СЕВЕРНАЯ АМЕРИКА: ТОМАГАВКИ ПРОТИВ РУЖЕЙ
Испанцы первыми из европейцев начали осваивать новые земли. В 1513 г. они явились завоевателями во Флориду, где основывали мелкие поселения. Они принуждали туземцев к рабскому труду на плантациях и насаждали христианство, заставляя их отказываться от религии предков.
Затем испанцы расселились вдоль всего юго-восточного побережья Северной Америки, а позднее и на землях нынешнего Техаса. С их появлением в жизни многих индейских народов пришли кардинальные перемены. Так, например, до прихода белых людей индейцы не были знакомы с лошадьми. Вряд ли будет преувеличением сказать, что своими победами испанцы во многом были обязаны именно лошадям, которых индейцы боялись даже больше, чем арбалетов и мушкетов. Однако со временем там, где селились испанцы, появились большие табуны лошадей. Присматриваясь к ним, индейцы утратили страх перед этими необычными животными и стали ловить отбившихся или сбежавших лошадей, приручать одичавших и даже воровать у испанцев домашних. Со временем индейские племена стали сами разводить лошадей, для чего нередко даже покупали лошадей у испанцев, хотя в самом начале продажа лошадей индейцам строго-настрого запрещалась.
Индейцы предпочитали пегих лошадей и со временем вывели даже собственную породу, получившую у европейцев название аппалачской, по названию горного плато в Северной Америке. Низкорослые пони также были выведены индейцами и были очень выносливы, терпеливы, а главное — куда смышленее лошадей белого человека. Поэтому индейцы часто ездили на них без седла и стремян, а вместо уздечки использовали тонкий ремешок, стягивающий петлей нижнюю челюсть животного, чего было вполне достаточно, чтобы им управлять.
Со временем в искусстве верховой езды индейцы превзошли европейцев. Получив возможность ездить верхом и перевозить грузы на бесколесных волокушах травуа, многие индейские племена двинулись в самое сердце Великих равнин, куда они никогда бы не решились отправиться пешком, а главное — они много успешнее начали охотиться на бизонов. Теперь случалось, что один индеец мог добыть за одну охоту десять и более бизонов, что вполне обеспечивало жителей Великих равнин мясом и шкурами, поэтому их численность стала быстро увеличиваться.
Но это, пожалуй, было единственным, что краснокожие выиграли от знакомства с бледнолицыми.
В начале XVII века на Восточном побережье пустили первые корни английские и голландские поселенцы. В отличие от испанцев, они прибыли сюда, чтобы жить и кормиться собственным трудом, и потому казались безобидными. Многие коренные народы поначалу встретили их даже радушно и помогали, тем более что торговля с европейцами давала им огнестрельное оружие, железные орудия труда и другие товары.
Но вскоре недоразумения и споры между белыми и индейцами привели к вооруженным стычкам. В 1636 г. поселенцы Массачусетса решили отомстить индейцам племени пекот за недоказанное убийство двоих торговцев и перебили целую деревню, насчитывавшую 500 жителей.
Почти до конца XVIII века коренные американцы противостояли натиску европейцев. Англичане, французы и испанцы воевали между собой за власть над Новым Светом, и многие племена выступали на той или иной стороне. Они воевали по обе стороны и в Войне за независимость, которая закончилась победой американских колонистов над англичанами и рождением Соединенных Штатов Америки. Союзников англичан ирокезов после войны постигла жестокая кара. Сорок деревень было уничтожено, а сломленный народ изгнан в Канаду.
Войны XVIII века велись с беспощадной жестокостью, ни одна сторона не брезговала пытками и массовыми убийствами. Известны случаи, когда индейцам в качестве «подарка» посылали одеяла и одежду, которыми пользовались больные оспой, в результате чего вымирали целые племена. Индейцев спаивали низкосортным алкоголем, который действовал на них особенно сильно, поскольку в их организме отсутствовали специальные вещества, способствующие его разложению и имеющиеся в организме у белых. Среди индейцев родилась даже такая поговорка: «Белый человек, водка, оспа и пули — вот гибель!».
Некоторые индейские племена отличались особой свирепостью, и в те времена широко практиковался один из самых отвратительных обычаев — снятие скальпов врага. Скальп — это срезанные вместе с кожей волосы с макушки убитого врага. Европейцы стали поощрять эту практику и даже выплачивать награды своим индейским союзникам за каждый снятый скальп.
После победы Американской революции конфликты между европейскими народами Северной Америки почти прекратились. И тогда коренных жителей новорожденной республики стали упорно вытеснять с родных земель либо заставляли продавать или уступать их белым поселенцам, переселяя в резервации. Правительство проводило политику очищения страны от всех индейцев, даже от «цивилизованных племен», перенявших одежду и образ жизни белого человека.
