Верхний мир света и порядок

Энциклопедия "Исчезнувшие цивилизации" ::: Строители погребальных холмов и обитатели пещер

Возвышаясь над плоской равниной, храмовые маунды стремятся к солн­цу — верховному божеству людей Миссисипи. В сияющем царстве солнца — в Верхнем мире — все предметы, одушевленные и неоду­шевленные, были крупнее, сильнее, обладали большим могуществом, чем в земном мире людей. Каким тусклым должен был казаться даже священный огонь в храме, по срав­нению с великолепием солнца.

Для людей Верхний мир являл­ся воплощением стабильности, по­рядка, предсказуемости. Однако Верхний мир не был самодостаточ­ным. Как люди Миссисипи нужда­лись в orne для поддержания жизни, так и обитатели Верхнего мира нуждались в его противопо­ложности — воде, которая вытека­ла из источников в призрачном и загадочном Нижнем мире. Посред­никами между этими конфликтую­щими сферами являлись вожди и другие члены правящей элиты.

Они должны были объяснять сво­ему народу древние верования и стремиться при помощи ритуалов и церемоний поддерживать хруп­кое равновесие между противобор­ствующими силами добра и зла. Здесь показаны предметы, которы­ми пользовалась элита и которые служили символами сс особого по­ложения.

И на глиняном сосуде на рисунке слева, и на под­веске ив раковины на верхнем рисунке символиче­ски изображен Верхний мир. Он имеет симметрич­ное строение. Мотив креста, вписанного в круг, представляет солнце и четыре основных направле­ния или земного вождя как воплощение солнечного божества. Изображение на подвеске содержит большее количество деталей. На круге диаметром 10.8 сантиметра мастер смог отразить сущ­ность власти вождя. Он заключил мотив круга и креста в квадрат, представляющий царскую цинов­ку. Не сопровождают четыре дятла, которые сим­волизируют небо и военную мощь.

И на глиняном сосуде на рисунке слева, и на под­веске ив раковины на верхнем рисунке символиче­ски изображен Верхний мир. Он имеет симметрич­ное строение. Мотив креста, вписанного в круг, представляет солнце и четыре основных направле­ния или земного вождя как воплощение солнечного божества. Изображение на подвеске содержит большее количество деталей. На круге диаметром 10.8 сантиметра мастер смог отразить сущ­ность власти вождя. Он заключил мотив круга и креста в квадрат, представляющий царскую цинов­ку. Не сопровождают четыре дятла, которые сим­волизируют небо и военную мощь.

Каменная ушная вставка, изо­браженная справа, является це­ремониальным украшением, назначение которого, равно как и рисунок на нем. остается за­гадкой. Знак “соколиный глаз", по идее, не может гармо­нировать с полузакрытым гла­дом и оскалом открытого рта, которые характерны для изо­бражения умершего человека. Возможно, что на этом рисун­ке представлена голова убито­го врага, которая символизирует смерть.

Каменная ушная вставка, изо­браженная справа, является це­ремониальным украшением, назначение которого, равно как и рисунок на нем. остается за­гадкой. Знак “соколиный глаз", по идее, не может гармо­нировать с полузакрытым гла­дом и оскалом открытого рта, которые характерны для изо­бражения умершего человека. Возможно, что на этом рисун­ке представлена голова убито­го врага, которая символизирует смерть.

Эта чеканная медная пластинка с изобра­жением головы сокола была найдена фер­мером в штате Миссури в 1906 году во время вспашки земли. Она одновременно является эмблемой и войны, и Верхнего мира. Изображение этой фигуры, высота которой 33 сантиметра, было отчекане­но с обратной стороны пластинки. Ее прикрепляли спереди к головному убору.

Эта чеканная медная пластинка с изобра­жением головы сокола была найдена фер­мером в штате Миссури в 1906 году во время вспашки земли. Она одновременно является эмблемой и войны, и Верхнего мира. Изображение этой фигуры, высота которой 33 сантиметра, было отчекане­но с обратной стороны пластинки. Ее прикрепляли спереди к головному убору.

От этого изображения ко­шачьей головы, использовав­шегося в ритуальных це­лях, сохранилось немногое — только глаза и зубастая пасть. Можно за­метить. что глаза имеют разветвления. Таким обра­зом, они смоделированы по примеру глаз сокола. Этот мотив, подчеркивающий ис­ключительную остроту зрения, также относится к символике Верхнего мира. Голова изготовлена из лис­та меди. Люди Миссисипи высоко ценили этот ме­талл, в частности — да его редкость. Его приходи­лось доставлять из дале­ких рудников, расположен­ных в районе Великих озер.

От этого изображения ко­шачьей головы, использовав­шегося в ритуальных це­лях, сохранилось немногое — только глаза и зубастая пасть. Можно за­метить. что глаза имеют разветвления. Таким обра­зом, они смоделированы по примеру глаз сокола. Этот мотив, подчеркивающий ис­ключительную остроту зрения, также относится к символике Верхнего мира. Голова изготовлена из лис­та меди. Люди Миссисипи высоко ценили этот ме­талл, в частности — да его редкость. Его приходи­лось доставлять из дале­ких рудников, расположен­ных в районе Великих озер.