Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Пирамида Луны

Дида С., Стюфляев М. ::: Теотиуакан. Город богов

В так называемом церемониальном комплексе «Площадь Луны» находится 15 пирамид и связанных с ними строений, расположенных вокруг площади, имеющей по оси восток-запад длину примерно 135 м, а север-юг – около 175 м. Среди всех сооружений комплекса пирамида Луны выделяется своими размерами – это одно из трёх самых больших строений города, причём его начали возводить первым.

Пирамида претерпела семь этапов строительства, первое строение имело отклонение от севера к востоку на 11-12о, а затем уже оно стало каноническим – 15,5о. Пять из семи этапов сопровождались ритуальными жертвоприношениями[1]. То, что сегодня видят туристы – это результат последнего, весьма незначительного обновления. В III веке на четвёртом этапе произошло существенное расширение, когда сооружение увеличили в девять раз – до этого размер основания по оси восток-запад здания второго и третьего этапов равнялся скромным, соответственно, 29,3 м и 31,3 м, а после достиг 88,84 м. Столь масштабная перестройка была связана с усилением политической централизации. В тот же период город подстроили под ныне различимую ортогональную планировку. Пятый этап строительства ознаменовал собой наступление некоего важного момента в истории города, поскольку форма пирамиды претерпела значительные изменения – отныне монумент состоял из собственно пирамиды и примыкающей к ней небольшой платформы адосады.

Вид на пирамиду Луны с вершины пирамиды Солнца. Фото: Д. Иванов

Вид на пирамиду Луны с вершины пирамиды Солнца. Фото: Д. Иванов

Строили пирамиду Луны с использованием высушенных на солнце кирпичей (адобы), камней и земли в качестве насыпного материала. Но имелись свои конструкторские особенности. На первых трёх этапах внутренность пирамиды представляла собой простую насыпь из камней и земли, а в дальнейшем использовались специальные ячейки, куда засыпались крупные вулканические камни (базальт, андезит и тесонтли), земля и разбитые фрагменты тепетате. Четвёртый этап строительства был уникальным – для расширения сооружения использовались подогнанные друг к другу кирпичи адобы и блоки из тепетате.

Исходя из имеющихся данных, пирамида Луны стала первым построенным сооружением среди трёх архитектурных символов Теотиуакана – пирамид Луны, Солнца и Пернатого змея. Её строительство началось в фазу Патлачике (100-1 гг. до н.э.). Своё нынешнее название она получила от ацтеков, которые именовали это сооружение ицакуаль мецтли (ytzacual metztli, что на языке науа означает «башня или холм Луны»).

Южная и северная стороны основания пирамиды последнего этапа имеют длину 148,43 м., а восточная и западная – около 130 м. Высота пирамиды 42 м. Она ниже пирамиды Солнца, однако её нахождение на небольшом возвышении компенсирует эту разницу. Объём пирамиды равен примерно 420 тыс. м3. Всего на строительство с учётом всех этапов ушло около 5,6 млн. человеко-часов.

Статуя Великой богини (или Богини воды). Зарисовка Уильяма Генри Холмса 1884 года (Smithsonian Institution Archives. Image # SIA2017-007249)

Статуя Великой богини (или Богини воды). Зарисовка Уильяма Генри Холмса 1884 года (Smithsonian Institution Archives. Image # SIA2017-007249)

У западной границы площади Луны была обнаружена выполненная из андезита статуя, имеющая вес 23,8 тонн и высоту 3,16 метров, которая, как изначально предположил в 1882 году Х. Санчес, изображает Богиню воды. Вывод основан на том, что в целом данная скульптура похожа на Божество земных вод из ацтекского пантеона (возможно, она служила прообразом ацтекской Чальчиутликуэ), однако существует также мнение, что статуя является образом Великой богини, связанной с изобилием и горой Серро-Гордо, а согласно предположению З. Паулиньи это богиня кукурузы. С 1889 года монумент находится в Национальном музее антропологии в Мексике. Чуть поодаль, на самой площади нашли ещё одну статую Великой богини, правда, сильно повреждённую. Сейчас её высота достигает 169 см., вполне вероятно, что раньше она была выше. Туристы могут увидеть данную статую у юго-восточного угла алтаря площади Луны (возможно, когда-то она располагалась на его вершине).

