Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Воины

Дида С., Стюфляев М. ::: Теотиуакан. Город богов

О присутствии воинов в мегаполисе известно благодаря археологии и памятникам искусства. Многочисленные марширующие люди с воинскими регалиями зафиксированы на фресках и керамике. Благодаря обилию находок, связанных с военной тематикой, в том числе в пирамиде Луны, можно сделать вывод, что в теотиуаканском обществе воины играли значимую роль. Местную армию снабжали вооружением, которое изготавливали в больших количествах в государственных мастерских опытные мастера.

Поскольку для теотиуаканцев огонь имел тесные ассоциации с войной, часто воинов изображали на фресках с исходящим от них пламенем. С огнём и войной, как отмечали Л. Сежурне и Дж. Берло, в Теотиуакане также ассоциировались бабочки – они представлялись индейцам душой умерших воинов. Бабочка оказалась идеальным воплощением представлений о возрождении: сначала она рождается и становится гусеницей, затем «умирает», превращаясь в куколку, а после «возрождается», превращаясь в бабочку. Таким же образом душа покидала кремируемый свёрток с умершим в бою воином, превратившись в бабочку. Именно поэтому бабочки и образ воина встречаются на курильницах театрального типа.

Фрагмент фрески из Атетелько с изображением воинов-койотов. Реконструкция, Национальный музей антропологии в Мехико. Фото: Wolfgang Sauber/Wikimedia

Фрагмент фрески из Атетелько с изображением воинов-койотов. Реконструкция, Национальный музей антропологии в Мехико. Фото: Wolfgang Sauber/Wikimedia

Среди вооружения, запечатлённого в иконографии, отчётливо видны связки дротиков и копьеметалки. Именно эти предметы являются индикатором теотиуаканских воинов. Видно также, что наконечниками дротиков служили каменные отщепы. Соединение наконечника с древком часто отмечали неким круглым предметом, возможно хлопковым пучком. Связки дротиков обматывались некой тканью, что позволяло легче их переносить. Атлатль же всегда отчётливо демонстрировался, чтобы смотрящие сразу определили в изображённом персонаже воина. В верхней его части выделяется декоративный элемент – это могли быть знаки года, полоски бумажек, небольшой кусочек меха или пучок перьев. Ещё одним важным отличительным признаком костюма воинов являлось носимое на спине зеркало, которое ацтеки называли тескакуитлапилли. Это был небольшой каменный диск, на который приклеивали мозаику из пиритовых кусочков[1]. По рисункам видно, что теотиуаканские тескакуитлапилли часто обрамляли птичьи перья. Остальные элементы костюма воинов встречаются не только у них. Они носят сандалии, ожерелья из раковин или бусин, короткие юбки с набедренной повязкой, большие ушные вставки. Дополнительными признаками воинов служили знаки года, совиная пектораль и так называемые «очки» – пара кружков, запечатлённых на глазах или лбу.

Судя по всему, оружие хранили в специальных арсеналах. Как отмечает К. Гарсия-де Лурьер, в этом отношении прослеживается чёткая аналогия с арсеналами более поздних ацтеков, которые у них назывались тлакочкалько или тлакочкалли («дом дротиков») и согласно этноисторическим источникам опознавались помещённым на дверной проём щитом со скрещенными дротиками или колчанами. Схожая иконография встречается в Теотиуакане – на фоне храма/здания можно увидеть эмблему щита с дротиками. Близкую ассоциацию с «домом дротиков» имеет часто изображаемый рядом головной убор с кисточками. Так, К. Миллон и З. Паулиньи отмечали, что его носители были, вероятно, видными военачальниками в Теотиуакане. Вполне возможно, что, как и в Теночтитлане ацтеков, обладатель головного убора с кисточками занимал одну из высших должностей в мегаполисе, являлся своего рода тлакочкалькатлем («хранителем дома дротиков»), членом теотиуаканского прототипа «Совета четырёх»[2], возможно, изображёного на знаменитой чаше из Лас-Колинас – по крайней мере, там присутствует персонаж, носящий головной убор с кисточками и отмеченный иероглифом в виде этого убора.

Идущие друг за другом койот и сетчатый ягуар. На них головные уборы, а под пастью кровоточащие сердца. Фрагмент фрески из Атетелько. Фото: Ymblanter/Wikimedia

Идущие друг за другом койот и сетчатый ягуар. На них головные уборы, а под пастью кровоточащие сердца. Фрагмент фрески из Атетелько. Фото: Ymblanter/Wikimedia

Воинов в городе часто изображали одетыми в костюмы различных животных или же имеющими некоторые черты зверей. Видимо, они могли формировать своеобразные военные ордена, как это было у ацтеков. В иконографии Теотиуакана воины часто так и предстают – по группам согласно «роду войск». Возможно, члены различных орденов враждовали или соревновались друг с другом, по крайней мере, их редко изображали вместе. Среди костюмов выделяются орлы, ягуары, пумы, некие представители семейства псовых, вероятно, койоты, и змеи. Совершенно очевидно, что подобные наряды воины носили для устрашения своих противников. Однако у этого действа был и другой смысл, связанный со всеобщим представлением народов Месоамерики о существовании двойников человека в другом, потустороннем мире. У науа они назывались нагуалями. Двойники появлялись на свет в то же время, что и сам человек и имели облик различных животных. При этом они всегда были связаны со своим земным альтер эго и помогали ему. Возможно, контакт со своим могущественным нагуалем воины поддерживали посредством носимых на спине зеркал, поскольку эти предметы в Месоамерике были неразрывно связаны с потусторонним миром. Таким образом, изображения на фресках Теотиуакана воинов в облике животных могли отражать представление индейцев о способности этих людей трансформироваться в своих нагуалей. В иконографии мегаполиса даже зафиксированы различные степени перевоплощений – от частичных с отличительными человеческими чертами и незначительными звериными элементами, до почти полного превращения, когда костюм воина носит идущий на двух ногах нагуаль и совершенной трансформации, при которой нагуаля воина можно отличить по сохранившемуся головному убору и тому, как он дует в раковину. Так показывалась сила теотиуаканских воинов не только в земном, но и потустороннем мире, вселяющая веру в могущество Теотиуакана как его жителям, так и посетителям мегаполиса.



[1] Скорее всего, это была пиритовая мозаика, поскольку на данный момент в Теотиуакане классического периода археологами обсидиановые зеркала не обнаружены. С другой стороны, ацтеки для гадания и связей с потусторонним миром использовали именно обсидиановые зеркала, а пиритовые применяли во вполне бытовых целях.

[2] В Теночтитлане «Совет четырёх» возглавляли люди, занимавшие высшие государственные должности, часто ближайшие родственники правителя. Это был выборный орган – на основании его решения определялся следующий владыка/тлатоани ацтеков.