История майяского Адама: ученые из РГГУ Д. Д. Беляев и А. И. Давлетшин обнаружили на керамике майя классического периода миф о сотворении человека

Ваза K8457. Сцена сохранилась лишь во фрагментах, но важна тем, что наряду с мастерами в этом случае представлен верховный небесный бог Ицамкокаах, который создает человека из глины.

07.01.2015. IndiansWorld.org. В последние десятилетия в результате прогресса в дешифровке иероглифической письменности открылись новые перспективы для изучения специалистами мифологии и религии майя классического периода. Следует отметить, что для современного исследователя попытка проникнуть в религиозные представления людей, отделенных от нас многими столетиями, сопряжена с преодолением значительных препятствий и трудностей. Во-первых, хорошо известно, что у древних майя никогда не было единого государства, следовательно, отсутствовал и общеобязательный для всех городов культ или канон, установленный по воле сверху. Религия майя многообразна, в каждом царстве существовали свои особые традиции и боги-покровители местной династии. Во-вторых, к сожалению, древние майя не оставили после себя объемных «священных текстов», сопоставимых с Библией или даже древнеегипетской Книгой мертвых. Иероглифические надписи на монументах и керамике лаконичны и скупы на информацию. В них часто упоминаются те или иные боги, а также проведенные правителем обряды, но получить на основании этих источников сколько-нибудь полное представление о верованиях древнего человека, его картине мира чрезвычайно трудно. По указанной причине для интерпретации сюжетов из мифологии классического периода нередко используют знаменитый эпос майя-киче Пополь-Вух, записанный в горной Гватемале на латинице уже после испанского завоевания. В данном случае, однако, прямые аналогии и параллели таят в себе определенную опасность, поскольку в эпосе Пополь-Вух отражены реалии иного культурного региона и совершенно другой исторической эпохи.[i]

Несмотря на все препятствия, изучение религии и мифологии майя классического периода в наши дни вышло на качественно иной уровень. Ценнейший источник получения новых знаний в этой области – расписная элитная керамика. На ярких сосудах, созданных для правителей или знатных сановников, можно увидеть эпизоды из многих мифов. К сожалению, далеко не все изображения сопровождаются поясняющими их надписями. Тем ценнее те случаи, когда такие «подписи» все же имеются. Из этих кратких сообщений порой удается извлечь уникальную и очень важную информацию.

Общеизвестно, что одним из ключевых сюжетов в любой мифологии являются антропогонические мифы, то есть истории о сотворении или происхождении человека. В случае майя обычно приводят содержащийся в Пополь-Вух рассказ о том, как после нескольких неудачных попыток боги создали первых людей из кукурузы. Его суть вкратце сводится к следующему. Сначала Создательница и Творец попытались сделать человеческую плоть из земли и грязи, но получившиеся люди были мягкими и слабыми, не имели ни силы, ни разума, не могли ходить и размножаться. Увидев, что им не удалось создать разумных существ, боги разрушили свою работу и затем вырезали деревянных людей, которые могли говорить и умножаться, и быстро населили землю, но при этом «не имели ни души, ни разума, они не помнили свою Создательницу и своего Творца». Поскольку попытка сотворить разумных и благочестивых людей из дерева также завершилась неудачей, был устроен великий потоп, уничтоживший этих существ. Наконец, посовещавшись во тьме ночи, Создательница и Творец решили сделать плоть человека из белых и желтых початков кукурузы: «И тогда, размолов початки желтой кукурузы и початки белой кукурузы, Шмукане изготовила девять напитков, и из этой пищи пришла сила и плоть, и из кукурузы были созданы мускулы и сила человека. Вот что сделали Великая мать и Великий отец… только из желтой кукурузы и из белой кукурузы они создали их плоть; из кукурузного теста они создали руки и ноги человека». Первыми были созданы и сотворены четверо мужчин: Балам-Кице, Балам-Акаб, Махукутах и Ики-Балам: «Они говорили и вели беседы, они хорошо видели и слышали, они ходили, брали вещи руками; они были хорошими и красивыми людьми, и их фигура была человеческой фигурой». Для каждого из первых четырех мужчин боги сотворили женщин, их жен. Так было положено начало народу киче.[ii]

До недавнего времени вышеизложенный сюжет из Пополь-Вух использовался исследователями в качестве фундамента, на основании которого делались попытки реконструировать мифологию майя классического периода, так как в иероглифических надписях сопоставимого с ним рассказа о творении человеческого рода обнаружено не было. Однако Д. Беляев и А. Давлетшин, проанализировав изображения и надписи на нескольких вазах I тысячелетия, пришли к выводу, что антропогонические мифы классического периода существенно отличались от легенды о происхождении народа майя-киче.[iii]

Ваза K717. Сцена на этом сосуде четко разделена на две части иероглифической подписью, в которой сказано, что в день 7 Маник’ 5 Во были вылеплены из глины шестеро первых людей. В правой части сосуда мы видим сидящего на скамье молодого бога, а слева от подписи два мастера работают над расписыванием человеческих лиц, приданием каждому человеку его индивидуальности.

