Варианты перуанского мифа о Пачакамаке

:::
Мифы и легенды
:::

1

...Так как в начале мира для мужчины и женщины, ко­торых создал бог Пачакамак, не было пищи, мужчина умер, и женщина осталась одна. Однажды она, чтобы прокормить себя, вышла собирать корни трав среди колючек, подняла глаза к Солнцу и, горько стеная, сказала ему: «Возлюблен­ный создатель всего сущего, зачем ты дал мне жизнь, если намерен дать мне погибнуть от голода? Я единственная, кто остался в живых в этом мире, без детей, бедная, опеча­ленная и одинокая... Пусть небо убьет меня своим лучом, или земля поглотит меня, прервав столь тягостное сущест­вование, или смилуйся надо мной, ибо я верю в твое всемо­гущество...»

Бог Солнце исполнился сострадания, спустился, лас­ково приветствовал ее и спросил о причине ее слез, притво­ряясь, что не знает еще о ней; и она сказала ему свое стра­стное желание... Слыша ее жалобы, соболезнуя ее плачу, он нежно говорил с ней... Он велел ей собирать коренья и, пока она была занята этим, послал в нее свои лучи и зачал сына, которого она, к своей огромной радости, родила через четыре дня.

Однако бог Пачакамак, возмущенный тем, что женщи­на пришла с поклонением к Солнцу (его отцу), а не к нему, и родила от Солнца сына, схватил только что родившегося полубога и, не обращая внимания на сопротивление и кри­ки матери, которая взывала о помощи к Солнцу, убил его, разорвав своего брата на мелкие части... Мать требовала возмездия, просила Солнце о мести, но Пачакамак, чтобы никто больше не сетовал на непредусмотрительность его отца, который не создал источники пропитания, посеял зубы умершего, и из них вырос маис - зерно, по своему виду на­поминающее зубы; посеял ребра и кости, и выросла юка - коренья, длиной и цветом напоминающие кости; а также другие плоды этой страны, являющиеся кореньями. Из мяса вышли пепино (дынная груша), пакаэ (гуава) и прочие мест­ные плоды и деревья, и с тех пор здесь не знали голода, не плакали от нужды, все это благодаря богу Пачакамаку...

Мать не радовало это изобилие, ибо в каждом плоде видела она напоминание о сыне... Любовь и жажда мести заставляли ее взывать к Солнцу и просить или наказания убийцы, или возмещения за несчастья, которые она претер­пела. Бог Солнце, который не был властен над Пачакамаком, но сочувствовал женщине и жалел ее, спустился и спросил, где находится пуповина ее мертвого сына. Она по­казала ему, и Солнце создал из нее нового сына. Он вручил его матери, сказав, что ему имя - Вичама (Вильяма). Этот Ребенок вырос и превратился в прекрасного и энергичного юношу, который в подражание своему отцу - Солнцу захо­тел путешествовать по миру...

Как только он отправился в путь, бог Пачакамак убил его мать, которая уже состарилась, разделил ее тело на мел­кие куски и дал на съедение индейским воронам, называе­мым гальинасо (урубу), и перуанским стервятникам, назы­ваемым кондорами, а волосы и кости спрятал на берегу мо­ря. Он создал мужчин и женщин, которые владели бы миром, и назначил кураков и касиков ими управлять.

Полубог Вичама вернулся к себе на родину, которая зовется Вегета, в долину, изобильную деревьями, и пре­красную страну цветов, примерно в одной лиге от Гуауры. Захотев увидеть свою мать, он не нашел ее. От одного кураки он узнал о жестоком наказании. Его глаза загорелись страшным огнем, и он созвал тех, кто жил в этих долинах. Он спросил, где кости его матери, узнал, где они находятся, сложил их и оживил свою мать. Он стал мстить и намере­вался уничтожить бога Пачакамака, но тот, чтобы не уби­вать брата, разгневавшись на людей, ушел в море, в то мес­то, где сейчас находится его храм, и теперь селение и доли­на, о которой мы говорили, называются Пачакамак.

