Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Иерархия. Правители и их дворцы

Дида С., Стюфляев М. ::: Теотиуакан. Город богов

Об иерархии в древних обществах можно судить по письменным источникам и иконографии. Но Теотиуакан в этом отношении город особенный – письменность не дешифрована, да и текстов не так много, а в иконографии мы не видим подчинённых и правителей. Поэтому особую роль приобретает интерпретация археологических данных. Иерархию в археологическом контексте можно проследить по доступу к ресурсам и товарам, месторасположению, размеру и виду жилья, украшениям, разнообразию артефактов, богатству погребального инвентаря и расходам на соответствующие ритуалы, а также по здоровью индивидуумов.

Примечательной особенностью Теотиуакана являлся равный доступ к любым товарам без искусственных ограничений, когда у более зажиточных лиц их просто, естественно, было больше. Необходимо отметить, что, в сравнении с остальной Месоамерикой, город обеспечивал своим жителям более высокий уровень жизни. Там было больше возможностей, определённая безопасность и более сбалансированная диета, в которую входили кукуруза, тыква, бобы, амарант, собаки, индейки, кролики, зайцы, олени, водоплавающие птицы, рыба и другие продукты. Такой рацион был характерен и для низкостатусных компаундов, например, Остойауалько 15В, Тлахинги 33. Так, жители Тлахинги 33 в достаточной степени потребляли витамин B12, то есть продукты животного происхождения, чтобы избежать связанных с его отсутствием болезней, например, мегалобластной анемии, поротического гиперостоза, cribra orbitalia[1] и других. А обитатели некоторых компаундов могли иметь доступ и к аллохтонным плодам и растениям, например, жители Сан-Антонио-Лас-Пальмас – к табаку, жители Теопанкаско – к авокадо, а жители Тламимилольпы и Теопанкаско – к хлопку. Если провести сравнение с другими древними сообществами, где было около 5% богатых, наслаждавшихся всеми благами, а остальные 95% являлись простолюдинами, то Теотиуакан резко отличался от остального мира – там существовал значительный «средний класс», а доступ к любым ресурсам имелся практически у всех его жителей. Естественно, этот город служил своеобразным магнитом для людей, ищущих лучшей доли.

Предметы роскоши также встречаются практически во всех компаундах. Это касается курильниц театрального типа и богато декорированных сосудов-триподов, хотя чаще всего они появляются в компаундах Шолальпан и Тламимилольпа. Правда, в бедном районе Остойауалько сосуды-триподы обнаруживают крайне редко, однако богато декорированная курильница театрального типа была найдена там в Захоронении 8 вместе с останками 22-летнего мужчины с искусственно деформированным черепом (эта черта в Теотиуакане встречается довольно редко и служит индикатором чужеземцев). А в рабочем районе Тлахинга обнаружили неожиданные для таких мест престижные предметы: сосуд, который его хозяева бережно хранили и даже со временем залатали отколовшийся кусок; каменную ритуальную маску и, вероятно, музыкальные инструменты в виде панцирей черепах и костяной тёрки – признаки того, что даже у людей с небольшим достатком имелись возможности для сравнительно хорошей жизни с развлечениями. Другое дело, что количество и качество предметов роскоши варьировалось в зависимости от статуса и богатства обитателей компаунда. Это касается и фресок, которыми покрывали стены практически всех компаундов, но самые лучшие из них найдены в крупных комплексах, расположеных ближе к Дороге мёртвых (правда, встречаются исключения из данного правила). Социально-экономическое расслоение заметно и по используемым в строительстве материалам – если ближе к центру в домах стены делались из камня, который затем покрывали штукатуркой, то чем дальше на периферии, тем больше их было из смеси адобы и камня, а использование штукатурки и нанесённых поверх неё фресок сводилось к минимуму. Отметим также, что чем богаче компаунд и центр баррио, тем обычно больше у него главная площадь и храм (в Теопанкаско, например, площадь храма небольшая).

