ДРЕВНЕЙШИЕ ОБИТАТЕЛИ НОВОГО СВЕТА
Люди, пришедшие в Америку через Берингов пролив, достигли уровня развития каменного века, причем ученые о точной датировке этого события спорят до сих пор.
Основываясь на данных раскопок и результатах радиоуглеродного анализа, многие ученые говорят даже о том, что волн заселения Американского континента было несколько и, возможно, первая относится ко времени 50-60 тысяч лет назад, но потом путь в Америку на какое-то время закрылся. Затем миграция повторилась примерно 25 тысяч лет спустя, и вновь наступил перерыв, после которого 13-15 тысяч лет назад последовало новое переселение. Самыми последними в Северную Америку из Старого Света прибыли предки современных алеутов и эскимосов, после чего все контакты с Азиатским материком прервались вплоть до экспедиции Колумба в 1192 году. Правда, примерно в 1000 г. Северную Америку посетили викинги, однако долго они там не удержались, и память о новой земле за океаном сохранилась только лишь в их эпических сказаниях — сагах.
Обитатели Нового Света оказались в изоляции от остального мира, что, впрочем, несмотря на существенные различия, не помешало им развиваться тем же путем, что и жителям Евразии и Африки.
Первопоселенцы застали на новых местах нетронутую природу, а также изобилие самых разных животных и растений, что способствовало их быстрому расселению с севера на юг. Вдоль западного побережья Северной Америки и юго-восточного Южной главным занятием оставалось рыболовство, а в других местах — охота и собирательство.
Основным питанием древних индейцев были мясо животных, рыба, а также дикие фрукты и овощи. Лук и стрелы были им не известны, но они уже знали и применяли атлатль — палку-копьеметалку, при помощи которой обычные копья и дротики можно было бросать гораздо дальше и точнее. Сегодня это приспособление среди цивилизованных людей практически неизвестно, однако его все еще продолжают использовать коренные жители Австралии, живущие вдали от цивилизации.
Довольно скоро аборигены Нового Света начали переходить от собирательства к примитивному сельскому хозяйству. Возделывали в основном кукурузу, хотя на низменных землях Южной Америки важное место занял маниок, а в Андах преобладающими стали картофель и хлопок. Первые следы выращивания кукурузы в Центральной Америке относятся учеными к 3600 г. до н. э. Затем около 3000 г. до н. э. на севере Южной Америки появляется первая керамика, а около 2000 г. до н. э. жители Южных Анд научились выплавлять и первый металл. Деревни стали повсеместно появляться уже к 1500 г. до н. э.
Одновременно с кукурузой индейцы окультурили также тыкву, фасоль, помидор, авокадо, паприку и алоэ. После того как древние предки индейцев перебили всех мамонтов и многих других крупных животных, наряду с развитием земледелия им пришлось разводить на мясо собак и индеек (в Центральной Америке), а в Андах — морских свинок. Последний регион стал также и местом единственного приручения индейцами копытных животных — лам, которых стали использовать как вьючных, а также ради их теплой шерсти.
Интересно, что оседлость значительной части населения отнюдь не препятствовала дальним обменам. По всему востоку Северной Америки ходили морские раковины, а также металлические орудия и украшения. Находки керамики говорят о плаваниях древних индейцев вдоль всего Западного побережья Южной Америки, вплоть до Центральной.
У народов этого времени уже существовали сложные погребальные обряды, о чем свидетельствуют дошедшие до наш их дней захоронения. Так, на побережье Новой Англии, в прибрежных районах Канады и в районе Порт-о-Шуа были обнаружены останки ста человек, захороненные примерно четыре тысячи лет назад, но прекрасно сохранившиеся. Среди вещей, уложенных в могилы, нашли топоры и тесла, при помощи которых они выдалбливали свои каноэ, а также изделия из кости и рога, покрытые узорами и изображениями. Тела усопших были окрашены в кроваво-красный цвет и точно так же в красный цвет окрашивали своих мертвецов обитатели Индейского холма (Индиан-Хилл) в районе современного штата Кентукки. Очень возможно, что поскольку данная традиция сохранилась среди индейцев, то отсюда и пошло их второе название — краснокожие, данное им европейскими поселенцами в связи с другим их характерным обычаем - красить в красный цвет также и лица. Случалось, что погребение сопровождалось и человеческими жертвоприношениями.
Известно индейцам было и искусство мумификации. Во всяком случае, индейцы народности чинчоррос в Южной Америке в пустыне Атакама еще за две тысячи лет до появления первых мумий в Древнем Египте овладели искусством мумификации, хотя и отличным от древнеегипетского.