Вичама, видя, что Пачакамак бежал, обратил свой гнев против людей Вегеты, которые хоть и не убивали, но разрешили убить и радовались этой смерти. Не слушая просьбы о прощении и не смягчаясь перед мольбами, он попросил своего отца Солнце превратить их в камни, что тот и сделал.

Как только Солнце и Вичама наказали людей, они рас­каялись в своей жестокости... Изменить сделанное было уже невозможно, но чтобы сгладить нанесенную людям обиду, они решили предоставить божеские почести куракам и касикам, благородным и мужественным, и, перенеся их на берег моря, поставили некоторых, чтобы им поклонялись как уакам (божествам), а других поместили в море, и они стали скалами, утесами и рифами, которых называют боже­ствами. Каждый год им предлагают в жертву серебро, чичу и семена эспинко, которыми бы эти люди, превращенные в камни, удовлетворились. На первое место среди них ставят кураку Анат, скалу или утес, окруженный морем, в лиге от берега, так как он был тогда главным среди людей (и поэто­му он сейчас пользуется наибольшим почитанием среди этих индейцев).

Вичама, видя, что мир остался без людей и некому покло­няться уакам и Солнцу, попросил своего отца, чтобы тот со­здал новых людей, и тот послал три яйца: одно - золотое, дру­гое _ серебряное и третье - медное. Из золотого яйца вышли кураки, касики, знатные люди меньшего ранга, начальники; из серебряного произошли их жены, а из медного - простолюди­ны, которых сейчас зовут митайос, их жены и члены семей.

Такова легенда, в которую, как мы в свою веру, верили индейцы, а многие и сейчас верят в эту выдумку, и вот при­чина поклонения богу Пачакамаку и этим уакам.

 

2

...Рассказывают, что в начале мира с севера пришел человек по имени Кон, у которого не было костей. Он шел легко и быстро, сокращая себе до­рогу: по одному его слову опускались горы и под­нимались долины, ибо, как он сам говорил, был он сыном Солнца. Он наполнил Землю созданными им мужчинами и женщинами и дал им много пло­дов, хлеба и все прочее, необходимое для жизни. Но некоторые люди прогневили его, и он превра­тил хорошие земли, которые дал им, в бесплодные и сухие пески, как сейчас на побережье, и лишил их дождя, который никогда с тех пор не шел там. Он дал им, сжалившись, лишь реки, чтобы они могли прокормить себя, трудясь и орошая землю. Затем пришел Пачакамак, что значит «создатель», также сын Солнца и Луны, и прогнал Кона, и пре­вратил его людей в обезьян. <...> После этого он создал мужчин и женщин заново, такими, какие они сейчас, и снабдил их тем, что у них есть сей­час. В благодарность за такие милости они призна­ли его богом и почитали в городе Пачакамаке...

Присущий древнеиндейской мифологии Юж­ной Америки сюжет о хозяине, правящем древним народом и терпящем поражение от более молодо­го персонажа - покровителя и создателя нынеш­них людей, уничтожающего первых обитателей Земли, в двух приведенных мифах раскрывается достаточно наглядно. Есть и другие сходные ми­фы, которые, по предложению российского амери­каниста д.и.н. Ю. Е. Березкина, с 80-х гг. XX в. принято именовать мифами о героях-мстителях (раньше их называли близнечными).

1

В давние времена на Земле жили злые уаче-мины. Верховный бог Атагухо послал к ним Уа-мансири, которого уачемины заставили работать на себя. Сестра уачеминов, Каутагуан, зачала от Уамансири близнецов, и за это те сожгли его. Ка­утагуан родила два яйца, которые выбросили в мусор. Родившихся из яиц мальчиков воспитала одна женщина. Один из мальчиков - Пикерао, дальше не упоминается; второй - Апокатекиль, когда вырос, воскресил мать и получил от нее пра­щу убитого отца. С помощью этой пращи он унич­тожил уачеминов, а оставшихся сбросил с Земли. Затем он поднялся к Атагухо. Апокатекиль попро­сил Атагухо снова заселить Землю, и тот указал ему, где надо вырыть в земле отверстие, из кото­рого вышли новые люди...

