22 мая в Петербурге покажут этнографический фильм о яномамо «Человек по имени Пчела»
19.05.2014. IndiansWorld.org. 22 мая в 19:30 в рамках кинолектория «Визуальная антропология» в книжном «Порядок слов» Илья Утехин (антрополог, историк культуры) покажет фильм на английском языке с английскими субтитрами «Человек по имени Пчела» (A Man Called «Bee», 1974, 40 мин.).
Фильм классика визуальной антропологии Тимоти Эша и антрополога Наполеона Шаньона из их знаменитой серии про индейцев яномамо, снискавших славу одних из самых агрессивных людей на свете. В фокусе — сам антрополог и его роли в поле.
Сайт «Мир индейцев» связался с российским этнографом, участником многих экспедиций к индейцам Южной Америки и автором проекта «Малые народы мира» Андреем Матусовским за комментариями:
- Хотелось бы узнать Ваше мнение как этнографа, изучающего культуры народов Южной Америки, в т.ч. яномами, и не раз бывавшего там с экспедицией о самом фильме Н. Шаньона и Т. Эша "Человек по имени Пчела". Также прошу поделиться мнением непосредственно о скандальном и противоречивом антропологе Н. Шаньоне. Известно, что он охарактеризовал яномами, как людей "жестоких", "дикарей", готовых на убийство и т.п. В то же время подобная оценка вызвала шквал критики как со стороны самих индейцев и фондов их защищающих, так и многих антропологов. Так, например, известный антрополог Маршалл Салинс подверг резкой критике методы Наполеона Шаньона и под его критикой подписались многие другие учёные.
- Н. Шаньон привез из экспедиций к яномамо целый ряд этнографических фильмов.
Все они имеют формат этнографического видео и представляют большой научный интерес, поскольку на пленке запечатлена жизнь народа, на тот момент полностью сохранявшего свою традиционную культуру.
В 1968 году вышла книга Н. Шаньона "Yanomamö. The Fierce People", получившая широкую известность и многократно переиздававшаяся, в том числе и под другими названиями. Эта книга - классический этнологический труд, на страницах которого рассматриваются все аспекты традиционной жизни яномамо. Среди прочих глав в ней есть страницы, посвященные анализу "агрессивного" поведения яномамо. Вероятно, эти страницы, а также, в большей степени, броское название книги "Свирепый народ" и усилия СМИ, падких на сенсацию, растиражировали утвердившееся с тех пор восприятие яномамо как "свирепого народа" воинов, жаждущих войны.
Тем не менее, взгляды Н. Шаньона приобрели характер некой теории, подвергавшейся критике различными учеными (J.Lizot и др.).
Мне довелось быть среди яномамо дважды (в 2004 и 2011 г.). Сразу можно заметить, что этот народ отличается от своих ближайших индейских соседей, как антропологическим обликом, так и характером поведения. Безусловно, они более импульсивны и возбудимы, что вряд ли дает повод причислять их к "жестоким" дикарям."
Андрей А. Матусовский