К числу ресурсов, которые, по всей видимости, контролировало государство, принадлежали жадеит, слюда и сланец. Около 90% слюды найдено только в двух компаундах – Шалле и Группе Викинг. В остальных обнаруживали лишь незначительное по объёмам её количество – эта неравномерность явно указывает на контроль со стороны «высшей элиты». Так, в Теопанкаско археологи во время раскопок нашли лишь 71,14 граммов слюды, что, конечно же, ни в какое сравнение не идёт с 35 килограммами из группы Викинг или 37 килограммами из Шаллы. Тем не менее, несмотря на «элитность», слюда встречается и в компаундах попроще. Так, в Остойауалько 15В её использовали для «глаз» в курильницах театрального типа, а в Теопанкаско слюду находят в важных захоронениях в виде геометрических фигурок. Таким образом, пусть даже в самых небольших количествах, доступ к данному ресурсу был у многих баррио и компаундов.

В каждом компаунде города всегда выделяется одно домохозяйство, находящееся на вершине иерархии. Например, в Остойауалько 15В это домашнее хозяйство, где обнаружили культ Бога грозы, богатые захоронения и чужеземная фауна. Далее в компаундах можно проследить социальное расслоение по следующим признакам: размерам комнат и жилой площади в целом, украшениям, захоронениям, подношениям и прочее.

Высказывалось предположение, что в Теотиуакане не существовало чётко определённых классов, однако сам мегаполис соответствует концентрической модели городов, которая предшествовала современной. Если говорить упрощённо, местное общество делилось на несколько слоёв/классов. В рамках города можно вычленить элитные (ближе к центральной части Дороги мёртвых с дворцами и храмами), промежуточные (на территории с большей плотностью, где расположены центры баррио и проживала верхушка «среднего класса») и не элитные (расположенные на периферии, где обитали простолюдины и этнические иммигранты, а также находились многочисленные ремесленные производства) комплексы, внутри которых также отмечены сложные различия по этническим, профессиональным и социальным признакам. Всего к элите принадлежало несколько тысяч жителей города.

«Дорога мёртвых» - главная улица Теотиуакана. Фото: Д. Иванов

«Дорога мёртвых» - главная улица Теотиуакана. Фото: Д. Иванов

В то же время есть исследователи, которые считают, что неравенство между группами в самом Теотиуакане и других деревнях и городах не было существенным, даже несмотря на различия в погребальных ритуалах. Вполне возможно, что государство опиралось на власть в жилых компаундах, лидеры которых служили в качестве связующих элементов между ним и домохозяйствами. Такая модель хорошо согласуется с гипотезой о корпоративном устройстве города, коллективизме и связи идентичности с компаундом, когда нарочитая демонстрация роли личности уже не имеет большого значения для общества в целом.

Правители и их дворцы

Разношёрстным, многоэтничным обществом Теотиуакана руководили правители, которые, конечно же, должны были проживать во дворцах. Первые раскопки, проводившиеся много лет назад, редко позволяли установить назначение комнат, поэтому теперь затруднительно определить, где же находились эти резиденции властителей города. Главными кандидатами на роль дворцов являются компаунды, примыкающие к южной и северной сторонам храма Пернатого змея, расположенного внутри огороженной территории Сьюдаделы. Оба имеют симметричный план, что может указывать на дуумвират в правлении. Однако высказывались серьёзные сомнения относительно пригодности этих строений для выполнения различных дворцовых функций – социальных, бюрократических и жилых. Фрески там присутствуют лишь на ранних этапах строительства, а после финальной перестройки они не были нанесены на стены. Это может указывать на смену назначения зданий. Возможно, когда засыпали храм Пернатого змея, одновременно произошёл перенос царского дворца, например, в Комплекс Дороги мёртвых, расположенный между Сьюдаделой и пирамидой Солнца. Занимающий 12 гектаров, он является своего рода городом в городе. В комплексе имелись жилые резиденции и многочисленные помещения для занятия различными видами деятельности, вполне подходящими для посетителей и обитателей дворца.