Ваза K717. Сцена на этом сосуде четко разделена на две части иероглифической подписью, в которой сказано, что в день 7 Маник’ 5 Во были вылеплены из глины шестеро первых людей. В правой части сосуда мы видим сидящего на скамье молодого бога, а слева от подписи два мастера работают над расписыванием человеческих лиц, приданием каждому человеку его индивидуальности.

Исследователи обратили внимание на то, что на девяти вазах майя (K717, K1522, K1836, K7447, K8457, K8479, K8940, K9096, K9115)[iv] представлены похожие дворцовые сцены: двое или трое персонажей держат в руках человеческие головы и расписывают или вырезают черты лица. На трех вазах присутствует верховный небесный бог Ицамкокаах.[v] Остальные существа носят пышные головные уборы, являвшиеся в иконографии майя отличительным знаком писцов и художников. Истолковать эти сцены помогают краткие иероглифические подписи к ним, сохранившиеся на вазах K717, K7447 и K8457. Содержание подписей практически идентично и сводится к тому, что в день 7 Маник’ 5 Во (или 6 Маник’ 5 Во на вазе K8457) были вылеплены из глины шестеро первых людей.[vi]

Таким образом, заключили Д. Беляев и А. Давлетшин, на вазах запечатлен миф о создании человеческого рода. Творение личности происходит через придание ей своего особого лица. В представлениях майя классического периода лицо, облик человека являлись олицетворением его индивидуальности. Видимо, инициатором создания человечества выступил верховный бог Ицамкокаах. Он вылепил из глины первых людей и собрал в своем дворце мастеров, которым поручил вырезать и раскрасить лицо каждого человека, наделив тем самым личность индивидуальными качествами.[vii]

Представление о создании человека из глины явно не было чуждо древним майя. Об этом в частности свидетельствует антропогонические мифы, сохранившиеся среди индейцев майя-цоциль, обитающих в горной части современного мексиканского штата Чьяпас. По одной из версий мифа, первые люди были уничтожены за каннибализм и поедание собственных детей. Вторых людей сделали из дерева, но они не могли играть на музыкальных инструментах, танцевать, работать и есть кукурузу. Разочарованный бог-творец вызвал на земле всемирный потоп, от которого спаслась только одна пара деревянных людей, обращенная в обезьян. Третью версию людей создатель вылепил из глины, эта попытка оказалась удачной. О создании человечества из глины говорится также в лакандонских и юкатекских мифах.[viii]

При сравнении мифов майя-цоциль с версией, изложенной в Пополь-Вух, можно заметить много общего, в частности повторяющийся сюжет о нескольких неудачных попытках создать человека. Очевидно, мы имеем дело с разными вариантами традиции, восходящей к единому древнему источнику. Мифы майя-цоциль были записаны сравнительно поздно, во второй половине XX века, поэтому некоторые исследователи полагали, что в сюжете о создании человека из глины отразилось влияние христианской и библейской традиции. Под влиянием эпоса Пополь-Вух в майянистике прочно утвердилось мнение, что в аутентичной, не испорченной европейскими концепциями, мифологии майя боги создали людей из зерен кукурузы. Однако новое исследование Д. Беляева и А. Давлетшина показывает, что мотив лепки людей из глины, видимо, был известен майя еще в классический период, то есть задолго до контактов с европейцами. В свете новых данных творение людей из зерен кукурузы предстает как локальная региональная версия антропогонического мифа, получившая распространение преимущественно в горной Гватемале (среди киче и какчикелей).[ix]


[i] Смотрите об этой проблеме: Беляев Д. Д. Новый доклассический скульптурный фриз из Эль-Мирадора: При чем тут «Пополь-Вух»? URL: http://www.mezoamerica.ru/we/news09-02.html Березкин Ю. Е. «Пополь-Вух». Насколько «майяским» является лучший источник по мифологии майя? URL: http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/popol_berezkin.html

[ii] Пополь-Вух. Родословная владык Тотоникапана. Перевод с языка киче Р. В. Кинжалова. – М.-Л.: Издательство АН СССР, 1959. – С. 14-18, 80-83. URL: http://www.indiansworld.org/popolvuh.html

[iii] Beliaev D., Davletshin A. "It Was Then That That Which Had Been Clay Turned into a Man": Reconstructing Maya Anthropogonic Myths // Axis Mundi. Slovak Journal of the Study of Religion. – 2014. – Vol. 9, No. 1. – P. 2-12.

[iv] Вазы майя принято обозначать по номеру в каталоге Д. Керра. База доступна в Интернете по ссылке http://research.mayavase.com/kerrmaya.html

[v] В литературе он чаще упоминается как Ицамна или Ицамнаах.

[vi] Beliaev D., Davletshin A. "It Was… P. 4-7.

[vii] Beliaev D., Davletshin A. "It Was… P. 8.

[viii] Beliaev D., Davletshin A. "It Was… P. 9.

[ix] Beliaev D., Davletshin A. "It Was… P. 10.