Нижний мир: отражение тьмы, ужаса и смерти

Энциклопедия "Исчезнувшие цивилизации" ::: Строители погребальных холмов и обитатели пещер

В противоположность величествен­ному сиянию Верхнего мира. Ниж­ний мир вырисовывается как темная и сырая трясина безумия и хаоса, логовище чудовищных разме­ров ящериц, гигантских жаб и скользких тварей, напоминающих гремучих змей и других рептилий. Еще более ужасными должны бы­ли представляться призраки, людо­еды и колдуны. Все они могли проникать в Земной мир через водные источники и пещеры, сея панику и опустошения среди его обитателей.

Археологи могут только стро­ить предположения относительно смысла всего этот. Но очи могут опираться на те знания, которые были почерпнуты из других, более поздних индейских культур. Чудо­вище, которое чероки называют Юктсна, например, имеет крылья птицы Верхнего мира, рога земно­го оленя и покрытое чешуей туло­вище типичной змеи Нижнего мира. Свидетельства расплывчато­сти границ между царствами часто встречаются на предметах, относя­щихся к культуре Миссисипи.

Один такой объект может изобра­жать сразу два или три мира. И в самой концепции Нижнего мира присутствовала двойственность. Он олицетворял не только темную, свя­занную со смертью сторону миро­здания, но также и плодородие земли, от которого зависела вся жизнь.

Эта 20-сантиметровая статуэтка из бокси­та была найдена около Кахокья в Иллинойсе. В ней совмещены два мотива. Женщина, воз­делывающая виноградную лозу, вырастающую из змеи, символизирует плодородие. В то же время ее оскаленные зубы напоминают выра­жение лица умершего человека.

Эта 20-сантиметровая статуэтка из бокси­та была найдена около Кахокья в Иллинойсе. В ней совмещены два мотива. Женщина, воз­делывающая виноградную лозу, вырастающую из змеи, символизирует плодородие. В то же время ее оскаленные зубы напоминают выра­жение лица умершего человека.

Кубки из раковин ассоциировались исключительно с обладателями самых высоких рангов и могли исполь­зоваться для ритуального питья. На гравированном кубке, показанном на рисунке справа, вокруг креста и круга, связанных с Верхним миром, изображены че­тыре змееподобных чудовища.

Кубки из раковин ассоциировались исключительно с обладателями самых высоких рангов и могли исполь­зоваться для ритуального питья. На гравированном кубке, показанном на рисунке справа, вокруг креста и круга, связанных с Верхним миром, изображены че­тыре змееподобных чудовища.

Согласно верованиям людей Миссиси­пи, скромная черепаха была таким же обитателем Нижнего мира, как алли­гатор и змея, однако обычно ее изо­бражали добродушным созданием. Этот керамический сосуд, выполнен­ный в виде черепахи, был найден в Ар­канзасе. Его назначение неизвестно.

Согласно верованиям людей Миссиси­пи, скромная черепаха была таким же обитателем Нижнего мира, как алли­гатор и змея, однако обычно ее изо­бражали добродушным созданием. Этот керамический сосуд, выполнен­ный в виде черепахи, был найден в Ар­канзасе. Его назначение неизвестно.

Предметы, изготовленные из морских раковин, приве­зенных с берегов Мексиканского залива и им Флориды, высоко ценились представителями элиты культуры Миссисипи. Они являлись символами высокого положе­ния в обществе и непосредственного отношения к от­правлению культа. Этот 10-сантиметровый диск (ле­вый рисунок), вырезанный из раковины, использовался в качестве подвески. На нем изображен водяной па­ук — один из обитателей Нижнего мира.

Предметы, изготовленные из морских раковин, приве­зенных с берегов Мексиканского залива и им Флориды, высоко ценились представителями элиты культуры Миссисипи. Они являлись символами высокого положе­ния в обществе и непосредственного отношения к от­правлению культа. Этот 10-сантиметровый диск (ле­вый рисунок), вырезанный из раковины, использовался в качестве подвески. На нем изображен водяной па­ук — один из обитателей Нижнего мира.