Многие исследователи считают, что в ранний период истории Теотиуакана с культом правителя ассоциировался именно храм Пернатого змея, а перенос дворца в Комплекс Дороги мёртвых связан с отказом от единоличного правления и переходом к корпоративному, бюрократическому устройству. Бюрократами и клерками стали представители элиты «среднего класса». В этот период, в фазу Шолальпан, происходит разрастание бюрократического аппарата, ярким свидетельством чего служит расширение Комплекса Дороги мёртвых и увеличение количества нарисованных на фресках в компаундах элиты «среднего класса» жреческих и/или вооружённых персонажей. Тогда же увеличивается производство сосудов-триподов с изображениями этих привилегированных особ на покрытых штукатуркой стенках. Такой «бюрократический» сценарий вполне возможен, хотя по одним лишь археологическим данным всегда сложно доказать корпоративную форму правления. Нужно учитывать ещё и тот факт, что даже в ранней истории Теотиуакана, его правители никогда не были настолько персонифицированы, как, например, цари и царицы майя классического периода.

Третьим кандидатом на роль царского дворца в Теотиуакане является огороженный комплекс Шалла, расположенный к северо-востоку от пирамиды Солнца. Он занимает площадь в 4,5 гектара и состоит из дворцов, платформ и пирамид. Возможно, этот комплекс был дворцом правителя до того, как административным центром стала Сьюдадела. Однако строительство Шаллы началось немного позже появления компаундов Сьюдаделы – в фазу ранняя Тламимилольпа (150-250 гг.). Существует версия, что данный комплекс служил наиболее подходящим местом для заседаний представителей правящей корпорации – не зря там по краям одной площади с ритуальной платформой в центре стоят на платформах четыре сооружения.

Также дворцами правителей Теотиуакана теоретически могли быть Площадь колонн, где находятся ещё не раскопанные строения, принадлежащие к числу самых высоких в городе (археологические работы начались там только в 2015 году), Дворец Кецальпапалотля, Дворец Солнца, Комплекс западной площади. Возможно, дворцы находились и в других, ещё неизвестных и не раскопанных местах.

Некоторые учёные (например, Л. Мансанилья) считают, что ещё одним центром управления в мегаполисе служили центральные части баррио, где проживала элита «среднего класса». Не все согласны с тем, что значимость баррио в политической структуре города была столь высокой, однако существуют свидетельства в какой-то степени независимого управления ими со стороны элиты «среднего класса». В каждом баррио имелись свои центральные жилые компаунды, в которых проживали состоятельные горожане, обеспечивавшие постоянной работой наёмных специалистов. Так, в Теопанкаско в таком компаунде ремесленники занимались изготовлением регалий и головных уборов для жрецов и военных, и делали они их из импортируемых с побережья Мексиканского залива материалов. Даже рыба в баррио поставлялась с побережья. Таким образом, вполне вероятно, что подобные Теопанкаско могущественные дома сами, без участия государства, наладили связи с другими регионами Месоамерики, откуда получали товары и сырьё.

В число представителей «среднего класса» входили и военные. Теотиуакан не был мирным городом, как могло казаться ранее. Некоторые учёные даже считают, что агрессивная внешняя экспансия являлась ключевым фактором становления и развития теотиуаканского государства. А для ведения захватнических войн и контроля территорий требовались военная мощь и эффективная администрация, которая занималась бы сбором дани с покорённых земель.

Вполне вероятно, что из теотиуаканских воинов формировались «прикреплённые» к различным храмам ордена, как это практиковалось у ацтеков. В иконографии города встречаются знакомые нам по истории ацтеков воины-орлы и воины-ягуары. Возможно, в таких формированиях были задействованы даже иммигранты.

По мнению Л. Мансанильи и других исследователей, представители военных орденов птиц и семейства псовых составляли с царём Теотиуакана триумвират. Другие учёные настаивают на дуумвирате. Нельзя исключать и возможность традиционного единоличного правления царя, возможно, избиравшегося советом правящих семей либо посредством какой-то другой формы коллективного решения.