 

2

«...У Пачакамака и Пачамамы родились близнецы Вилька, мальчик и девочка. Пачакамак утонул в море. Пача-мама пошла через горы с детьми и попала в пещеру Ва-Кона. Отослав детей принести воды в дырявом сосуде, Ва-Кон попытался овладеть Пачамамой, но, не добившись желаемо­го, съел ее. Птица рассказала близнецам о том, что случи­лось с их матерью и посоветовала им бежать, привязав спя­щего Ва-Кона за волосы.

Проснувшись, Ва-Кон пустился в погоню, спрашивая различных животных, не видели ли они детей. Мать скун­сов приютила близнецов и вскармливала их собственной кровью. Она подстроила ловушку Ва-Кону, и тот упал со скалы. Когда он падал, случилось землетрясение.

Близнецам надоело питаться кровью, и они попросили разрешения пойти в поле копать картофель. Играя, девочка подкинула в небо шляпу. Тогда оттуда спустился канат, и дети поднялись по нему к своему отцу Пачакамаку.

Мальчик стал Солнцем, а девочка - Луной; путь этих светил по небу - это продолжение их земных странствий. Пачамама воплотилась в горный массив, и Пачакамак дал ей власть над плодородием...»

 

3

«...У дороги жила Мама-Галья с дочерью и двумя вну­ками. Она кормила прохожих человеческим мясом. Однаж­ды, чтобы раздобыть мясо, она, отослав внуков принести во­ды в корзине, тем временем убила дочь. Куски тела матери закричали детям из котла об опасности. Дети попросили бабку научить их носить в корзине воду, а сами, схватив ча­сти тела матери, бросились бежать.

Архангел Михаил спустил с неба цепь, и дети взобра­лись по ней. Мама-Галья полезла за ними, но птица перере­зала цепь клювом. На земле падающую старуху ждал лис, чтобы подхватить ее, но она еще в воздухе превратилась в озеро. Скала посреди этого озера и зовется теперь Мама-Га­лья...»

 

4

«...В одной деревне брат и сестра лишились отца, а за­тем умерла и их мать. Дети увидели птицу с цветком карто­феля в клюве и пошли за ней. Старуха Ачикее (на местном диалекте; в других районах - Ачикай - Я. Н.) решила сама завладеть картофелем и заманила детей в свой дом. Она хо­тела убить мальчика, но девочка схватила брата и они бро­сились бежать. Ачикее пустилась в погоню, а по дороге спрашивала различных животных, не видели ли они близне­цов. Св. Иероним (по другой версии бог Маньюко - Я. Н.) спустил с неба веревку, по которой дети полезли вверх. Ког­да на небо полезла Ачикее, Иероним послал крысу пере­грызть веревку. Упав, старуха превратилась в Анды. Из-за этого теперь происходят засухи и катастрофические ливни. В том месте, где дети поднялись на небо, всегда обильны урожаи картофеля...»

 

5

«...Бог Аданева [Адам+Ева] создал древних людей, которые разводили оленей, держали пум вместо кошек, ели камни, а не картофель, не знали ни сахара, ни соли. В качестве бога они почитали Аданеву, а может быть, дьяво­ла (Супая). Как-то милосердная Дева сеяла маис, и Адане­ва овладел ею. Они стали вместе бродить по горам и доли­нам. После рождения сына Маньюко Аданева покинул жену.

Когда Маньюко вырос, он уничтожил огнем людей, со­зданных Аданевой. Некоторые спаслись в пещерах, но Ма­ньюко вынул из собственного тела две кости и уничтожил ими оставшихся. Вместо них Маньюко создал современных людей...»


Источник - «Мифы Центральной и Южной Америки», Я.Н. Нерсесов. Изд. АСТ; 2004