Некоторые исследователи предполагают, что сама пирамида Луны являлась символом воды, земли, мира духов и, вероятно, движения луны. С. Тобринер, Э. Авени и Дж. Ковальски считают, что она олицетворяла «Водную гору». Работы С. Сугиямы и его  коллег помогли выявить связь пирамиды с женским началом, водой и подношениями животных.

В пирамиде было найдено пять погребальных комплексов, каждый из которых (начиная с четвёртого этапа) сопровождался богатыми дарами (обсидиан, жадеит, морские раковины, керамика), а также жертвоприношениями людей и священных животных (пум, волков, орлов). Большинство жертв ограничивали в движении – их связывали и либо умерщвляли, либо просто оставляли умирать (животных оставляли в клетках). Почти все принесённые в жертву люди являлись пленниками из других районов – так Теотиуакан демонстрировал свою военную мощь. Ни одно из данных захоронений не является царским погребением. Скорее всего, они знаменовали начало нового этапа надстройки пирамиды и были так или иначе связаны с военной тематикой. Все погребения после проведённых ритуалов засыпались. Захоронения 2, 3 и 4 располагались на уровне земли прямо на вулканической осадочной породе, которую в Мексике называют тепетате, а Захоронение 6 – приблизительно на уровне середины пирамиды.

Захоронение 5, найденное в 2001 году, пока является самым высокостатусным среди обнаруженных. Датируется оно 350 (+/-50) годом и относится ко времени окончания пятого либо начала шестого этапа строительства пирамиды – скорее всего, захоронение являлось одновременно как терминационным ритуалом предыдущего строения, так и посвятительным подношением будущего. К тому же, как выяснилось, оно располагалось строго по центру строения шестого этапа. Со всех сторон яма, длина сторон которой равнялась 6 м, была выложена каменными блоками в стиле талуд, поэтому площадь расположенного на глубине 3,5 м дна оказалась меньше. Там обнаружили останки трёх знатных мужчин-чужеземцев, сидящих в «позе лотоса» со сложенными руками поверх ступней – в иконографии Месоамерики такое положение характеризует исключительно божеств или правящую элиту. Все трое устремили свои взгляды на запад. Они достигли  почтенного для того времени возраста: 50-60, 45-55 и 40-45 лет. У двоих из  них черепа были деформированы, а с третьим неясно, так как его останки плохо сохранились, однако зубы у него оказались инкрустированы украшениями, в то время как у других умерших такого не отмечено. Двое из них носили схожие украшения из жадеита и определённой разновидности халцедона, поставляемой из долины Мотагуа. У каждого имелось по паре больших круглых ушных вставок, ожерелью из 21 крупной бусины (одна из которых, вероятно, была помещена умершему в рот – до  этого момента в Теотиуакане не находили подобных крупных бусин, достаточно распространённого символа власти у майя) и кулону, обычно носимому правителями майя. Таким образом, одеяние и украшения двух захороненных особ указывали на их принадлежность к правящей элите майя. Третий умерший находился в стороне от остальных, у его правой руки располагался предмет, похожий то ли на скипетр, то ли на копьеметалку. Он носил два больших диска из раковин в качестве ушных вставок, а также ожерелье из обработанных раковин, выполненных в виде прямоугольных пластин и дисков с жадеитовыми вставками. Тела умерших сопровождали обсидиановые эксцентрики в виде людей, змей и лезвий. Подле людских скелетов были найдены кости их предполагаемых альтер эго – золотого орла и пум. В качестве подношений теотиуаканцы положили в погребение 323 обсидиановых изделия, жадеит и предметы из раковин – бусины, миниатюры, эксцентрики, наконечники, кулоны, лезвия и т.д. Ряд исследователей связали помещённый здесь обсидиан с тем, что был найден в тайнике поверх раннеклассической гробницы в майяском городище Альтун-Ха (Белиз) и, наряду с теотиуаканской по стилю, но изготовленной не в мегаполисе керамикой, может указывать на связи Теотиуакана с майя задолго до вторжения в Тикаль. В центре Захоронения 5 обнаружили жадеитовую фигурку человека со скрещенными ногами – возможно, умерших принесли в жертву во славу божества, которое представляла эта статуэтка. Обычно найденные в общественных зданиях жертвоприношения указывают на проведение некоей церемонии, запечатлевшей знаменательное событие. Вероятно, надстройка пирамиды Луны была связана с инаугурацией правителя и/или важными завоеваниями. Тем не менее, причина смерти всех троих мужчин пока остаётся невыясненной – их могли убить в конфликте, пленить и привести в Теотиуакан для жертвоприношения, а может быть, главный из них скончался естественной смертью и был захоронен с почестями, а двух других удостоили чести сопроводить его в мир иной. В любом случае, наличие в захоронении таких важных чужеземцев служило наглядным подтверждением политического и военного могущества теотиуаканского государства.