Начинали они с того, что извлекали из тела умершего внутренности и отделяли голову. Кожу снимали, как чулок, и замачивали в морской воде, чтобы сохранить ее эластичность. Затем скелет очищали вручную от мягких тканей или же его оставляли птицам, пока те не склевывали все мясо до костей. Местный умелец набивал череп соломой, потом подвязывал тростником нижнюю челюсть. Для придания прочности скелету он укладывал вдоль костей палочки и обкручивал их стеблями тростника, Чтобы тело вновь обрело утраченный объем, на кости накладывалась масса, приготовленная из смеси золы и крови морских львов. После этого оставалось натянуть кожу, надеть парик и раскрасить тело.
Мумии окрашивались точно так же, как и тела самих индейцев. Сначала в течение нескольких тысяч лет все мумии были «черными», затем последовал «красный» период, в течение которого использовали охру, после чего мумии стали просто обмазывать смесью грунта с водой, то есть... грязью!
Жившие на берегах реки Миссисипи племена земледельцев примерно в 700 году до н. э. начали строить большие поселения, в центре которых насыпали огромные курганы с плоской вершиной; некоторые из этих курганов служили могилой сразу для нескольких людей. Не подлежит сомнению, что местная культура достигла очень высокого уровня, а местный народ превзошел всех прочих индейцев этого периода в ремесле и в искусстве, изготавливая декоративные изделия из керамики, тонкие плетеные коврики, прекрасные статуэтки из кости, дерева и металла.
Примерно к 750 году до н. э. высокого уровня развития достигли и некоторые племена юго-запада Северной Америки, обитавшие на территории современных юго-западных штатов США, объединенные под общим названием пуэбло. Дома в их поселках (тоже называемых пуэбло), сложенные из камня или же высушенных на солнце глиняных кирпичей, были так тесно прижаты один к другому, а в некоторых случаях и поставлены один на другой, что представляли собой один огромный дом-креость, под прикрытием стен которого они могли спокойно трудиться. Каждый дом имел вход, расположенный на крыше, поэтому достаточно было поднять наверх лестницу, чтобы враг не смог захватить жилища и добраться до их обитателей. На плоской крыше можно было работать и сушить кукурузные початки, а когда жара спадала, — то и отдыхать. В результате большая часть жизни обитателей пуэбло проходила у всех на виду, что только усиливало чувство взаимовыручки и преданности своей общине. Для религиозных обрядов в каждом пуэбло в центре поселка имелось специальное подземное помещение, называвшееся «кива».
Особенно удачным было расположение поселка в Месса-Верде в нынешнем штате Колорадо, который индейцы построили под навесом огромной отвесной скалы. Скала эта защищалa пуэбло от ливней и ураганов, а в жаркие засушливые месяцы давала спасительную тень. Всего в нем было 23 кивы и 200 отдельных жилых помещений, так что это поселение было весьма многолюдным.
Индейцы пуэбло выращивали кукурузу, хлопок, бобы и дыни. Их гончары выделывали прекрасную посуду, украшенную геометрическим орнаментом, причем особые сосуды клали в могилы вождей. Сосуды эти были проколоты, чтобы духи раскрашенных фигурок, помещенных у них внутри, могли бы выходить наружу.
Конечно, там, где природные условия были слишком суровы, развитие индейских племен шло очень медленно. Однако в наиболее благоприятных местах, с муссонными дождями, они достаточно быстро перешли от племенной организации к государству.
На востоке Северной Америки представителей правящей верхушки хоронили отдельно от простого народа, причем, индейские племена регулярно собирались вокруг этих курганов на праздники. В Центральных Андах строились храмы, одновременно служившие хранилищами излишков урожая и ценных предметов для обмена. Богатства одних становились предметом зависти других, племена нередко воевали и все чаще и чаще объединялись друг с другом, чтобы по численности превосходить своих противников. В 700-400 гг. дон. э. одним из первых объединяющих центров такого объединения стал Чавин. Характерные для него религиозные ритуалы, архитектура, скульптура, а также золотые украшения и текстиль использовались далеко за его пределами, причем сохранялась эта культура довольно долго.
Задолго до прихода в Перу индейцев-инков здесь на какое-то время расцвела и цивилизация мочика. После многолетних археологических изысканий удалось выяснить, что она возникла в начале нашей эры и закончила свое существование приблизительно в 850 году, а ее апогей приходится на 300-600-е годы. В то время эта народность, насчитывавшая около миллиона человек, проживала близ Тихого океана, на территории нынешней северной части Перу. Местное население занималось охотой, рыбной ловлей, различными ремеслами и поливным земледелием, для чего мочика строили великолепные оросительные системы.
