Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Теотиуаканские тексты на каменных монументах

Карл Таубе ::: Письменность Теотиуакана

Загадка, но в Теотиуакане, в отличие от сапотеков и майя классического периода, письменность редко встречается на каменных монументах. Отчасти это можно объяснить тем, что в Теотиуакане чётко придерживались живописной традиции и фокусировали своё внимание на двухмерных, а не трёхмерных изображениях. Помимо поверхностей стен и, возможно, знамен и прочих изделий из ткани, тексты также могли расписывать на стелах. Для классической Чолулы характерны большие стелы с гладкими поверхностями, окруженные утончёнными границами из завитков в веракрусовском стиле (см. McCafferty 1996:9-10). Гладкая центральная часть таких монументов, вероятно, содержала расписанные сцены или тексты, что также было характерно и для многих «гладких» стел, найденных в городищах майя классического периода. В Теотиуакане известковый туф (травертин), известный под названием текалли, возможно, был наиболее излюбленным материалом для нанесения монументальных расписных текстов. Особенно большой и впечатляющий текалли монумент находится в Хардин-де-Эскультура (Zona Arqueologia de Teotihuacan). Превосходно исполненный и гладкий, четырехсторонний монумент дошел до нас во фрагментах, однако он всё ещё выше метра в высоту. С точки зрения размеров и высоты он сравним со стелами 1, 2 и 3 из Шочикалько. На сохранившихся теотиуаканских текалли монументах не осталось расписного текста, но до нас дошли изысканные расписные текалли сосуды из позднего классического Шочикалько и ранней постклассической Чичен-Ицы (см. Bernal 1969:no. 18; Coggins and Shane 1984:no. 31). Контраст между блестящей, но непрозрачной штуковой росписью и гладким, глянцевым белым камнем поразителен.

Во время раскопок в Паласио-де-Кецальпапалотль была найдена большая, но фрагментарная стела из зеленого текалли, имеющая приблизительно 50 см. в ширину (Acosta 1964:37). На монументе изображена сложная стоящая фигура, окруженная по бокам водяной каймой, перьевой окантовкой и изогнутыми ножами, а также лапами с острыми когтями возле человеческих ступней (Рис. 30а). Учитывая множество размещённых вместе элементов, эта фигура может быть одной из форм символьного иероглифа. Раскопки в Паласио-де-Кецальпапалотль также выявили гладкий, четырёхугольный текалли камень, имеющий 21 см. в длину (Acosta 1964:35). Размеры этого предмета сравнимы с хорошо известной текалли плитой из Иштапалуки (Рис. 30с). Во многих отношениях плита из Иштапалуки является миниатюрной стелой, на которой изображён стоящий персонаж с датой 7 Глаз Рептилии на туловище. Эта фигура напоминает не только текалли стелу из Кецальпапалотля, но также и базальтовый монумент из коллекции Руфино Тамайо (Рис. 30d). Эта 70-сантиметровая базальтовая стела, приписываемая культуре Герреро, вырезана в раннеклассическом теотиуаканском стиле. На ней изображён воин со щитом и дротиками в одной руке и горящим факелом в другой. В центре его живота находится дата 3 Дом, при этом название дня вписано в округлую рамку. Расположение даты в нижней части живота напоминает схожее размещение иероглифа 7 Глаз Рептилии на плите из Иштапалуки. Подобное расположение иероглифических знаков довольно часто встречается на стелах классического периода из южного побережья Оахаки, а также соседнего штата Герреро, в т.ч. городищ Рио-Гранде, Нопала и Пьедра-Лабрада (см. Urcid 1993). Это, как и использовавшаяся в регионе Ньюинье круглая рамка для названий дней, по всей видимости, теотиуаканская черта. На оборотной стороне выполненной в теотиуаканском стиле стелы из Герреро изображена сложная сцена, где в т.ч. показаны дротики, пронзающие знак земли, что, вероятно, указывает на завоевание (см. Xirau 1973: fig.60). В отличие от нее, оборотные стороны текалли стелы Кецальпапалотля и плиты из Иштапалуки гладкие и вполне могли быть украшены расписным текстом или сценами.

Рис. 30. Монументы в теотиуаканском стиле и связанная с ними каменная резьба.