Все эти сомнения возникли из-за того, что в городе до сих пор не выявили царских изображений или могил. Даже обнаруженный в 2003 году тоннель, вырытый древними под пирамидой Пернатого змея, подававший вначале надежды на то, что археологи наконец-то найдут царское погребение, после завершения многолетних раскопок поверг С. Гомеса и других исследователей в небольшое оцепенение. Было найдено свыше 50 тысяч ценных артефактов, некоторые из них уникальны для Теотиуакана. Обнаружен участок с распыленным везде пиритом (при слабом освещении пол искрился, а стены сверкали), находили даже ртуть (вероятно, побочный продукт изготовления киновари). Очевидно, место обладало для теотиуаканцев огромным ритуальным, символическим значением. Но могилы правителя там не было… В 2017 году исследователям подарил надежду ещё один обнаруженный вероятный тоннель – на этот раз под площадью Луны. Он, видимо, ведёт прямо под пирамиду Луны. Впрочем, существует точка зрения, которая перечёркивает все шансы на нахождение каких-либо царских погребений. Согласно ей, в Теотиуакане мог существовать культ хранения останков правителей в специальных погребальных свёртках, которые вместе с привязанными к ним каменными масками, возможно, находились в храмах, венчающих вершины многочисленных пирамидальных платформ вдоль Дороги мёртвых. А до нас они не дошли, поскольку в 550 году в мегаполисе были сожжены все храмы центра.

Сам вопрос, были ли у столь могущественного города правители, волнует исследователей уже долгое время. Отсутствие царских изображений специалисты считают исключительным случаем. В отличие от майя классического периода, в Теотиуакане не устанавливали стел, на которых могли бы быть вырезаны профили владык. Нет таких явных изображений царей и на обнаруженных археологами фресках. Это побудило некоторых исследователей предположить наличие в Теотиуакане корпоративного управления, заметно отличавшегося от единоличного владычества царей. В истории человечества и даже доколониальной Центральной Мексики это был бы не уникальный случай.

Л. Мансанилья считает, что каждую из четырёх явно выделяющихся частей города контролировали определённые кланы, имеющие свои символы. Например, на северо-западе властвовал клан с эмблемой в виде хищной птицы, а его храм располагался на пирамиде Луны; северо-востоке – род с символом в виде ягуаров и персонажей в «очках», имевший храм на пирамиде Солнца; юго-востоке – клан с эмблемой в виде пернатого змея и храмом на пирамиде Пернатого змея; юго-запад – род с символом в виде койотов и прочих представителей семейства псовых, но уже без своего монументального храма. Иконографически эти кланы, возможно, представлены на сосуде из Лас-Колинас[2], а также отражены в часто встречающемся в изобразительном искусстве города четырёхлистном цветке (некоторые исследователи даже считают его эмблемой Теотиуакана).

Выдвигалась также версия, что в городе сосуществовали различные формы правления. Так, Дж. Каугилл считает, что до начала нашей эры в Теотиуакане было эгалитарное правление, затем там властвовали цари, что проявилось в масштабном строительстве огромных монументов и реорганизации города, продуманность которой свидетельствует в пользу сильной руки единоличного правителя. Далее произошла смена формы правления на более формальную и корпоративную – это случилось после осквернения храма Пернатого змея и привело к прекращению масштабных проектов, вместо которых теотиуаканцы уделяют внимание обновлению и надстройке уже существующих сооружений и платформ вдоль Дороги мёртвых, а также строительству жилых компаундов. Но есть вероятность того, что исследователи просто ещё не идентифицировали сцены с изображениями правителей древнего мегаполиса – таким непонятым изображением может быть роспись на портике в Белом патио Атетелько, датируемая примерно 300-400 гг. Там у самого большого здания на фреске зафиксирован, как считают некоторые исследователи, образ царя. А на фресках стоящих друг напротив друга северного и южного зданий показаны соответственно воины орлы и койоты. Другим кандидатом на роль изображения царя является скульптура из дворца, называемого Комплексом западной площади. На портике 11 из Тетитлы есть фреска с изображением ещё одного возможного правителя Теотиуакана – на этот раз как бы появляющегося из чаши, то есть возрождаемого посредством ритуалов из потустороннего мира мёртвого царя.