Зубные украшения индивидуумов Захоронений 4, 5 и 6 (пирамида Луны). Круги со сплошной заливкой – пиритовая вставка, круги с диагональными линиями – вставки из зелёного камня или жадеита. Рис. Грегори Перейра и Майкла Спенса

Зубные украшения индивидуумов Захоронений 4, 5 и 6 (пирамида Луны). Круги со сплошной заливкой – пиритовая вставка, круги с диагональными линиями – вставки из зелёного камня или жадеита. Рис. Грегори Перейра и Майкла Спенса

Шестой этап строительства пирамиды, датируемый 350 годом, характеризуется Захоронением 4, которое было обнаружено в 2000 году у северного фасада сооружения пятого этапа строительства. Возможно, оно стало самым сильным выражением военной мощи Теотиуакана – в нём обнаружено семнадцать черепов (все деформированные кроме одного) и ещё один шейный позвонок, то есть всего, возможно, жертв было восемнадцать. В основном в жертву принесли лиц в возрасте 20-25 и 35-45 лет, но были там и двое юношей 14-15 и 18 лет, а также один пожилой человек 45-50 лет. У шестерых зубы оказались модифицированы, однако у десятерых модификации отсутствовали (у одного черепа зубы практически не сохранились). Скелеты жертв не нашли – вероятно, их уничтожили после обезглавливания, совершённого посредством сильного удара сзади по шее предположительно дубиной или каменным топором (если с одного удара голова не сносилась, её отпиливали острыми обсидиановыми лезвиями). Затем головы сложили в яму, причём некоторые из них были поставлены на шею. После этого яму покрыли тонким слоем красной краски и засыпали камнями. Изотопный анализ показал, что все жертвы были мужчинами (пол двоих, самых молодых, определить не смогли) и чужеземцами, происходившими из различных регионов. При этом они отличались друг от друга по статусу и, возможно, являлись воинами, торговцами или дипломатами. Примечательно, что подношений в данном захоронении не было.