Рис. 30. Монументы в теотиуаканском стиле и связанная с ними каменная резьба.

a) Большая текалли плита со сложной фигурой, Дворец Кецальпапалотля (по Acosta 1964: fog.60)

b) Лапида-де-Базан, текалли плита с выполненными в теотиуаканском и сапотекском стиле фигурами и иероглифами (по Caso 1937: fig.17)

c) Текалли плита из Иштапалуки, где изображён персонаж в теотиуаканском стиле со знаком дня 7 Глаз Рептилии (по Beyer 1992: fig:1).

d) Небольшая базальтовая стела с воином в теотиуаканском стиле, который держит горящий факел и щит с дротиками. Отметим также дату 3 Дом на животе (по Xirau 1973: pl.61)

 

Объем информации, который можно передать посредством текалли плиты, отчетливо выражен на Лапида-де-Базане (Рис. 30b). Несмотря на то, что она была обнаружена в Монте-Альбане, использование текалли для монументальной резьбы более типично для Теотиуакана. Альфонсо Касо (1965:941) и Джойс Маркус (1983:179) отметили, что стоящая сзади фигура одета в теотиуаканский костюм. Маркус (1983:181) также обратила внимание на теотиуаканские элементы в сопровождающем тексте, в т.ч. трёхузловой головной убор и сандалии в теотиуаканском стиле. В своем начальном обсуждении теотиуаканской письменности, Касо (1937:138) предполагал, что сапотекское письмо в классический период находилось под влиянием теотиуаканского. Теотиуаканские элементы в тексте Лапида-де-Базана следовало бы воспринимать как прямые заимствования теотиуаканских иероглифов, а не просто как местное, сапотекское использование теотиуаканского стиля в искусстве. Как и в случае с фресками Течинантитлы, появляющийся в тексте трёхузловой головной убор, вероятно, указывает на собственно головной убор и должность теотиуаканца[1]. Ещё одним возможным знаком в теотиуаканском стиле является второй иероглиф в верхнем правом углу – человеческая рука, держащая копьеметалку. В раннеклассическом Тикале рука с копьеметалкой часто появляется в текстах, содержащих четкие упоминания Теотиуакана (см. Рис. 31a-c, е).

Найденный во время раскопок в комплексе Мундо-Пердидо (Тикаль), раннеклассический монумент в теотиуаканском стиле является одним из самых впечатляющих среди подобных себе (Fialko 1986). Как отмечает Вильма Фиалко, по форме монумент практически идентичен каменной скульптуре из Ла-Вентильи, а также маркерам в сцене игры в мяч с палками на фреске 2 портика 2 в Тепантитле (Fialko 1986:63). Монумент был вырезан из мелкозернистого известняка и на нём содержится текст, описывающий прибытие теотиуаканцев в Тикаль в день 8.17.1.4.12, 11 Эб 15 Мак, что соответствует 16 января 378 года (Stuart 1999). В нижней цилиндрической части монумента находятся две панели с майяским текстом, а в верхней изображены большие теотиуаканские иероглифы, два из которых размещены по сторонам от служащего навершием оперённого диска, а другая группа иероглифов находится в похожей на мяч части, расположенной чуть ниже (Рис. 31d-f). Один из верхних знаков, схематичное лицо Тлалока, также появляется в монументальном искусстве Теотиуакана на окаймлённых перьями дисках (см. Easby and Scott 1970:no. 111; Angulo 1986:148). На противоположной стороне диска видны сова и рука, удерживающая копьеметалку (Рис. 31е). Два иероглифа, украшающие оперённый диск также встречаются в тексте майя в глагольной фразе, описывающей установление монумента (Рис. 31а). Теотиуаканские иероглифы, включённые в майский текст – это не просто пиктографические знаки, иллюстрирующие основные мотивы, присутствующие на монументе. Так, сочетание совы и руки, держащей атлатль, также встречается в другой части текста майя, в данном случае в качестве имени (Рис. 31b). В Тикале знак совы и руки с атлатлем относится к отцу раннеклассического царя «Загнутое Рыло» или Нун-Йаш-Аин (Stuart 1999). По мнению Стюарта, Сова-Копьеметатель мог быть важной политической фигурой в Теотиуакане. Появляющийся в явном теотиуаканском контексте, иероглиф копьеметателя и совы находится в центре оперённого диска и формирует личное имя (Рис. 31е).

Рис. 31. Раннеклассические теотиуаканские иероглифы, встречающиеся на Маркадор-де-Пелота из комплекса Мундо-Пердидо, Тикаль.