Скульптура Великой богини, найденная у пирамиды Луны. Национальный музей антропологии (Мексика). Инв. № 10-0001163. 200-650 гг. Высота 316 см. Фото: Д. Иванов

Скульптура Великой богини, найденная у пирамиды Луны. Национальный музей антропологии (Мексика). Инв. № 10-0001163. 200-650 гг. Высота 316 см. Фото: Д. Иванов

Нельзя также полностью исключать возможность правления в Теотиуакане царицы, а не царя. Для Месоамерики это не типично, но примеры женщин-правительниц у майя и миштеков позволяют нам относиться к данной гипотезе весьма серьёзно (существует мнение, что какое-то время даже ацтеками правила женщина, о которой они впоследствии в своих исторических хрониках скромно умолчали). Изображённая на фреске в Тепантитле и на скульптурах у пирамиды Луны Великая богиня, по одной из версий, могла быть либо правительницей, либо правителем в женском облачении (одеяние кечкемитль, характерное для этих образов, считают женским нарядом). Некоторые исследователи предполагают, что незаконченная монументальная скульптура высотой свыше 7 метров и весом около 180 тонн, найденная в каменоломне Коатлинчана возле Тескоко, в 25 километрах от Теотиуакана, возможно, являлась попыткой царя или царицы мегаполиса запечатлеть свой образ, а забросили её изготовление тогда, когда в самом Теотиуакане произошёл отказ от единоличного правления в пользу корпорации.[3] Сейчас этот огромный монумент стоит у входа в Национальный музей антропологии в Мехико. В теотиуаканском музее хранится также каменная скульптура в виде кулака. Она весьма внушительна по размерам – около 70 см, но её происхождение и дата изготовления неясны. Если кулак являлся частью большей скульптуры, тогда её высота должна была составлять не менее нескольких метров. Такая статуя могла изображать единоличного правителя, однако это лишь весьма гипотетическое предположение, ведь даже непонятно, существовала ли она на самом деле.

Монумент из Коатлинчана. Фото: Jaontiveros/Wikimedia

Монумент из Коатлинчана. Фото: Jaontiveros/Wikimedia

По одной из версий, за единством в мировоззрении и политической идеологии теотиуаканцев скрывалось серьёзное разделение общества. Конкуренция и противостояние между родами и влиятельными домами могли сделать практически невозможным установление в Теотиуакане царской наследственной династии. Даже наличие сильного правителя вовсе не означает, что теотиуаканское общество было лишено раздробленности, внутренних распрей и конкуренции. Символически такое противостояние, возможно, представлено в образах богов – Бог грозы являлся соперником или преемником Пернатого змея, то есть династия, которой он покровительствовал, после ожесточённой борьбы изгнала из города или иным способом устранила своих конкурентов из старого правящего рода Пернатого змея, что проявилось в осквернении соответствующего храма и дальнейшем забвении культа этого божества в центральной части мегаполиса[4]. В то же время, наличие внутренней конкуренции вовсе не обязательно должно означать слабость административного аппарата и самого государства. Мощь и большие возможности мегаполиса, а также сила его правителей и место Теотиуакана в космосе нашли своё проявления в масштабной реорганизации всего города, предпринятой в период между 200 и 300 гг. Одни учёные считают, что реорганизация происходила по единому, генеральному плану, в основу которого легла единица измерения с космологическим значением. Другие исследователи отмечают, что она осуществлялась постепенно с развитием города. В любом случае, многочисленные свидетельства указывают на то, что ортогональная городская планировка связывалась с понятием времени, календаря и космологии, а реализация столь масштабной перестройки не могла проходить без наличия мощной силы, стоявшей за этим начинанием. Был ли это единоличный правитель, пока точно сказать нельзя.

Итак, правил ли в городе царь? Существовала ли в Теотиуакане республика? Можно ли говорить о выборности лидера мегаполиса, пришедшей на смену наследственной власти царя? Какая вообще форма правления была в городе – дуумвират, триумвират или что-то другое? Ответы на эти вопросы нам ещё предстоит узнать.



[1] Cribra orbitalia — небольшие отверстия в стенках глазниц, считаются признаком анемии и нехватки витамина C.

[2] Лас-Колинас находился в 2,5 километрах восточнее Кальпулальпана – административного центра, расположенного в 40 километрах от Теотиуакана и подпавшего под его прямое влияние.

[3] Согласно другим предположениям, данная скульптура является образом божества – Бога грозы или Великой богини. Однако консенсуса нет. З. Паулиньи отмечает, что даже пол статуи непонятен, не говоря уж об остальном.

[4] Тем не менее, образ Пернатого змея сохранился в искусстве Теотиуакана, в частности его можно встретить на фресках Сакуалы и других компаундов.