Интересной особенностью обнаруженного в 1999 году Захоронения 3 является наличие в нём голов восемнадцати обезглавленных животных (четырнадцати волков и четырёх пум, правда скелет одного кошачьего, вероятно, был ягуарьим – все они были с позвонками, то есть когда их обезглавливали, плоть находилась на месте) и птицы. Обычно останки животных интерпретируют как символы воинов и войны. Также там захоронены лежащие в центре камеры, параллельно друг другу по оси восток-запад (головой на восток) четыре человека со связанными ногами и руками за спинами. Трёх жертв сопровождали украшения из раковин и зелёного камня (бусины, серьги, носовые вставки, носовой орнамент в форме змеиной трещотки, ожерелье в форме верхних челюстей), а одна была без украшений. Сами украшения в целом похожи на те, что ранее находили в захоронениях пирамиды Пернатого змея. Скелеты жертв плохо сохранились, так как захоронение накрыли крупными камнями, поэтому были ли у них черепные деформации сказать трудно (инкрустаций на зубах не обнаружено). На момент смерти мужчинам исполнилось 35, 18-20, 25 и 15 лет. Исследование показало, что все они были чужаками и проживали в разных местах. Двое обладали довольно высоким статусом, причём тот, кто был старше и выше всех (около 168 см), находился ближе к центру, его поместили в камеру раньше других, скорее всего, как главную фигуру. У самой молодой жертвы отсутствовали украшения, она сильно отличалась от остальных трёх. Среди подношений в захоронении нашли 304 обсидиановых предмета (фигурки, ножи и миниатюрные наконечники), фигурки из зелёного камня, огромные раковины моллюска Pleuroploca gigantea, большой пиритовый диск, органическую ткань, сланец и изделия из разновидности халцедона. Часть их расположили в двух кучках посередине ямы, где выделялись две миниатюрные антропоморфные скульптуры исключительного качества из зелёного камня – они изображали сидящих со скрещенными ногами людей с набедренными повязками и съёмными ушными вставками. Захоронение 3 соответствует пятому этапу строительства и было вырыто между 250 и 350 годами непосредственно в тепетате у северной части пирамиды четвёртого этапа. Длина стороны ямы равна 2,5 м, а глубина – 1,5 м.

В исследованном в 1998-1999 гг. Захоронении 2 нашли останки, вероятно, погребённого заживо человека со связанными за спиной руками. Также там были обнаружены два полных скелета пумы и две челюсти пумы, волк, девять орлов, не менее шести гремучих змей, мексиканский сокол (луговой балобан - Falco mexicanus), ворон, виргинский филин (Bubo virginianus) и неполные останки других животных. Тело человека прислонили к восточной стене лицом на запад. Результаты изотопного анализа показали, что детство он провёл не в Теотиуакане, однако во взрослом возрасте проживал либо в самом городе, либо где-то рядом. На момент смерти ему исполнилось 40-50 лет, его рост составлял около 164 см, а череп имел лобно-затылочную (плоскую наклонную[2]) форму. Исследователи обнаружили, что незадолго до смерти человеку нанесли не смертельный удар. Учитывая всё вышесказанное, не совсем понятно, был ли он военнопленным или же его выбрали в качестве жертвы среди местных жителей. На человеческом скелете нашли кулон, две ушные вставки и пять бусин из зелёного камня, что указывает на высокий статус жертвы. Животные, некоторые из которых были местными, а другие привезены из тропических регионов и прибрежных районов, вероятно, тоже оставались живы на момент захоронения. Об этом, например, свидетельствуют отпечатки клеток пум и волка, а также экскременты возле одной из пум. В захоронении нашли также кости ещё одной жертвы – второго человека, половину черепа которого обнаружили у сосуда Бога грозы. По порезам на части черепа исследователи определили, что кожа с него была снята до помещения в камеру и до нанесения удара, который разделил затылочную кость на две части. Во время раскопок также нашли богатые подношения изделий из обсидиана – свыше 300 предметов. Также обнаружено большое количество изделий исключительного качества из определённой разновидности халцедона, зелёного камня (в том числе женская и мужская фигурки примерно 30 см высотой), пирита, аспидного сланца, раковин и керамики (восемь керамических сосудов Бога грозы). В центре погребения предметы разложили особым образом – мужская фигурка с подношениями находилась в восточной части, женская также с подношениями – в центре. Вокруг фигурок теотиуаканцы разместили по девять больших обсидиановых ножей. Третья группа подношений находилась между первыми двумя, там были диск из аспидного сланца, обсидиановые наконечники, керамический кувшин Бога грозы. Все три группы являлись выражением космологии и военных аспектов деятельности теотиуаканского государства. По всей видимости, данное захоронение служило посвятительным подношением в момент начала четвёртого этапа строительства пирамиды и датируется 250 (+/-50) годом. Оно имело каменное ограждение размером 3,5х3,5х1,5 м и находилось в северной части строения третьего этапа.