Рис. 31. Раннеклассические теотиуаканские иероглифы, встречающиеся на Маркадор-де-Пелота из комплекса Мундо-Пердидо, Тикаль.

a) Часть майяского текста, упоминающего установление монумента, со стилизованным иероглифом Тлалока и именем Совы-Копьеметателя (по Laporte and Fialko 1995:fig.47)

b) Имя Совы-Копьеметателя, вероятной личности из Теотиуакана (по Laporte and Fialko 1995:fig.47)

c) Вероятное теотиуаканское иероглифическое словосочетание (по Laporte and Fialko 1995:fig.47)

d) Стилизованный иероглиф Тлалока на стороне А навершия в виде оперённого диска (по Laporte and Fialko 1995:fig.46)

e) Имя Совы-Копьеметателя на стороне В навершия диска (по Laporte and Fialko 1995:fig.46)

f) Теотиуаканский текст на похожем на мяч элементе, который находится под именем Совы-Копьеметателя (по Laporte and Fialko 1995:fig.46)

 

Под именем Совы-Копьеметателя встречается ещё один теотиуаканский иероглиф: пара голов с одной на двоих повязкой, а также узел и ступенчатый мотив, окружённые кругом из точек (Рис. 31f). Своими ниспадающими волосами, большими ушными вставками и ожерельями пара голов очень похожа на обращенную вперед фигуру в последнем иероглифическом блоке размещенного ниже на двух панелях майяского текста (Рис. 31с). В этом иероглифическом блоке также присутствует знак с держащей копьеметалку рукой и любопытный, похожий на щит, элемент – сам иероглифический блок, вероятно, не является письмом майя, скорее всего, это теотиуаканский составной иероглиф.

Прямо под парой голов размещён ступенчатый знак и узел, окружённый кругом из бусин. Знак в виде круга из бусин также встречается в теотиуаканской системе письма, в т.ч. в тексте с Плаза-де-лос-Глифос (Рис. 10, no.30). Центральным элементом, по всей видимости, является одна из форм ступенчатого знака «Xi», идентифицированного Касо (1967:175) для позднеклассического городища Шочикалько. В ряде текстов из Ньюинье круг из точек обозначает единицу (см. Winter and Urcid 1990), поэтому Хавьер Урсид предположил, что точки вокруг тикальского знака Xi могут отображать объединённый знак 1 Иероглиф Xi (личное сообщение 1999). На недавно найденном у храма Темпло Майор в Мехико изысканном сосуде теотиуаканского стиля было обнаружено узелковое название дня – окружённый точками Иероглиф А из Шочикалько (Lopez Lujan 1999). Он также может быть соединённой датой, в данном случае 1 Иероглиф А. В верхней части сосуда также содержится название дня Xi-знак, в этом случае с коэффициентом 9.

Иероглиф Xi, находящийся в нижней части сосуда, содержит горизонтальный, сегментированный элемент, который, вероятнее всего, был формой того же узла, присутствующего на тикальском примере (Рис. 32а). Ступенчатый иероглиф Xi, очевидно, указывает на головной убор, а узел служит связующим звеном. На небольшой стеле в теотиуаканском стиле запечатлён персонаж, носящий головной убор со знаком Xi (Рис. 32с). Ещё один такой головной убор, дополненный горизонтальным узлом, встречается на частично антропоморфной курильнице из Шочитекатля, Тлашкала (Рис. 32d). Возможная его форма также присутствует на плоскорельефном теотиуаканском сосуде, в данном случае как головной убор существа со змеиными и ягуарьими атрибутами. На красивом текалли ягуаре из дворца Кецальпапалотля знак Xi и узел изображены как форма хвоста (Рис. 32f, h). Ещё один возможный иероглиф Xi встречается в тексте, вырезанном на спине ягуара (Рис. 32g). Точное значение этого головного убора остаётся неясным, но он может указывать на важную теотиуаканскую должность. Появление теотиаканского письма на майяских монументах вселяет большую надежду на возможность истолкования плохо понятной системы письма Теотиуакана. Знаки и символы теотиуаканского правления, столь непонятные в Теотиуакане, могут быть в конечном итоге растолкованы по контексту их присутствия в письменности майя классического периода.

Рис. 32. Головной убор в виде знака XI в Месоамерике классического периода.

