Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Божества

Дида С., Стюфляев М. ::: Теотиуакан. Город богов

Кем бы ни были теотиуаканские правители, их власть зиждилась на особых контактах с силами плодородия, жизненно важных для любого земледельческого общества. С плодородием, земледелием и военным культом связаны и ключевые божества Теотиуакана. Наиболее значимыми земледельческими ритуалами были те, в которых использовались образы Пернатого змея, Бога грозы и Бога бабочки.

Фундаментальным в месоамериканской религии и мифологии, как уже отмечалось, является представление о делении пространства в нашем мире на четыре части и центр. Очевидно, оно было характерно и для теотиуаканского мировоззрения. Следует учитывать, что каждый бог мог иметь разные проявления, ассоциируемые с различными местами, территориями, сторонами света и цветом. Это затрудняет современным исследователям комплексное понимание теотиуаканской религии и, вероятно, приводит к ошибкам в интерпретациях.

Божества в Теотиуакане могли также группироваться по триадам, что отражено в архитектуре мегаполиса, в которой отчётливо выделяются комплексы из трёх пирамидальных храмов. У майя классического периода подобные триады выступали божествами-покровителями как определённого места, так и правившей там династии – то же самое могло происходить и в Теотиуакане.

Старый бог огня

Старого бога огня порой обозначают именем Уэуэтеотль («Очень старый бог»). Так называлось ацтекское божество, а теотиуаканский аналог, вероятно, являлся его прототипом. Теотиуаканский бог огня изображался в виде сгорбленного старого человека, сидящего со скрещенными ногами и круглой чашей на голове. Его скульптуры, вероятно, использовали только в домашних, внутренних ритуалах – он был действительно «старым» божеством, известным ещё с формативного периода. Жаровни в его честь часто находят в или у центральных патио городских компаундов. Тем не менее, Старый бог огня являлся довольно заметной фигурой в теотиуаканском пантеоне. Его статуи выявляли во всех частях города – как в элитных, так и в более простых компаундах. На сегодняшний день известно свыше ста таких скульптур, имеющих в среднем высоту от 30 до 70 см. Вероятно, поклонение этому богу объединяло людей разного социального положения. Исследователи полагают, что Старый бог огня был связан с очагом и вулканами – его скульптуру чаще всего изготовляли из вулканического камня. Так индейцы преобразовали опасную огненную силу непредсказуемых вулканов в энергию домашнего очага. В то же время, до сих пор неизвестно, из каких каменоломен добывался камень для подобных скульптур, а также в каких мастерских города их изготовляли. Как уже упоминалось выше, Старый бог огня был связан с одним из главных монументов Теотиуакана – пирамидой Солнца, и с вероятно проводившимися у её подножия церемониями зажжения Нового огня. Примечательно, что во многих случаях его скульптуры находят в связке с сосудами Бога грозы и водными символами, а также различными частями человеческого тела или разобранными курильницами, разбитыми предметами и каменными скульптурами, что напоминает древние традиции ольмеков. Активное использование скульптур Старого бога огня в Центральной Мексике прекращается с коллапсом Теотиуакана в VI веке. В течение нескольких столетий их практически не находят в регионе, однако затем стали попадаться похожие по форме скульптуры в городе тольтеков Туле. И самой примечательной оказалась обнаруженная в главном ацтекском храме копия скульптуры теотиуаканского божества, но уже с ацтекскими атрибутами и символами.

Скульптура Старого бога огня с жаровней на голове. Следы воздействия огня на жаровне показывают, что данную статую использовали для церемоний и на ней что-то сжигали. Национальный музей антропологии (Мексика). Инв. № 10-0081811. 150-550 гг. 65х63х66 см. Фото: Д. Иванов

Скульптура Старого бога огня с жаровней на голове. Следы воздействия огня на жаровне показывают, что данную статую использовали для церемоний и на ней что-то сжигали. Национальный музей антропологии (Мексика). Инв. № 10-0081811. 150-550 гг. 65х63х66 см. Фото: Д. Иванов

