ИНДЕЙЦЫ У СЕБЯ ДОМА
Когда европейцы начали осваивать эту землю, они мало что могли сказать о числе населявших ее индейских племен: по одним оценкам их было 250, по другим — много больше. Постепенно удалось определить и языковые группы индейских племен, главными из которых являются следующие:
алгонкины: арапахо, блэкфут («черноногие»), кри, монтанье, наскапи, оджибве, оттава, могикане, делавары, чейенны (шайенны), шауни и др.;
атапаски: кучины, тацанотины (йеллоунайф— «желтые ножи»), чипеваи, догриб, апачи, навахо и др.;
ирокезы: кайюга, могауки, онейда, онондага, сенека, тускарора, гуроны, эри, чероки и др.;
мусоги: чикасо, натчи, крики, семинолы и др.;
сиу: ассинибойны, виннебаго, дакота, манданы, хидатса и др.;
юто-ацтекская семья: кайова, команчи, шошоны, пайюте, юте, хопи и др.
Может показаться, что при таком разнообразии языков индейцам было трудно общаться между собой, однако на самом деле это не так, поскольку все индейцы владели языком знаков.
Картинки, также вполне понятные индейцам самых разных племен, заменяли коренным американцам письменность.
Всего же коренное население Северной и Южной Америки включало свыше 1000 независимых индейских сообществ, говоривших на языках более чем 20 неродственных языковых групп, стоявших на разном уровне развития.
Карта Северной Америки, на которой показаны районы расселения важнейших индейских племен в XVII-XIX вв.
Арктика: инуиты (эскимосы), алеуты.
Субарктика: кучины. тацанотины (йеллоунайф — «желтые ножи»), догрио («собачьи ребра»!, чипеваи. кри. наскапи, монтанье.
Северо-Восток: оджибве, оттава, эри. гуроны, ирокезы, могикане, делавары, поухатаны.
Юго-Восток: чироки. крики, чикасо, чокто, натчи, семинолы.
Великие Равнины: равнинные кри, равнинные оджибве, блэкфут («черноногие»), кроу, хидатса. манданы, арикара, восточные дакота (санти), западные дакота (тетон), чейенны, пауни, арапахо, кайова, кайова-апачи, команчи.
Большой Бассейн и Плато: пайюте, юте, шошоны, сахаптины (незперсэ — «проткнутые носы»), сэлиш (флэт-хед — «плоскоголовые»), кутенаи.
Юго-Запад: керес, зуньи, хопи, навахо, апачи.
Калифорния: салина, йокутс, помо, майду, винтун, вийот. юрок.
Северо-Запад: чинук, нутка, квакиутль. хайда, тлинкиты.
По условиям среды обитания, укладу хозяйства и образу жизни североамериканские индейцы подразделяются на территориальные группы. Это охотники Арктики и Субарктики, земледельцы северо- и юго-востока, охотники Великих равнин, собиратели и охотники Калифорнии, Большого Бассейна и Плато, земледельцы юго-запада и рыболовы северо-востока.
Язык знаков индейцев Великих равнин:
1 - краснокожий - дважды потереть тыльную сторону киcmи;
2 - шайен -повертеть левым указательным пальцем;
3 - команч - палец извивается как змея;
4 - кроу - кулак прижатый ко лбу, затем раскрытая ладонь;
5 - nayни - сложить пальцы знаком «V»;
6 - незперсэ - провести пальцем под носом;
7 - оседж – провести руками вниз по затылку;
8 сиу – провести ладонью по шее, «отрезая голову»;
9 - лошадь;
10 - бизон - сделать «рожки» над головой;
11 - луна;
12 - один – правую руку вытянуть вправо
Следует подчеркнуть, что у каждого индейского народа и даже отдельного племени были свои обычаи и манера одеваться, характерные для него узоры и украшения, разнились индейцы своим оружием, родом занятии и изделиями, что обусловливало активную торговлю.
Изготовление долбленого каноэ индейцами племени нутка, обитавшими на Северо-Востоке:
1,2 - срубленное дерево раскалывается пополам, после чего корпус будущего каноэ тщательно обтесывается снаружи;
3 - затем корпус выдалбливается изнутри так, чтобы толщина бортов равнялась примерно толщине двух пальцев;
4 - в практически готовый корпус заливалась вода, в которую бросали раскаленные камни. Вода кипела, а тем временем в корпус вставляли распорки. придававшие ему нужную форму;
5 - к корпусу прикреплялись носовая и кормовая оконечности, вырезавшиеся отдельно;
6 - готовый корпус покрывали резьбой и смолили
Так, инуиты (эскимосы), обитавшие на далеком севере, славились как талантливые резчики по дереву и моржовой кости: они умели передать пластику человека и животного, тонко выгравировать на кости сцены охоты.
Алеуты — жители Алеутских островов и юго-западной оконечности полуострова Аляски — издавна были опытными морскими зверобоями. Охотились на морских бобров, сивучей, моржей, котиков, китов.