Рис. 32. Головной убор в виде знака XI в Месоамерике классического периода.

a) Знак Xi и узел в картуше из бусин, Маркадор-де-Пелота (по Laporte and Fialko 1995: fig.46)

b) Знак Xi с узелковым элементом, регион Акапулько (по Caso 1967: 175, fig.11i)

c) Небольшая стела с персонажем, носящим головной убор в виде знака Xi (по Harmer Rooke Galleries 1987: fig.37)

d) Антропоморфная керамическая курильница с головным убором в виде знака Xi, Шочитекатль (по Serra Puche 1999:83)

e) Фигурка с головным убором в виде знака Xi, деталь плоскорельефного теотиуаканского сосуда (по Seler 1902-23, V:516)

f) Текалли ягуарье существо, Паласио-де-Кецальпапалотль (по Acosta 1964: fig.53)

g) Возможный составной иероглиф со знаком Xi, вырезанный на текалли ягуаре (по Acosta 1964: fig.54с)

h) Вырезанный головной убор в виде знака Xi на хвосте текалли ягуара (по Acosta 1964: fig.54а)

 

Теотиуаканские иероглифы встречаются на керамике местного производства из региона Эскуинтла на побережье Гватемалы (Рис. 14, 16). Карлос Наваррете (1986:25) отметил, что в городищах из соседнего прибрежного региона Серро-Берналь (Чьяпас) изготавливались местные гончарные изделия теотиуаканских форм, а также монументы в явно теотиуаканском стиле. Огромная скалистая порода, обнажившаяся между побережьем и Сьерра-Мадре-де-Чьяпас, Серро-Берналь, является по существу воротами к богатым прибрежным регионам Соконуско и соседней Гватемалы (см. топографический обзор Lowe, Lee, and Martinez Espinoza 1982: fig. 4.12). Одним из главных городов Серро-Берналь был Лос-Горконес, где есть ряд стел с иконографией и текстами в теотиуканском стиле.

На фрагментарной стеле 1 из Лос-Горконес, вероятно, изображен сидящий обезглавленный игрок в мяч, у которого из шеи брызжет кровь, запечатленная здесь в виде змей (Lowe, Lee, and Martinez Espinoza 1982: fig. 1). Подобный мотив хорошо известен в более поздних Эль-Тахине и Чичен-Ице, однако он также встречается на раннеклассических керамических изделиях в теотиуаканском стиле из Эскуинтлы (см. Helmuth 1975: pls. 8, 9). Стела 3 из Лос-Горконес особенно впечатляет – на ней в чистом теотиуаканском стиле изображён стоящий Тлалок (Рис. 33е, f). В явных теотиуаканских традициях выполнен клыкастый рот с водяной лилией, волнистой молнией, показанной в линию с облаком или знаком водяного завитка, и потоками ниспадающей воды с глазами (пример теотиуаканского Тлалока с водяной лилией во рту см. A. Miller 1973: figs. 161, 249, 360). Фигура продолжается на двух боковых сторонах, где есть иероглифы, в т.ч. мексиканский знак года, дата 8 Тростник или 8 Цветок, а также знак возделанной земли, который ещё встречается в его морском регионе. Боковые иероглифы легко можно классифицировать в качестве линейного текста, однако позади монумента запечатлён ещё более отчётливый пример (Рис. 33f). По своей сложности он сопоставим с ранее упомянутым примером текста на оборотной стороне резного зеркала (Рис. 27, 28а).

Помимо стелы 3, на стеле 2 из Лос-Горконес содержится ещё один линейный текст, состоящий, вероятно, из двух дат 260-дневного календаря и упомянутого ранее, центрального здесь, знака возделанной земли (Рис. 33а). Примечательно, что схожие тексты встречаются также на стелах 2 и 3 из соседнего городища Фраксион-Мухулар (Рис. 33b, c). В обоих текстах из Фраксион-Мухулар встречается иероглиф возделанной земли вместе с днём Цветок, который в одном случае указан с коэффициентом 11, в другом – с 5. На стеле 1 из Фраксион-Мухулар также вырезано название дня и коэффициент (Рис. 33d). В этом случае, однако, сверху над датой вырезан иероглиф мексиканского года в виде головного убора. Нижняя часть головного убора повреждена, но здесь также мог находиться иероглиф возделанной земли, который встречается в других текстах из Серро-Берналя. Тексты стелы 3 из Лос-Горконес начинаются со знака для мексиканского года и знака возделанной земли (Рис. 33e, f). На оборотной стороне монумента иероглиф возделанной земли помещён в центре головного убора, что также встречается в Теотиуакане (см. Seler 1902-23 V:513). Использование головного убора в качестве начала текста, возможно, является отличительной чертой теотиуаканской письменности. Как и в случае с персональными именными иероглифами, носящими титульные головные уборы в Течинантитле, начальные знаки стелы 1 из Фраксион-Мухулар и стелы 3 из Лос-Горконес также могут представлять собой головные уборы, которые носит сам текст, как будто он есть некое разумное существо.

