C. 2013. / Рус.перевод представлен на сайте «Мир индейцев»: «Социальная организация ремесленного производства и межрегионального обмена в Теотиуакане», Дэвид Карбальо;

- «The Destruction of Images in Teotihuacan: Anthropomorphic Sculpture, Elite Cults, and the End of a Civilization», López Luján, Leonardo, Laura Filloy Nadal, Barbara Fash, William L. Fash, and Pilar Hernandez. Res: Anthropology and Aesthetics 49-50:13-39. Cambridge, MA. 2006;

- «Жилые баррио Теотиуакана. Жизнь иммигрантов в доиспанской Мексике», Крис Хёрст;

- Erik Vance, “Gods of Blood and Stone”, Scientific American, july 2014 / Рус.перевод представлен на сайте «Мир индейцев»: «Боги крови и камня», Эрик Вэнс;

- Agapi Filini, “Teotihuacan: Ritual Economy, Exchange, and Urbanization Processes in Classic Period Mesoamerica”, in Economic Anthropology, Vol. 2, Issue 1, pp. 97–119, Online ISSN: 2330-4847, DOI:10.1002/sea2.12020 / Рус.перевод представлен на сайте «Мир индейцев»: «Теотиуакан: ритуальная экономика, обмен и процессы урбанизации в классический период Месоамерики», Агапи Филини;

- Anderson, Kasper Wrem; Helmke, Christophe (2013), "The Personifications of Celestial Water: The Many Guises of the Storm God in the Pantheon and Cosmology of Teotihuacan",Contributions in New World Archaeology 5: 165–196. / Рус.перевод представлен на сайте «Мир индейцев»: «Персонификация небесной воды: множество образов Бога грозы в пантеоне и космологии Теотиуакана», Каспер Врем Андерсон, Кристоф Хелмке;

- Mike Hansen, TEOTIHUACAN: CIUDADELA / http://ant3145teotihuacan.wikispaces.com/Ciudadela / Рус.перевод представлен на сайте «Мир индейцев»: «Сьюдадела Теотиуакана», Майк Хансен;

- Док.фильм «Lost Kingdoms of Central America. The Place Where Time Began», BBC. 2014 / Рус.перевод представлен на сайте «Мир индейцев» - http://www.indiansworld.org/zateryannye-carstva-centralnoy-ameriki-mesto-nachala-vremeni.html;

- Интервью с майянистом из Университета Алабамы Александром Токовининым на сайте «Мир индейцев», 2016 г.;

 

Материал подготовили редакторы сайта «Мир индейцев» Дида С. и Стюфляев М. (раздел про взаимоотношения Теотиуакана с майя), 2017. Благодарим Дмитрия Иванова (Екатеринбург, https://vk.com/stygminum) за предоставленные фотографии (2014).