На суше алеуты носили парки — длинные рубашки (ниже колен) со стоячим воротником и неширокими рукавами — которые шили из птичьих шкурок. В морозном и влажном климате Алеутских островов такая одежда была незаменимой: надетая мехом наружу, она хорошо защищала от влаги в дождливую погоду и согревала в холодные дни.
Монтанье и наскапи настолько искусно выделывали пироги из березовой коры, что их даже прозвали «берестяными индейцами». А вот канадские атапаски овладели холодной ковкой самородной меди. За это их племя получило название йеллоунайф («желтые ножи») и было хорошо известно, так как охотно обменивало свои медные ножи и наконечники для копий и стрел далеко за пределами своей территории.
На северо-востоке обитали племена, занимавшиеся примитивным земледелием. Жили они в поселках, огороженных деревянным тыном, и выращивали кукурузу, бобы и тыквы. Удобренные золой поля давали хорошие урожаи два-три года, но потом истощались и поселения приходилось переносить на новое место и расчищать для посева новые поля.
Более развитым было земледелие на юго-востоке, где мягкий климат и плодородные почвы позволяли получать высокие урожаи и выращивать самые разнообразные сельскохозяйственные культуры.
Район Великих Равнин — сухой, засушливый, представлявший огромную бескрайнюю степь, индейцы вначале практически не заселяли. Здесь паслись огромные стада бизонов, на которых индейцы обитавших здесь племен охотились только изредка, а основным их занятием было выращивание кукурузы и бобов.
После прихода белых людей Великие Равнины из малонаселенной окраины индейского мира превратились едва ли не в его центр. Научившись ездить верхом, индейцы начали охотиться на бизонов, и их жизнь радикально изменилась. Теперь именно лошадь стала главным достоянием индейцев, которые часто предпринимали набеги на соседние племена и поселения белых колонистов в целях угона лошадей. Огромными табунами лошадей владели команчи, апачи, кайова, дакота, черноногие и кроу.
Жилищами этих индейцев стали походные палатки, типи, покрытые шкурами бизонов, которые быстро укладывались и перевозились на лошадях. В пищу они употребляли бизонье мясо, в том числе и смешанное в тертом виде с жиром и сушеными ягодами — знаменитый пеммикан. Мозгами бизонов кормили младенцев и даже шершавыми высушенными бизоньими языками расчесывались как щетками.
Главную часть мужского костюма составляла накидка из шкуры бизона с хвостом и головной убор из орлиных перьев со шлейфом, нередко спускавшимся до пят. При этом перья и узоры на них были не просто украшением, а отмечали удачливого и добычливого охотника и воина: сколько он угнал лошадей, сколько раз был ранен или коснулся рукой живого врага — то есть совершил «ку» — главный индейский подвиг. Весьма оригинальными были у индейцев штаны — лепты, представлявшие собой отдельные штанины, привязывавшиеся к поясу набедренной повязки.
История племен, живших в Большом Бассейне и на Плато, сходна с судьбой индейцев Великих Равнин. Первоначально их жизнь была очень скудной, но затем, в XVII — XVIII веках большая часть племен этого района — незперсе (или «проколотые носы»), сэлиш (или флэтхэд, «плоскоголовые») перешла к конной охоте на бизонов, развела большие табуны лошадей и даже стала снабжать ими своих соседей.
Индейцы Калифорнии собирали желуди, орехи, каштаны, дикий подсолнечник, лук и другие растения, а также охотились на водоплавающих птиц и ловили рыбу. Не знакомые с гончарным делом, они плели настолько плотные корзины, что те не пропускали воду и в них можно было варить пищу, погружая в налитую внутрь воду раскаленные камни.
Племена юго-запада изготовляли великолепную расписную керамику и — единственные в Северной Америке — научились ткать на горизонтальном ткацком станке. Вместо землянок, шалашей или типи они строили большие наземные дома, в которых могло быть до 15 комнат. С XVII века расселившиеся здесь навахо и апачи, а также индейцы пуэбло, жившие в укрепленных поселках, стали разводить коров, овец, коз и лошадей, а навахо прославились своей чеканкой по серебру и ткачеством из шерсти.
Племена северо-запада главным образом занимались рыболовством и вели оседлую жизнь. Рыбу они запасали впрок: коптили, сушили либо вялили на солнце. Свои лодки в отличие от всех прочих индейцев они выделывали из огромных кедровых стволов, которые выдалбливали изнутри, а загнутые вверх нос и корму покрывали резными узорами. Также украшались и их дома, построенные из досок. Перед входом в каждый такой дом устанавливался столб с изображением вырезанных на нем тотемов-покровителей данной родовой общины.