Рис. 33. Монументы и тексты из региона Серро-Берналь, побережье Чьяпаса.

Рис. 33. Монументы и тексты из региона Серро-Берналь, побережье Чьяпаса.

a) Текст стелы 2 из Лос-Горконеса (по Navarrete 1986: fig.2b)

b) Текст стелы 2 из Фраксион-Мухулар (по Navarrete 1986: fig.13a)

c) Фрагмент текста стелы 3 из Фраксион-Мухулар (по Navarrete 1986: fig.13b)

d) Фрагмент текста стелы 1 из Фраксион-Мухулар (по Navarrete 1986: fig.12a)

e) Лицевая и боковые стороны стелы 3 из Лос-Горконеса (по Navarrete 1986: figs.3-5)

f) Линейный текст на тыльной стороне стелы 3 из Лос-Горконеса (по Navarrete 1986: figs.3-5)

 

Наваррете (1986:25) сравнил монументы из Серро-Берналя со стелой из Санатепека, прибрежного городища в Оахаке, которое находится недалеко от границы с Чьяпасом (Рис. 34а). Как и на многих стелах из Серро-Берналя санатепекский пример представляет собой единый текст из округлых иероглифов, спускающихся вертикально к центру монумента. Относительно свободный интервал между иероглифами довольно схож с линейными текстами из Теотиуакана (Рис. 29). Как в Серро-Берналь, так и в Санатепеке, коэффициенты на монументах размещены внизу, что соответствует теотиуаканскому стилю, при этом единицы находятся в самой нижней позиции. Схожая с сапотекской письменностью, ориентация коэффициентов прямо противоположна обычному порядку, который встречается у майя или на перешейке, в т.ч. в городище Серро-де-лас-Месас, где сначала обычно идут нижние коэффициенты, затем пятерки и, наконец, нечисловые иероглифы.

Рис. 34. Связанные с Теотиуаканом тексты и монументы.

Рис. 34. Связанные с Теотиуаканом тексты и монументы.

a) Стела из Санатепека (по Navarrete 1986: fig.15)

b) Стела 15 из Серро-де-лас-Месас (по Stirling 1943: fig.14a)

c) Статуэтка в теотиуаканском стиле с текстом (по Urcid-Serrano 1992: fig.4.167)

d) Дата 8 Цветок, теотиуаканский текалли змей (по Caso 1966: fig.42f)

e) Теотиуаканский иероглиф даты 13 Иероглиф А (по Caso 1966: fig.42f)

f) Иероглиф олень-змей с выступающим вперёд рогом, Плаза-де-лос-Глифос (по Cabrera Castro 1996b: fig.8)

g) Мёртвый олень с выступающим вперёд рогом, деталь теотиуаканской фрески (по Berrin 1988: fig.V.II)

 

На стелах 2 и 3 из Фраксион-Мухулар присутствуют даты с названием двадцатого дня, Цветок, и вполне возможно, что этот же знак появляется в профиль в текстах из Серро-Берналя (Рис. 33b, см. также Рис. 33a, d, e). Несмотря на то, что тексты на стелах 2 и 3 очень схожи, название дня Цветок появляется с разными коэффициентами, 11 и 5. Ясно, что эти разные даты не могут соответствовать имени одного лица, и они не имеют очевидных совпадений ни с одним из известных образцов в 260-дневном или 365-дневном цикле. Однако, в качестве названия 20-го дня Цветок хорошо коррелируется с Долгим счётом, видом позиционной календарной записи, широко распространённым на юго-востоке Месоамерики, в т.ч. на территории перешейка и региона майя. В Долгом счёте окончание периодов виналей, тунов, катунов и ещё больших циклов (здесь используются традиционные майяские названия периодов) всегда приходится на двадцатое число, известное под названием Ахав у майя и Цветок в текстах мексиканского высокогорья. Даты 11 Цветок и 5 Цветок в текстах из Фраксион-Мухулар могут представлять окончания периодов Долгого счёта, таких как примерно 20-летний катун. Если на этих монументах действительно представлены окончания катунов, то даты могут соответствовать датам майяского Долгого счёта 9.5.0.0.0, 11 Ахав 18 Сек и 9.8.0.0.0, 5 Ахав 3 Ч’ен, т.е. 534 и 593 годам соответственно.