Цивилизация мочика не знала письменности, но, как выяснилось, умела создавать поразительную керамику, аналогов которой в мире не существует! Это скульптурные изображения людей и животных, а также растении. На некоторых были обнаружены сцены жертвоприношения, битв, фигуры божеств. Изображенные на этих изделиях лица людей очень естественны и выразительны. Например, мертвец, играющий на флейте, с глазами из перламутра и аспида. Или гончар в тюрбане, строящий гримасу. Есть ваза, выполненная в виде скульптурного изображения головы одноглазого воина, другая представляет собой изборожденное морщинами лицо бога Аипаека с клыками, которые являлись обязательным атрибутом всех скульптур подобных ему богов цивилизации мочика. Будучи очень агрессивными, мочика даже в изображении птиц остались верны «военному жанру»: сосуд в виде обыкновенной утки имеет атрибутику воина. На ритуальных вазах мы находим также изображения лося, ягуара и змеи.
Интересно, что куда более известные всем инки, появившиеся как цивилизация только в 1470 году, стали своеобразными наследниками мочика, многое позаимствовав у них. Правда, общественная организация у мочика и инков сильно разнилась. Если у мочика главный упор делался на религию, в которой важная роль отводилась человеческим жертвоприношениям, причем в жертву приносились не только чужие, но свои, то у инков власть была не только религиозная, но и гражданская. Мочика молились божеству Луны, а инки — Солнца.
Почему исчезла цивилизация мочика? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Возможно» цивилизация мочика была сильна до тех пор, пока ее власть опиралась только на религию, с помощью которой народу объясняли причины экономических и социальных кризисов. Однако со временем к мочика стала проникать иная идеология, которая опиралась уже не только на религиозные ценности. В итоге чисто религиозная власть сменилась иной, что вполне могло привести к кровавой междоусобице, а ослабленный ею народ добили враги-соседи.
В Центральной Америке религию в тех же целях использовали ольмеки. Когда следы этой цивилизации были открыты, ученых поразил высокий уровень ее развития, проявившийся, прежде всего, в ее гигантских скульптурах. Такт высота только лишь одной базальтовой головы правителя, датируемой 1200-900 гг. до н. э., составляет около трех метров, а вес ее превышает восемь тонн. Доставка базальтовых глыб была исключительно трудным делом, ведь их приходилось транспортировать на сотни миль через джунгли. А ведь глыбы нужно было еще и отколоть, потом погрузить на плот, сплавить его по реке, а затем поднять на высокогорное плато. Для таких работы требовались тысячи людей. поскольку ольмеки, как и все прочие обитатели Америки, не знали колеса и не имели подходящих тягловых животных.
Сильное впечатление производят вогнутые зеркала ольмеков из магнетита — они позволяли разжигать огонь и отражать предметы без малейшего искажения.
Окончательно сформировавшись к 1200 г. до н. э. культура ольмеков распространилась до 800 г. до н. э. почти на всю Центральную Америку и Тихоокеанское побережье, но спустя 400 лет погибла по неизвестной причине. Однако в позднейшие века монументальные сооружения, фантастические изваяния и боги ольмеков то и дело всплывали из небытия, свидетельствуя о том, что в Центральной Америке долгое время существовала могучая культурная традиция. Ни одного письменного памятника ольмеков обнаружено не было, хотя вскоре после окончания ольмекского периода, по-видимому, и было изобретено пиктографическое, то есть рисуночное, письмо.
Несколько веков спустя, приблизительно в 150 г. н. э., был возведен первый настоящий город Америки. Руины Теотиуакана лежат в 30 милях к северо-востоку от нынешнего Мехико. Некогда это плодородное плато долины Мехико было северной частью территории ольмеков. Какой народ жил здесь, так до сих пор и неизвестно, но то, что этот город представлял собой величественный комплекс пирамид, дворцов, жилых домов и мастерских, что он имел правильную прямоугольную планировку кварталов, очевидно. До сих пор возвышается его крупнейший монумент — 60-метровая пирамида Солнца. Теотиуакан был, без сомнения, крупным торговым центром и, возможно, священным городом, поскольку императоры ацтеков спустя века совершали туда паломничества. И все же он до сего дня остался загадкой, так как не сохранилось никаких письменных свидетельств его основания, истории или гибели около 700 г. н. э.
Вожди названных здесь индейских народов до определенного времени не обладали всей полнотой власти. Изменилась ситуация около 500 г. до н. э. с основанием новой столицы племени сапотеков на территории современного Монте-Альбана. Видимо, сапотекам потребовалось усилить оборону, поскольку они находились в окружении враждебных племен, а также строже контролировать хозяйственную деятельность. Архитектура города, символика и весь уклад жизни свидетельствовали о том, что здесь появилась централизованная форма общественной организации — государство. Тогда же появились и первые иероглифические записи — даты завоеваний окрестных земель.