К началу 1830-х годов всякое сопротивление этой политике со стороны племен, живших к востоку от Миссисипи, было подавлено. Дальше на запад лежали Великие равнины, которые считались слишком засушливыми и суровыми для освоения белыми людьми. Правительство США решило вытеснить индейские племена на Великие равнины, которые отныне должны были принадлежать индейцам, «пока растет трава и текут реки».
Первыми депортации на Запад подлежали индейцы чероки, на землях которых в Аппалачских горах американцы обнаружили золото. Они пытались опротестовать это решение в суде, но в 1838 г. их все равно депортировали в Оклахому. Этот переход вошел в память людей как «Тропа слез», ибо четверть всего племени погибла от голода, лишений и болезней.
Но и на Великих равнинах индейцев не собирались оставлять в покое «пока растет трава и текут реки». Когда в 1849 г. в Калифорнии было найдено золото, через индейские охотничьи угодья двинулись караваны фургонов с тысячами золотоискателей. За ними потянулись новые поселенцы. И когда для защиты пионеров туда были введены войска, конфликты стали постоянными.
В годы Гражданской войны 1861-1865 гг. индейцы не остались в стороне и точно так же, как и белые, разделились на два лагеря. Делавары, например, сражались на стороне северян. Чокта и семинолы поддерживали южан, а остальные племена — кри, чероки, осейджи - помогали и тем, и другим. Иногда индейские войска имели большую численность. Например, в битве при Пиа-Ридж в 1862 г. на стороне южан выступило 3500 воинов-индейцев.
Долгое время обитатели прерий сопротивлялись переменам, которые принес с собой белый человек. Кочевой образ жизни этих прирожденных охотников сделал их искусными наездниками и стрелками, подлинными мастерами партизанской войны, которых было невозможно выследить на их родной территории, Но в конце концов индейцы были вынуждены покориться, Вероятно, главной причиной их поражения стало истребление белыми охотниками бизоньих стад.
Однако индейцы сиу оказали серьезное сопротивление и сражались с белыми в трех войнах. Когда золото было обнаружено и на их земле, в священных Черных горах Южной Дакоты, началась четвертая война с правительством США. Именно в этой войне подполковник Джордж Кастер и более 200 его солдат погибли в 1876 г. в легендарном «последнем бою Кастера» у реки Литтл-Бигхорн, Одни говорят, что Кастер попал к индейцам в засаду, другие утверждают, что он опрометчиво атаковал крупный индейский лагерь. Как бы там ни было, но следствием этого разгрома стала беспощадная зимняя кампания армии США, в ходе которой вождь сиу Сидящий Бык (на языке сиу - Татанка Йотанка) вместе со своими людьми был вытеснен в Канаду, а остальных сиу вынудили сдаться.
В 1881 году Сидящий Бык вернулся из Канады, но, отправленный в резервацию, был убит полицейским-индейцем, пытавшимся его арестовать.
К тому времени почти псе индейцы Великих равнин были выселены из родных мест и загнаны в резервации. Условия жизни в них были достаточно тяжелы, и время от времени возникали мятежи; последняя вспышка сопротивления погасла в 1886 г., когда сдался властям вождь апачей Джеронимо. А четыре года спустя состоялось сражение у ручья Вундед-Ни. Это было даже не сражение, а кровавая бойня, устроенная индейцам сиу солдатами 7-го кавалерийского полка, в результате которой погибло свыше 250 мужчин, женщин и детей. Собственно, армию вызвали для того, чтобы подавить новый религиозный культ, так называемую пляску духов, который, по верованиям индейцев, должен был избавить их от белых и вернуть в прерии бизонов. Но солдаты, по-видимому, решили отомстить за поражение у Литтл-Бигхорна.
Обреченные на нищету, коренные американцы были полностью деморализованы и начали стремительно вымирать. Власти всячески старались разрушить племенной уклад жизни — якобы для того, чтобы разделить индейские земли на частные владения. Любые «излишки» захватывались белыми поселенцами, и с 1880-х по 1930-е годы индейцы так или иначе лишились двух третей остававшихся у них земель.
В 1924 г. коренные американцы обрели, наконец, американское гражданство. Многие, понимая, что возврата к прежней жизни не будет, перебрались в города, где им пришлось поменять убожество резерваций на нищету городских трущоб. Но в середине XX века численность индейского населения начала постепенно расти, и они, подобно другим национальным меньшинствам, вступили в борьбу за гражданские права. Невзирая на плохое образование, безработицу и расовую дискриминацию, многие стремились возродить свое национальное самосознание, и к началу 1990-х годов численность коренных американцев выросла примерно до 2 миллионов, а отношение общественности к ним очень изменилось.