Хотя в южном прибрежном майяском регионе документированные тексты с Долгим счётом ограничиваются поздним доклассическим периодом, они продолжают встречаться в классический период, но уже на юге Веракруса в городище Серро-де-лас-Месас, а также в низменности майя (см. Stirling 1943:35-42). Один монумент из Серро-де-лас-Месас, стела 15, был найден в западной части главного холма – он выполнен в почти чистом теотиуаканском стиле, включая линейный текст, идущий вниз по центральной оси фигуры на лицевой стороне (Рис. 34b). На выполненных в теотиуканском стиле стелах и меньших резных объектах тексты часто располагали с ориентацией по центральной оси тела (Рис. 30c, d). Начальным иероглифом в тексте на стеле 15 является название дня Цветок. Коэффициент повреждён, однако название дня снова может указывать на окончание периода Долгого счета.

Статуэтка из зелёного камня, высотой ок. 30 см., выполненная в теотиуаканском стиле, имеет дату 5 Цветок, запечатлённую в центре корпуса (Рис. 34с). Ещё две даты в круглой рамке указаны на оборотной стороне. Хотя текст интерпретировался как более позднее сапотекское дополнение (см. Berlin and Pasztory 1983: no.183), он совершенно теотиуаканский и, вероятно, был вырезан при изготовлении статуэтки. Такой же четырёхлистный цветок появляется с датой 8 Цветок, вырезанной на теотиуаканском змее из текалли (Рис. 34d). Касо (1966: 275) отмечает, что это лишь одна из трёх дат, вырезанных на змее в схожем со статуэткой из зелёного камня формате (ещё один из трёх иероглифов можно увидеть на Рис. 3h). Самое верхнее название дня размещено на затылке и представляет собой оленью голову, выполненную в профиль. Большой и выступающий вперёд рог практически идентичен теотиуаканским, в т.ч. иероглифу «олень-змея» из Плаза-де-лос-Глифос (Рис. 34f, g). Любопытно загнутый вверх нос на иероглифе статуэтки может указывать на то, что перед нами тоже иероглиф «олень-змея» - таким образом, указывается название дня Змея, а не Олень. В основе термина майя на колониальном Юкатане для названия змеиного дня, Чикчан, лежит понятие чоланских майя «оленья змея» (см. Томпсон 1950: 75). В центральной части третьего названия дня присутствует узел, такой же как в описанном Касо Иероглифе А из Шочикалько (1967: 173). Однако Касо (1966: 275) отметил также наличие этого названия дня в теотиуаканской письменности (Рис. 34е). Также ранее было отмечено, что тот же знак найден на выполненном в теотиуаканском стиле сосуде, найденном недалеко от храма Темпло Майор (Lopez Lujan 1999). Кроме того, этот иероглиф дважды отмечен в очевидно не календарном контексте на выполненном в теотиуаканском стиле монументе, приписываемом культуре Веракруса (Рис. 35g).

Если оставить в стороне специфические названия дней на статуэтках, размещенные на оборотной стороне иероглифы присутствуют в округлых рамках, что является обычной практикой для теотиуаканских названий дней. Более того, их выверенное расположение по центру живота полностью соответствует размещению текстов на теотиуаканских монументах. У теотиуаканских статуэток из зелёного камня и стел может быть значительное тематическое сходство, а некоторые «статуэтки» на самом деле по своим пропорциям весьма монументальны (см. Berrin and Pasztory 1993: nos.13, 14).

Рис. 35. Разбрасывание рукой и сумочки со змеиным хвостом в Месоамерике классического периода.