Пернатый змей

Пернатый змей являлся до определённого момента доминирующим божеством в Теотиуакане. Изображения змеи, покрытой перьями, можно было встретить повсеместно. С. Сугияма отмечает, что теотиуаканский Пернатый змей изначально воплощал в себе не только черты змея и птицы, но также ягуара с крокодилом, а позже и других животных. Примечательно, что на данный момент в городе известен лишь один образ реалистичной змеи – все остальные их изображения скорее фантастические. Пернатый змей символизировал плодородие и его культ распространился по всей Месоамерике уже после упадка Теотиуакана. На четвёртом фасаде пирамиды Пернатого змея, возможно, показана роль этого божества в сотворении мира. Там серия голов Пернатого змея, проникающих из одного мира в другой через круглое зеркало, чередуется с, как считает С. Сугияма,  головами первого чудовища-крокодила – прототипа  ацтекского Сипактли, из которого, согласно мифу, был сотворён мир и который олицетворял собой первый день ритуального календаря.  С. Сугияма пришёл к выводу, что это картина начала новой эры и возникновения царской власти. Существует, однако, предположение, что обе скульптуры являются изображениями не голов, а головных уборов. К. Таубе считает, что перед нами не крокодил (изображения которого редко встречаются в мегаполисе), а другой змей (головной убор змея), связанный с войной и огнём, обсидианом и звёздами, прототип постклассического огненного змея Шиукоатля, которого учёный условно назвал Змеем войны или Мозаичным змеем. Этот образ часто встречается в иконографии у испытавших влияние Теотиуакана майя, где он именовался Вашаклахуун-Убаах-Чан, что в переводе означает «Восемнадцатиглавый змей». Примечательно, что по обе стороны от лестницы перед западным фасадом храма Пернатого змея размещалось ровно по восемнадцать голов «Змея Войны». Так или иначе, споры о природе данного существа ведутся до сих пор.

Часть фасада пирамиды Пернатого змея. Головы змея зафиксированы на балюстраде и на талудах. Фото: Г. Баишева

Часть фасада пирамиды Пернатого змея. Головы змея зафиксированы на балюстраде и на талудах. Фото: Г. Баишева

Ассоциации с плодородием (водой) и военным символизмом показаны явно в одном из самых крупных подношений в храме Пернатого змея, где найдены следующие предметы: керамические сосуды, на которых изображен Бог грозы, тысячи необработанных спиральных ракушек и двустворчатых моллюсков и около тысячи артефактов из зелёного порфира – всё это сопровождало двадцать принесённых в жертву людей. Пернатый змей чаще, всё же, имел ассоциации с кровавыми ритуалами, нежели с военной тематикой. На керамических сосудах изображения его головы встречаются с сердцем и/или каплями, что, возможно, указывает на связь божества с жертвоприношениями. Его также часто изображали в связи с ритуалами и без прямого указания на человеческие жертвоприношения. Ассоциации с плодородием также прослеживаются в случаях, когда теотиуаканцы изображали потоки некой оросительной жидкости изо рта змея – в данном случае сложно сказать, была это кровь или же вода, но, возможно, они метафорически приравнивались друг к другу. Вспомним также, что сама Сьюдадела и храм Пернатого змея стоят на том месте, где ранее проходило русло реки Рио-Сан-Хуан и оросительные каналы – реку теотиуаканцы заставили течь в другом месте, а каналы засыпали. Возможно, столь явным образом показали власть Пернатого змея над водным потоком. Образ этого божества также часто встречается по краям фресок как структурно образующий элемент священного пространства. Его можно отличить на головных уборах, керамических сосудах, штампах, украшениях адорно. Существуют изображения змея на циновке – хорошо известном во всей Месоамерике символе власти. При этом образ циновки в Теотиуакане встречается практически только в связи с Пернатым змеем. Учитывая, что в пирамиде Пернатого змея найден деревянный скипетр с головой пернатой змеи, имеются все основания согласиться с Д. Карраско и другими исследователями, что этот бог в Теотиуакане ассоциировался с властью и являлся её символическим олицетворением. Прослеживается также связь Пернатого змея и с планетой Венерой. Ряд исследователей считают, что он занимал подчинённое положение по отношению к следующему обсуждаемому нами божеству – Богу грозы.

Бог грозы

Теотиуаканский Бог грозы (или Бог дождя, как его именуют некоторые исследователи), очевидно, является прототипом более позднего ацтекского Тлалока, однако вряд ли заимствование было прямым и полным, поэтому с конца 80-х гг. прошлого века учёные предпочитают не называть теотиуаканское божество ацтекским именем. Огромную важность данного образа для пантеона и ритуальных практик Теотиуакана нельзя недооценивать. В городе найдено большое количество керамических сосудов с изображениями Бога грозы, также на фресках известно множество элитных персонажей, одетых так, словно они являются имперсонаторами этого божества. Его образ встречается в мегаполисе повсеместно, поэтому многие считают Бога грозы главным в пантеоне Теотиуакана. Его популярность не удивляет – в долине Мехико нередки штормы с молниями и порой сильными ветрами. Не только сильный дождь, но и град мог выпасть в виде осадков, причём порой выкашивались только определённые участки полей по одной линии, а другие оставались нетронутыми.

