Южная Америка
Книга посвящена доинкским цивилизациям Центральных Анд. Она содержит очерк всех археологических культур этого района с X в. до н. э. по XIV в. н. э. В книге прослеживается процесс становления, развития и гибели древнейших цивилизаций и рассматриваются некоторые проблемы этнической истории этой части Латинской Америки.
Книга посвящена инкам, чья история, культура и трагическая судьба вызывают неослабевающий интерес.
Вниманию читателей сайта предлагаются переводы следующих трудов: 1. Жизнеописание Бартоломе де Лас-Касаса, написанное Хуаном Антонио Льоренте и изданное в Париже в 1822 году. 2. «Кратчайшее сообщение о разорении Индий» - самое знаменитое из сочинений Бартоломе де Лас-Касаса. Дополнительно к «Кратчайшему сообщению» публикуется также перевод завещания Лас-Касаса, документ, очень ярко характеризующий воззрения этого человека и подытоживающий идеи, высказанные им в «Кратчайшем». В качестве иллюстраций использованы гравюры Иоганна Теодора де Бри (1561- 1623?) и Йодокуса ван Винге (1544 - 1603).
Эта книга - собрание подлинных документов, в которых запечатлена, история открытия величайшей реки Нового Света - Амазонки испанским конкистадором Франсиско де Орельяной. В 1541 - 1542 годах Орельяна и его спутники прошли вниз по течению этой реки свыше шести тысяч километров и пересекли всю Южную Америку.
Судьба высоких цивилизаций (майя, ацтеков и инков) после встречи с конкистадорами, полностью уничтоженное коренное население на Кубе и практически полностью - в некоторых странах Южного конуса (Аргентина и Уругвай), огромные масштабы потерь среди коренного населения вследствие уже не насильственных действий, а отсутствия иммунитета к завезенным европейцами болезням, высокая смертность из-за непосильных для индейцев условий принудительного труда в рудниках и на сельхозработах - все это дало основание говорить о геноциде индейского населения Южной Америки.
Повседневная практика общения французов с индейцами, запечатленная в свидетельствах разного жанра и происхождения, подтвердила, что существуют некоторые универсальные человеческие качества и атрибуты, которые свойственны индивиду и коллективу вне зависимости от ступени развития, на которой они находятся. Собственно говоря, именно это сделало возможным контакты представителей ренессансной Франции и по сути своей первобытных охотников и собирателей Нового Света. Среди этих универсальных черт человека, несомненно, есть и благородные (любознательность, сострадание). Но и обман, принимающий форму то лукавства во время торговли, то военной хитрости, оказывается одинаково понятен людям по обе стороны Атлантики. Зафиксированные в свидетельствах XVI столетия ложь во спасение, притворство из вежливости и создание, вольно или невольно, обманчивых представлений остаются не менее очевидными и нам - наблюдателям XXI века.
Когда говорят о легендах и верованиях Перу, в большинстве случаев в первую очередь имеют в виду знаменитую империю Инков и их поклонение Солнцу. Однако Перу – это больше, чем Мачу-Пикчу. Так, древние племена в Сельве Амазонки (Сельва – влажные тропические леса, в частности у реки Амазонки на севере Перу) верили и верят в совершенно других божеств – в духов леса, воды, волшебных птиц и зверей. Я расскажу только самые известные легенды перуанской Сельвы.
Давным-давно луна была мужчиной по имени Нанду, а ночная птица ауху – женщиной, которую так и звали, Ауху. И Нанду был женат на ней. На той, которая постоянно обманывала своего мужа.