Рис. 35. Разбрасывание рукой и сумочки со змеиным хвостом в Месоамерике классического периода.

a) Теотиуаканский персонаж с сумочкой со змеиным хвостом, отметим руку, разбрасывающую семена в качестве сопроводительного текста (по Caso 1937: fig. 17)

b) Деталь текста из захоронения 112 в Монте-Альбане, отметим руку, разбрасывающую семена, на знаке возделанной земли и змеиный хвост

c) Сумочка со змеиным хвостом, которую держит персонаж, изображённый в тексте из захоронения 112 (по A. Miller 1988: fig.3)

d) Позднеклассический майяский иероглиф разбрасывания, притолока 2 из Ла-Пасадиты (прорисовка автора)

e) Вельможа майя, участвующий в ритуале разбрасывания с сумочкой со змеиным хвостом, алтарь 4 из Эль-Кайо (прорисовка любезно предоставлена Питером Мэтьюзом)

f) Стела 1 из Пьедра-Лабрады (по Navarrete 1988: fig. 7a)

g) Персонаж в костюме пернатого змея с факелами (по Bolz 1970: pl.20)

 

Самым впечатлительным знаком в текстах из Серро-Берналь является иероглиф возделанной земли, который встречается не менее девяти раз на стеле 3 из Лос-Горконес. Сцены в Теотиуакане и Шочикалько показывают нам, что этот знак являет собой возделанные, орошаемые поля (см. Рис. 4е, 6с). На фресках портика 2 Тепантитлы маис, тыква и другие культуры растут на пышных сине-зелёных полях, окаймленных потоками с Тлалоком и животными, обитающими в водной среде (см. Pasztory 1976: figs. 36, 39, 44, 45). Схожие сине-зелёные поля показаны эпиграфически на фреске из захоронения 112 в Монте-Альбане (Рис. 35b). Артур Миллер (1988: 238, 240) отметил, что на фреске из захоронения 112 присутствует множество теотиуаканских черт и правил, он также сравнивает центральную фигуру с теотиуаканцем, запечатлённым на Лапида-де-Базане. Миллер (ibid.) также отмечает в тексте теотиуаканские мотивы, в т.ч. знак возделываемых полей.

Иероглиф из захоронения 112 в Монте-Альбане сопровождается рукой, разбрасывающей семена над возделываемыми полями (Рис. 35b). И хотя, очевидно, это означает посев, этот жест также может представлять собой акт бросания рукой, что, исходя из отмеченного мной ранее, символически означает выращивание. Следом за иероглифом разбрасывающей руки помещён хвост гремучей змеи, схожая комбинация появляется на стеле 1 из расположенного в южной прибрежной части Веракруса городища Пьедра-Лабрада (Рис. 35g). В этом случае с хвостом гремучей змеи объединены три знака возделанной земли. Как отмечает Наваррете (1986:14), это монумент классического периода. Факел и иероглиф Глаза рептилии выполнены в чистом теотиуаканском стиле. В схожем стиле выполнены горящие факела на другом монументе, приписываемом культуре Веракруса (Рис. 35g). Исполненная строго в «теотиуаканском стиле» фигура держит факелы и носит сложный составной иероглиф с факелами в головном уборе, вероятно, указывающий на должность или имя человека. Вместе со стелой 15 из Серро-де-лас-Месас и монументами из Серро-Берналь, стелу 1 из Пьедра-Лабрада также следует считать содержащей выполненный в теотиуаканском стиле линейный текст.

Хвосты гремучей змеи из захоронения 112 в Монте-Альбане и текста стелы 1 из Пьедра-Лабрады, вероятно, имеют сильную связь с ритуальным разбрасыванием рукой. Теотиуаканские персонажи, вовлечённые в это действо, обычно держат сумки со свисающими хвостами гремучих змей - предположительно это мешочки, из которого берут то, что затем разбрасывают (Рис. 7-9, 16d, 18a). Два таких мешочка запечатлены как иероглифы в текстах Плаза-де-лос-Глифос (Рис. 10b). Человек с фрески захоронения 112 из Монте-Альбана держит в своей руке мешок с хвостом гремучей змеи, а сопровождающие его сеющая рука и знак возделанной земли, вероятно, указывают на общественную должность (Рис. 35с). На Лапида-де-Базане теотиуаканский персонаж также держит сумку с хвостом гремучей змеи. В сопроводительном тексте рука, сеющая семена появляется прямо перед удерживаемой сумкой и сделано это так, как будто это вторая рука человека (Рис. 30b, 35a). Как и в случае с примером из захоронения 112, этот знак, вероятно, указывает на роль или должность теотиуаканца.