Что же касается Южной Америки, то здесь большую часть ее северных и центральных областей занимали тропические леса, где обитало множество небольших по численности племен, многие из которых и сегодня живут в условиях каменного века. Обитатели побережья и горного района Анд могли ловить в океане рыбу, заниматься земледелием на террасах, орошаемых потоками воды, текущей с гор. На юге, в бескрайних пампасах, так же, как и на Великих Равнинах, обитали племена кочевников и скотоводов, быстро перенявшие у европейцев навыки верховой езды. Наконец, жители Огненной земли вели трудную жизнь собирателей, примитивных охотников и рыболовов. Впрочем, южноамериканские индейцы все-таки не так пострадали от белых, как североамериканские. Здесь не было резерваций, а, например, в такой стране, как Боливия, две трети ее современного населения — это индейцы, живущие своими традициями, как и сотни лет тому назад. Другое дело — острова Карибского моря, где индейское население практически поголовно было истреблено испанскими завоевателями еще в XVI веке.
Главным отличием культуры североамериканских индейцев от культуры белого человека была тесная связь первой с природой. Осознавая свою зависимость от нее, они старались не убивать животных больше, чем это им требовалось, и обязательно устраивали церемонии примирения с духами убитых животных. По-своему объясняя смену времен года и другие изменения в окружающем их мире, индейцы были убеждены, что всем окружающим управляют духи, которые могут быть как добрыми, так и злыми. Отсюда и многочисленные ритуалы индейцев, связанные с постижением воли духов и общением с ними, вера в тотемы — животных и растения — покровители людей, обряды инициации — посвящения во взрослые подростков, которые должны были поститься и находиться без сна по нескольку дней с одной единственной целью — достичь состояния, в котором они могли бы общаться с духами и получить от них помощь и поддержку при вступлении во взрослую жизнь.
Легенды о сотворении мира у разных индейских племен сильно различались, но в них также присутствовали окружающие их животные и растения. В легендах майя, например, фигурирует Мировое Дерево четырех сторон света, на которое опирается небесный свод. Пуэбло считали, что мир соткала Праматерь Паучиха и она же научила их женщин ткать.
Одни племена на северо-западе верили в то, что мир создал ворон, другие — что духов-создателей было несколько. Их соседи с Плато были уверены, что мир — это гениальная шутка бога Койота, люди юго-востока поклонялись Владыке Жизни, для индейцев северо-востока главным духом был Маниту, а для индейцев прерий – Великий и Таинственный, само имя которого нельзя было даже и назвать. Призвать духов на помощь можно было с помощью колдовства, в том числе и коллективного. Так, чтобы заручиться поддержкой духов перед охотой на бизонов, индейцы равнин танцевали Танец Бизона, а на юго-востоке после сбора урожая устраивали Пляску Кукурузы. Женщины, приветствуя воинов, возвращающихся из военного похода, исполняли Пляску Скальпов.
Одной из самых важных церемоний, общей почти для всех индейцев равнин, был Танец Солнца. Это был великий религиозный праздник, который обычно отмечался весной, когда разбросанные кочевые группы племен собирались вместе.
Для этой важной церемонии специально отгораживался участок. Посредине устанавливался высокий шест, вокруг которого или лицом к нему проходила вся церемония. Этот шест, сделанный из ствола дерева и украшенный символическими предмета ми, выбирался и устанавливался с большой торжественностью. Танцы были очень простыми и исполнялись в чрезвычайно серьезной манере. Очень часто танцоры отказывались от еды и воды на продолжительное время, надеясь так довести себя до состояния транса, во время которого у них могли возникнуть видения.
Танец Солнца был впечатляющим зрелищем: главный его элемент — ритуальное самоистязание, практиковавшееся некоторыми племенами, особенно манданами, арапахо и шайеннами. Молодые воины страстно желали доказать свою зрелость и мужество. Для других же это был вид жертвоприношения духам, чтобы заручиться их благосклонностью или, наоборот, выразить свою благодарность за уже полученные от духов милости.
Участникам делали два параллельных разреза на коже, чаще всего на груди, и через эти разрезы продевали два металлических стерженька, которые соединялись прочными веревками с шестом. Танцоры натягивали веревки до тех пор, пока палочки не разрывали кожу. Другим надрезы делали на спине, и они должны были волочить за собой череп бизона до тех пор, пока кожа также не рвалась.
Правительство США из гуманных соображений запретило Танец Солнца в 1904 году, но отменило этот запрет в 1935 году, признав право индейцев на религиозную свободу. После этого некоторые племена возобновили эту церемонию, но уже в сильно измененном виде.
Шаманы жрецы и колдуны общались с духами чаще всего в одиночку. Они же выступали в роли лекарей. Обычно процесс излечения сопровождался длительным ритуалом, включая пребыванне в «потельне», специальной хижине, где больного прогревали горячим паром, который придавал силы. Индейцы открыли лекарственные свойства ивовой коры, содержащей ацетилсалициловую кислоту — основную часть всем известного сегодня аспирина. Яд кураре, которым индейцы Южной Америки смазывали наконечники своих стрел, стал эффективным обезболивающим средством, и это далеко не единичные примеры. Например, только лишь правительство США официально признало 170 видов индейских лекарств!