Захоронение 6 окружено со всех сторон грубой каменной стеной. Это было углубление со сторонами 5х4,5 м и глубиной 2 м. Оно относится к четвёртому этапу строительства, найдено почти в центре соответствующего строения и, как и Захоронение 2, датируется III веком (250 (+/-50) год, что вполне соотносится с началом пятого этапа в 300 г.). Там нашли останки двенадцати взрослых мужчин в возрасте от 18 до 40 лет и большое количество принесённых в жертву животных (кошачьих, псовых и хищных птиц, возможно, орлов: всего обнаружено минимум 43 животных, в том числе 20 полных или почти полных скелетов, однако подсчёт костей продолжается, вероятно, число особей увеличится). У многих животных лапы, крылья и когти были вместе, вероятно, их связали. Останки поместили по углам и центру погребения. Всех найденных двенадцать человек, скорее всего, также принесли в жертву – руки у них были связаны за спиной. У десяти отсутствовали череп и первый затылочный позвонок – индикатор того, что людей обезглавили, когда тела были с плотью. К тому же их останки беспорядочно разбросали у северной стороны погребения. На них не было украшений. Другие две жертвы, в отличие от остальных, были богато одеты: у одного из них имелись две ушные вставки, ожерелье из бус и жадеитовое «шило», вероятно, предназначенное для проведения церемоний самопожертвования. Во рту у него нашли кулон и жадеитовые бусы. Вторую богатую жертву сопровождали «шило» для пускания крови, обсидиановый жертвенный нож, ожерелье из пластин ракушек и копии нижних человеческих челюстей, также выполненные из раковин. Они находились в центре захоронения. На дне погребения исследователи увидели резной рисунок из двух концентрических кругов, а также волнистых и прямых линий, исходящих радиально от центра. Строго поверх и в соответствии с рисунком найдены богатые подношения: 9 изогнутых обсидиановых ножей, 9 фигурок пернатых змей из обсидиана (эти 18 обсидиановых изделий были весьма большими – от 34 до 53 см в длину), мозаичную фигурку человека, выполненную из зелёного камня, фигурку из обсидиана, сланцевый диск зеркала с пиритовыми аппликациями. Вокруг теотиуаканцы разместили около 300 других изделий из обсидиана, а также раковины, керамику (семь сосудов Бога грозы) и ткани.

Таким образом, все погребения (за исключением Захоронения 4) имели схожие черты: принесённых в жертву людей, богатые подношения, имеющих отношение к военным орденам жертвенных животных, малое количество керамики. Что касается Захоронения 1, то это всего лишь посттеотиуаканское погребение новорождённого без каких-либо подношений. Его обнаружили у северо-западного угла пирамиды, поэтому оно не считается её погребальным комплексом.

Помимо захоронений в пирамиде Луны также находили отдельные кости и их фрагменты. Около 800 человеческих костей обнаружено в разных местах и слоях. Большая их часть, очевидно, случайно оказались в строительном материале, предназначенном для засыпания – вероятно, это потревоженные останки более ранних захоронений.