В иконографии Бога грозы выделяют следующие три основные характеристики:

1) «очки» (кольца на глазах);

2) верхняя губа с изгибом (усы);

3) выступающие клыки из-под губ.

Известны, однако, и другие, вспомогательные, характерные черты божества, встречающиеся не во всех изображениях. Так, в ряде случаев его сопровождают потоки воды, облака и заполненные водой кувшины. Исследователи единодушны в том, что это божество дождя и плодородия, однако в его иконографии часто встречаются ягуарьи атрибуты, то есть можно вести речь об объединении военных ассоциаций с плодородием. С войной и военными действиями связывали его способность нести разрушения, сопровождаемые молниями и огнём. Бог грозы выступал покровителем воинов, сражавшихся под его знамёнами – «очки» бога являлись важным элементом внешнего облика теотиуаканского воина. По всей видимости, «очки» у богов дождя появляются в Теотиуакане, хотя другие черты, например кошачьи клыки, можно отследить и в более раннем формативном периоде. Данное божество было олицетворением имперских амбиций мегаполиса.

Бог грозы встречается на мерлонах, где внутри пятиконечной звезды показаны его лицо, «очки» и раздвоенный язык. Из открытой пасти вытекает поток воды и исходят облачные завитки. Изрыгающая воду звезда известна в теотиуаканской письменности, а также  майяских текстах, где так называемый иероглиф «звёздной войны» является глаголом и изображался в виде звезды, орошающей землю потоками воды. Таким образом, Бог грозы метал молнии и насылал смертельно опасные потоки воды, что заставляет вспомнить ацтекскую метафору для обозначения войны – атль-тлачинолли («горящая вода»), а также аналогичное майяское выражение «стала озером кровь».

С Богом грозы и ритуалами плодородия было тесно связано использование зелёного обсидиана, высоко ценимого за свой цвет, ассоциировавшийся в Теотиуакане с водой и, в широком смысле, с земледелием и культом плодородия.

Бог-бабочка

Возможно, очки Бога грозы имеют ассоциации с глазами бабочек, поскольку у многих мужских фигурок встречаются такие очки бабочек. По одной из версий, образ бабочки был связан со своего рода народной религией в отличие от ритуальных практик элиты, ориентированных на основных богов Теотиуакана, например, Пернатого змея и Бога грозы. С другой стороны, Бог-бабочка покровительствовал торговцам и послам.  Представители этого класса в своих ритуалах использовали изысканные курильницы театрального типа, имевшие украшения в виде бабочек – наряду с птицами они всегда встречаются на подобных керамических предметах. Бабочки также известны на печатях, сосудах с расписным или резным орнаментом и фресках. С Богом-бабочкой теоретически можно связать строение, ныне именуемое Дворцом Кецальпапалотля. Его образ присутствует также на одной урне из Монте-Альбана фазы IIIА (200-500 гг.), то есть за пределами Теотиуакана. Исследователи отмечают, что данное божество не встречается в формативном периоде, а после классического периода фигурирует у тольтеков, миштеков и ацтеков. В постклассическое время бабочка у народов Центральной Мексики имела ассоциации со смертью, погребальным символизмом. Прослеживается такая же аналогия и в Теотиуакане классического периода. Бабочка там одновременно ассоциировалась с плодородием и пламенем, возможно, пламенем и искрами, которые исходили от сгорающего при кремации свёртка с умершим – отсюда их частое появление на курильницах, где они могли символизировать некое подобие души, в частности души героически погибшего в бою воина.

