Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Борикен

Хосефина Олива де Коль ::: Сопротивление индейцев испанским конкистадорам

К тому времени, как Хуан Понсе де Леон получил известие об «источнике вечной молодости», которое перевернуло его жизнь и привело к гибели, он успел ограбить остров Борикен44, переименованный испанцами в Сан-Хуан. Понсе де Леон был назначен губер­натором этого острова, так как зарекомендовал себя надежным и весьма способным человеком».

На острове, богатом, по слухам, золотом, что ускорило высадку там испанцев, и плодородными землями, правил верховный касик Агуэйбана. Первая встреча с испанцами была дружеской и завершилась крещением всего семейства касика. Его мать, женщина старая и многоопытная, посоветовала сыну и всему народу, «чтобы они были друзьями христиан, если не хотят погибнуть от их рук».

Через некоторое время мать и сын умирают — по-видимому все же своей смертью,— и власть на острове наследует один из братьев касика, тоже Агуэйбана, который после раздела рабов достается Кристобалю Сотомайору, в чьем доме знакомится с благами» европейской цивилизации. Но, поскольку, по словам официального хрониста, «эти индейцы по натуре своей неблагодарны и склонны к порокам и дурным делам и сколько бы добра им ни делали, они о том не помнят и не желают отплатить тем же»45, он решил избавиться от непрошеных благодетелей.

Задумав истребить испанцев, все касики острова объединились. Однако, поскольку среди местных жите­лей ходили слухи о бессмертии пришельцев, они не тропились осуществить свой план, желая вначале удостовериться в этом, проведя «испытание на каком-нибудь христианине». За это взялся касик Уройоан. Его люди вызвались сопровождать в путешествии одного испанца, что было обычным делом, и, дойдя до реки, предложили перенести его на другой берег, На середине реки они неожиданно сбросили его в воду и утопили. Затем они вытащили тело испанца на берег и в течение трех дней ждали, не воскpеcнет ли он. Когда труп начал разлагаться, индейцы поняли, что слухи о бессмертии были ложными. После этого, было решено, что все касики, каждый в своих владениях, одновременно ударят по испанцам и подожгут город Сотомайор, названный так по имени капитана, в услужении у которого находился Агуэйбана. В начале 1511 года индейцы осуществили свой замысел, они сожгли город, убили дубинками Сотомайора и под руководством касиков атаковали испанцев в разных концах острова.

Возмездие со стороны Понсе де Леона, направленное прежде всего против Агуэйбаны, не заставило себя ждать. С уцелевшими соотечественниками он напал ночью на индейцев и разбил их. С тех пор «как только он узнавал, что где-то собралось много людей... он отправлялся туда... и во многих битвах и стычках причинен был индейцам большой урон. Так испанцы опустошили остров...»46.

Индейцы защищались до конца. В одном из боев погиб касик Мабодомока. Оставшиеся в живых укрылись в районе Ягуака, где ожидали наступления «исполненные непоколебимой решимости умереть ил перебить всех христиан»47. Хуан Понсе собрал все испанцев и повел их на врага. Прибыв на место к вечеру, испанцы разбили лагерь неподалеку от индейцев но не начинали боевых действий, как того ожидали касики. Оба войска стояли друг против друга и ждали кто из них решится атаковать первым, пока не стемнело. Под покровом ночи отряд Понсе де Леона отступил «вопреки воле и мнению некоторых, полагавших что их предводитель из трусости избегает сражения»48.

Каждодневной войной скорее можно добиться своего, нежели одной битвой с участием всех оставшихся сил», рассудил конкистадор, и в течение длительного времени испанцы истребляли индейцев, придерживаясь именно такой тактики. Два брата, касики Касимар и Яурейба, на себе испытали ее коварство. Первый из них, отважнейший человек и весьма уважаемый предводитель индейцев, был заколот копьем, когда вел ру­копашную схватку с одним испанцем. Копье «пронзило его насквозь», чудом не задев испанца. Яурейба, стремясь отомстить за брата, бился с врагами целую ночь и тоже был убит. Уцелевшие индейцы пытались достичь на пирогах маленького островка, но преследователи догнали их и уничтожили.

В одном из сражений испанский солдат, «сидя верхом на коне, хватал индейца за волосы, выволакивал его из рядов противника, отдавал в руки своих негров и возвращался за следующим. У одного индейца, которого он схватил таким образом, была в руке отрав­ленная стрела, и, пока солдат тащил его на скаку, вцепившись в волосы, тот изо всех сил ткнул его этой стрелой и ранил в лодыжку... Почувствовав, что ранен, солдат убил этого индейца и еще семерых или восьмерых... и умер от раны, поступив, как подобает католику и христианину»49.

С гибелью касиков остров был покорен, и испанцы провели новый дележ рабов. Сопротивление, однако, не прекращалось. Испанцам пришлось даже покинуть один город, основанный там, где по всем признакам должно было быть золото. Оно действительно было обнаружено в окрестных реках, но из-за постоянных нападений индейцев конкистадорам так и не удалось наладить его добычу.