Сапотекские иероглифические примеры разбрасывающих семена рук без тела сравнимы с хорошо известным в эпиграфике майя классического периода иероглифом, где рука также совершает движение разбрасывания (Рис. 35d). В позднеклассических майяских сценах, показывающих процесс разбрасывания рукой, персонажи часто держат мешочки, выполненные в теотиуаканском стиле, часто с хвостами гремучих змей (Рис. 35е; см. также стелу 40 из Пьедрас-Неграса, стелы 4, 20, 21, 33 из Тикаля). Довольно часто мешочки украшены изображениями Тлалока, облаков и прочими связанными с дождём мотивами. В западном регионе майя такие сумки, по всей видимости, были особенно связаны с подчиненными владыками, носящими титул «сахалей». Весьма показателен в этом случае прекрасный алтарь 4 из Эль-Кайо (Рис. 35е)[2]. Здесь изображён сахаль Чак-Вайаб, участвующий в разбрасывании рукой, однако разбрасываемое падает не в курильницу, а прямо на алтарь. Это, вероятно, потому, что здесь Чак-Вайаб не просто совершает подношение, а наблюдает за освящением самого алтаря 4, который, возможно, и изображён в сцене. Следует напомнить, что у майя классического периода в основе фразы, обозначающей наблюдение/надзор лежит термин выращивания. Эта публичная и политическая роль разбрасывания рукой также может объяснить наличие подобных сумок в других контекстах, например, в военной сцене на притолоке 2 из Пьедрас-Неграса, где главные лица держат в руках мешочки и щиты (Рис. 11).

В текстах на стеле 2 из Лос-Горконес и стеле 3 из Фраксион-Мухулар знак возделанной земли окружен кольцом из водяных завитков (Рис. 33а-с). Тот же знак возделанной земли с завитками появляется на повторяющихся мотивах теотиуаканских сосудов (von Winning 1987 II: chapt. 5, fig. 3b). Теотиуаканский диск возделанной земли, окруженный знаками водяных завитушек может представлять собой раннюю версию ацтекской концепции Анауатля, круглого участка земли, окружённого водой (см. Seler 1902-23 IV:3). Однако, как и в случае с фигурой Тлалока, размещённой в центре чаши из Лас-Колинас, знак возделанной земли может иметь как политическое, так и космологическое значение, и, как олицетворение возделываемого мира, земледельческая культивация становится основной теотиуаканской метафорой правления. Выполненная в чистом теотиуаканском стиле, стела 3 из Лос-Горконес показывает нам Тлалока как бога, занимающегося выращиванием и орошением (Рис. 33е). На одной стороне монумента волнистые волосы Тлалока вырезаны прямо над знаком возделанной земли. На фресках возделанных полей портика 2 Тепантитлы такая форма волос Тлалока явно олицетворяет водные потоки, следовательно, волосы орошают иероглиф на стеле из Лос-Горконеса (см. Miller 1973:fig. 161). Тема орошения продолжается ниже на этой же стороне монумента – Тлалок выливает воду из своего кувшина прямо на другой иероглиф возделанной земли. На противоположной стороне монумента из облаков льются большие капли дождя, а во второй руке Тлалок сжимает знак молнии, как будто он поливает область Лос-Горконеса. Принимая во внимание теотиуаканское восприятие выращивания в качестве метафоры правления, знак возделанной земли может иметь важное значение для региона Серро-Берналь. Как и в случае с ацтекской провинцией Соконуско, эта стратегическая территория в классический период могла напрямую контролироваться Теотиуаканом.


[1] Верхние части вводных иероглифов в текстах письменности перешейка и Долгом счете майя классического периода, вероятно, также являются головными уборами и по форме напоминают драгоценную трехлистную головную повязку «бога шута», которую носили цари майя (см. Fields 1991). Дэвид Стюарт (1996: 155-58) отмечает, что часто используемый глагол в посвятительных текстах майя классического периода, датированных по Долгому счету, касается повязания (k’alah) камня, вполне вероятно монумента. Та же «плоская рука» (k’alah) также встречается в текстах о воцарении у майя классического периода, где часто упоминается о повязании украшения «бога шута» или sak hunal. В центре резного черепа пекари из Копана изображены стела и алтарь, указывающие на окончание периода катуна с датой 8.17.0.0.0 и глаголом повязания камня, за которым следом идет иероглиф «бога шута» (см. Stuart: fig. 10). Этот текст, вероятно, повествует не о воцарении правителя, а о календарном воцарении монумента катуна. В древней сапотекской письменности царские головные повязки использовались для обозначения названий дней «держателей года», используемых для именования отдельных 365-дневных лет в рамках 52-летнего цикла.

[2] Своей круглой ровной каймой формат алтаря 4 из Эль-Кайо очень напоминает резную оборотную сторону зеркала.