Бог или Богиня кукурузы

Интересной особенностью Теотиуакана является отсутствие в иконографии явно различимого образа Бога кукурузы, несмотря на то, что аналогичное божество занимает ключевые позиции в других древних обществах Месоамерики. Примечательно, что изображения кукурузы известны – они имеют отношение к Богу грозы, который снабжал поля необходимой водой. На фреске из Течинантитлы видно, как он держит в руках стебли кукурузы и тыквы, а в Сакуале Бог грозы изображён с кукурузными початками в мешке. Однако собственно божество с чертами кукурузы, столь различимое в других древних культурах, до сих пор в Теотиуакане не обнаружено. В то же время, З. Паулиньи выдвинул гипотезу о существовании в местном пантеоне не бога, а Богини кукурузы, предположительно изображённой на самой крупной из обнаруженных в городе скульптур. Исследователь полагает, что с прямоугольным головным убором теотиуаканцы изобразили не Великую богиню или Богиню воды, как считают другие учёные, а именно Богиню кукурузы, имевшую тесную связь с водой. По мнению Паулиньи, скульптура могла располагаться в двух местах – на вершине пирамиды Луны или же на алтаре в центре площади Луны. Вторая подобная, но меньшего размера и изрядно повреждённая статуя также могла изображать ту же богиню и находиться даже рядом со своей более масштабной «сестрой».

Бог «Шолотль»

Недавно в баррио Ла-Вентилья недалеко от Площади иероглифов археологи обнаружили на полу изображение человека с головой животного, частично открывшего пасть с заострёнными клыками. Рисунок со всеми элементами по длине равен 70 см, а по ширине – 40 см. На основании ряда характеристик исследователи назвали его «Шолотлем» - настолько он схож с образом данного ацтекского божества. Теотиуаканский «Шолотль» изображён со слегка приподнятой одной ногой, как будто для танца, и пенисом в возбуждённом состоянии, из которого капает жидкость – на цветущие растения падают большие капли, вероятно, крови, а предположительно семя стекает прямо в дренажное отверстие, ведущее на улицу. Р. Кабрера Кастро считает, что данный образ мог быть связан с плодородием и изобилием. На основании головного убора, сферического сосуда и других элементов, он предполагает сходство этого божества с образами Шолотля, зафиксированными в кодексах постклассического периода. Таким образом, ещё раз можно отметить существование у идей, религии, знаний и концепций постклассических народов Центральной Мексики теотиуаканских корней. Очевидно, что сам Теотиуакан многое унаследовал у предшествовавших ему культур и стал своего рода плавильным котлом идей и концепций народов из различных районов Месоамерики, создал новые образы и, придав им мощнейший импульс, способствовал дальнейшему их распространению, как в пространстве, так и во времени.

Великая богиня

Долгое время считалось, что в Теотиуакане крайне мало изображений богинь. Затем специалисты стали выделять их на различных найденных в течение XX века фресках. Так, Э. Пасстори, Х. фон Виннинг и К. Миллон увидели во фресках множество женских божеств, слитых ими в один образ – Великой богини. Ещё в 1972 г. П. Фёрст выдвинул предположение, что она была главным божеством Теотиуакана. Он опознал Великую богиню на знаменитой фреске из Тепантитлы, отметив по бокам от центральной фигуры жриц, а позади неё родственное ипомеи психотропное вьюнковое растение Rivea corymbosa, известное у ацтеков под названием ололиуки. Ряд исследователей, в том числе Дж. Берло, поддержали и развили эти идеи. Одни связывают богиню с пирамидой Солнца, другие – с пирамидой Луны. Из её рук на известном изображении в Тетитле высыпаются семена, зелёные камни и льётся вода.

Фрагмент фрески из Тепантитлы. Реконструкция, Национальный музей антропологии в Мехико. Фото: Thomas Aleto (flickr)

Фрагмент фрески из Тепантитлы. Реконструкция, Национальный музей антропологии в Мехико. Фото: Thomas Aleto (flickr)

С Великой богиней некоторые исследователи ассоциируют огромную андезитовую статую, найденную возле пирамиды Луны, а также похожую, но меньшую по размерам и изрядно повреждённую скульптуру, обнаруженную на площади Луны[1]. Изначально высказывалось предположение, что это Богиня воды, поскольку имеются стилистически сходные детали с образом ацтекской богини пресной воды Чальчиутликуэ. Данного вывода некоторые исследователи придерживаются и поныне, в то время как другие учёные (Э. Пасстори, Дж. Берло) увидели в скульптуре образ Великой богини. Споры по данному вопросу продолжаются – есть мнение, что в виде статуи запечатлена Богиня кукурузы (З. Паулиньи) или даже правитель (А. Хедрик).