Многое из вышеуказанного стало известно благодаря интенсивным раскопкам внутри пирамиды, которые проводились с 1998 по 2004 гг. Археологи смогли тогда прорыть тоннель, имевший около 345 метров в длину – первый начали рыть с западной стороны на стыке адосады и самой пирамиды прямо на восток, затем прорыли два тоннеля уровнем выше. Прежде такие работы внутри пирамиды не проводились и, соответственно, многих деталей о ней известно не было. А в 2017 году учёные при помощи современного оборудования провели сканирование земли под площадью Луны, где на глубине 10 метров обнаружили, очевидно, намеренно засыпанный древний тоннель, идущий прямо по центру площади в сторону пирамиды Луны. Вполне возможно, что он ведёт непосредственно к центру пирамиды. Схожие тоннели ранее обнаружили и у других основных строений Теотиуакана – пирамиды Пернатого змея и пирамиды Солнца. Как отметила археолог В. Ортега, все они имели ритуальное предназначение – в мировоззрении месоамериканцев подобные пещеры (а в данном случае это искусственные пещеры) являются входом в подземный мир, преисподнюю, где владычествуют боги смерти, одновременно отвечающие за пожирание всего, что умерло, и рождение или перерождение всего, что растёт на земле. Поскольку раскопки обнаруженного тоннеля ещё не проводились, строить какие-либо предположения пока рано.

Мы видим, что для древних теотиуаканцев практика жертвоприношений являлась важным элементом демонстрации мощи и силы их государства. Следует отметить, что жертвами в основном выступали чужеземцы, многие из которых явно были военнопленными. По телам жертв и сопровождающим их останкам животных с посвятительными дарами заметно, как со временем росла военная и политическая экспансия мегаполиса. При этом со значимыми высокостатусными жертвами обращались значительно лучше, чем с особами рангом пониже, у которых отмечено больше следов насилия. Все захоронения и подношения в них имели для теотиуаканцев большую значимость – они представляли собой космограммы, выражения в миниатюре представлений жителей города о вселенной. Предметы расположены по сторонам света и центру и разбиты на группы по 3, 4, 5, 9, 18 и 20 штук в каждой. Все эти числа имели связи с календарными циклами – солнечным и ритуальным (20х18+5=365; 20х13=260). Немалое значение в практике ритуальных жертвоприношений обрели священные и часто встречающиеся в иконографии Теотиуакана хищные животные – пумы, ягуары, волки, орлы и гремучие змеи. Достаточно сказать, что в различных подношениях пирамид Луны и Солнца обнаружены останки, по меньшей мере, 194 животных, которые наряду с прочим содержимым явно служили для выражения государственной идеологии и военной мощи[3]. Столь массовые жертвоприношения хищных животных предполагают хорошую организацию их поставок в мегаполис и даже длительное содержание в клетках специально для будущих церемоний. Этот вывод подтверждается недавними исследованиями Н. Сугиямы, по результатам которых стало ясно, что некоторых из умерщвлённых хищников длительное время держали на определённой диете – им скармливали всеядных, питавшихся в основном кукурузой (например, собак и, возможно, даже людей). Нечто подобное известно по историческим данным у ацтеков – конкистадоры зафиксировали в Теночтитлане большой зоопарк, где около 300 специалистов следили за содержанием и питанием многих видов животных, в том числе хищных. Очевидно, из них и формировались богатые подношения, которые ацтеки закладывали в кладку своего главного храма Темпло Майор. Таким образом, нам теперь достоверно известно о существовании подобной практики и в Теотиуакане, за тысячу лет до появления ацтеков на исторической сцене Месоамерики.



[1] При этом, вероятно, параллельно перестройкам пирамиды Луны претерпевали изменения и находящиеся на площади Луны пирамиды поменьше. По крайней мере, по прорытому внутри тоннелю известно, что одна из них была отстроена, как минимум, за шесть этапов.

[2] Данный вид деформации черепа порой встречается в городе, хотя чаще находят черепа с плоской вертикальной модификацией.

[3] По теотиуаканским фрескам, керамике и скульптурам совершенно отчётливо видно, что все эти животные напрямую ассоциировались с войной и жертвоприношениями. При этом часто обнаруживаемые в жилых компаундах и не имеющие ассоциации с войной останки кроликов, оленей, собак, индеек, броненосцев и перепёлок в пирамиде Луны не найдены.