На протяжении порядка тридцати лет Великая богиня считалась бесспорным главным женским божеством Теотиуакана, однако сегодня многие исследователи задаются вопросом: а существовала ли она вообще? Есть сомнения в гендерных признаках божества, поднимаются вопросы о том, действительно ли изображено одно божество… Возможно, образы различных женских божеств или даже реально существовавших личностей были неверно истолкованы. Особо стоит отметить чёткую позицию в этом вопросе исследователя З. Паулиньи, который настаивает, что в едином образе Великой богини искусственно смешаны черты как минимум шести богов и богинь, причём некоторых из них ещё только предстоит выделить и проанализировать. Он считает, что общепринятое представление о существовании Великой богини ошибочно и мешает дальнейшему прогрессу в исследовании иконографии теотиуаканского пантеона.

Таким образом, несмотря на то, что идея о существовании Великой богини была воспринята многими экспертами, в том числе не специализирующимися на исследованиях Теотиуакана, единого мнения на сей счёт нет. Так, К. Таубе полагает, что существовало несколько богинь. Дж. Каугилл не считает Великую богиню важным божеством, подчёркивая несовершенство приписываемых ей диагностических характеристик. Л. Мансанилья и другие исследователи считают главным божеством Теотиуакана Бога грозы, а вовсе не Великую богиню.

Сетчатый ягуар

Сетчатый ягуар, по большому счёту, существо пока неясное. Не совсем понятно даже, ягуар это или пума, но по уже устоявшейся традиции изображения подобных существ в Теотиуакане называют Сетчатыми ягуарами. Из жилых компаундов его изображения можно встретить в Тетитле, Атетелько и Сакуале. В иконографии Теотиуакана они начинают выделяться довольно поздно – в фазу Шолальпан (с 350 г.). Есть предположение, что сетка олицетворяла отблеск света от водной поверхности – тем самым подчёркивалась связь ягуара с водой. Согласно другому мнению, так изображали пойманного в ловушку и затем помещённого в клетку ягуара. Некоторые исследователи считают Сетчатого ягуара ранним аватаром всемогущего и связанного с ягуарами ацтекского бога Тескатлипоки – покровителя правителей и хранителя пещер, имеющего ассоциации с водными источниками.

Пожалуй, самым изысканным изображением Сетчатого ягуара является фреска в Тетитле. На ней зафиксирован преклонивший колено Сетчатый ягуар в роскошном одеянии. По следам ступней на дороге видно, что он идёт в храм и что-то напевает или просто говорит – вероятно, так показали религиозную процессию. Храм, к которому следует Сетчатый ягуар, посвящён воде. Он богато украшен и, судя по жадеитовым дискам с отверстиями посередине, имел большую символическую значимость и был связан с властью. Из храма течёт пресная/питьевая вода со знаком «глаз», орошающая поля, зафиксированные на заднем плане картины, где диагональными линиями помечены оросительные каналы. Возможно, речь идёт о храме, который находился на месте водных источников. После конкисты около 1550 г. там расположился францисканский приход и на месте предполагаемого храма возвели церковь Сан-Хуан-Баутиста. К сожалению, в наше время от одного из древнейших теотиуаканских источников остался лишь небольшой пруд, диаметром около 7 м.

Другие божества

Исследователи выделяют в Теотиуакане и других божеств. Например, так называемого Толстого бога, который имел ассоциации с домашними обрядами и часто изображался на сосудах-триподах и фигурках. Учитывая политеистичный характер религиозных верований и мультиэтничность Теотиуакана, мы уверены, что упомянутыми в данной главе божествами пантеон мегаполиса не ограничивался. Что же касается вопроса о верховном боге города, то на этот счёт до сих пор нет единого мнения.

Итак, в Теотиуакане можно выделить не менее одиннадцати предполагаемых божеств:

1) Великая богиня или Богиня воды; 2) Бог грозы; 3) Пернатый змей; 4) Бог-бабочка; 5) Старый бог огня; 6) Сетчатый ягуар; 7) Бог пульке; 8) Толстый бог (определён по фигуркам); 9) Ободранный бог (определён по фигуркам, связан с домашними ритуалами); 10) Мозаичный змей или Змей войны; 11) «Шолотль».



[1] Есть в Музее искусств Филадельфии ещё одна каменная скульптура чуть меньше 1 метра в высоту, которая схожа с указанными памятниками, но выделяется непропорционально большими кистями рук. На ней сохранилась краска: на белой штукатурке найдены следы красной краски на лице, теле и кечкемитле, а на ушных вставках, ожерелье и перьях – видны остатки зелёной краски.