Расписная керамика: повествование в стиле Мимбрес

Энциклопедия "Исчезнувшие цивилизации" ::: Строители погребальных холмов и обитатели пещер

Судя по керамике, древние народы, жившие в долине реки Мимбрес на юго-западе штата Нью-Мексико, обладали вы­сокоразвитым эстетическим вкусом. Их ранние керамические изделия, датируемые III веком н. э„ не имеют украшений. Они использовались в основном для приготовления пищи и хранения продуктов. Но к XI веку появился новый велико­лепный стиль, самые прекрасные образцы которого использовались при проведении церемоний. В погребениях часто встречаются чаши. Иногда их надевали на голову покойника. Рисунки должны были предоставить умершему возможность последний раз взглянуть на мир живых.

Мастера расписывали свои изделия смесью из толченого гематита, глины и воды. Цвет изображения зависел от тем­пературы пламени при обжиге и от количества кислорода в печи. Сами рисунки весьма привлекательны. В 1960-х они ценились коллекционерами столь высоко, что грабители буль­дозерами сносили верхний слой почвы в древних селениях, чтобы быстрее добраться до скрытых в земле сокровищ.

Изображение на этой чаше стиля мимбрес может являться иллюстрацией к мифу, до сих пор существующему у современных ин­дейцев. В нем Герои-Близнецы добыли дождь и я пасти чудовища по имени Глотатель Об­лаков (Cloud Swallower). Тем самым они по­ложили конец засухе. Дыра, проделанная в центре, свидетельствует, что эта чаша предназначалась для погребения. Как счита­ют некоторые ученые, подобные отверстия делались в ритуальных целях, чтобы высво­бодить дух, обитавший в сосуде.

Изображение на этой чаше стиля мимбрес может являться иллюстрацией к мифу, до сих пор существующему у современных ин­дейцев. В нем Герои-Близнецы добыли дождь и я пасти чудовища по имени Глотатель Об­лаков (Cloud Swallower). Тем самым они по­ложили конец засухе. Дыра, проделанная в центре, свидетельствует, что эта чаша предназначалась для погребения. Как счита­ют некоторые ученые, подобные отверстия делались в ритуальных целях, чтобы высво­бодить дух, обитавший в сосуде.

Декоративные элементы в керамике мимбрес имеют равноправную форму: от абстрактных изображений, подобных рисунку на прива­ленной здесь чаше (справа), до фигур конкрет­ных животных. Как, например, этот сосуд, изображающий снежного барана (внизу). Фи­гурные сосуды, подобные этому, могли использоваться для хранения в течение зимы семян, предназначенных для весеннего сева.
Декоративные элементы в керамике мимбрес имеют равноправную форму: от абстрактных изображений, подобных рисунку на прива­ленной здесь чаше (справа), до фигур конкрет­ных животных. Как, например, этот сосуд, изображающий снежного барана (внизу). Фи­гурные сосуды, подобные этому, могли использоваться для хранения в течение зимы семян, предназначенных для весеннего сева.

По поверхности этой чаши, диаметр которой 15 сантиметров, разбросаны изображения летаю­щих насекомых. Красноватый оттенок она приобре­ла благодаря богатому содержанию кислорода в ат­мосфере печи. Меньшее количество кислорода придает рисунку черный цвет.  Стилизованные изображе­ния горного барана на верх­ней чаше и ящерицы на левой напоминают произве­дения современного искусст­ва. Они являются типичны­ми примерами декоративной росписи, которая так привлекает коллекционеров XX века.

По поверхности этой чаши, диаметр которой 15 сантиметров, разбросаны изображения летаю­щих насекомых. Красноватый оттенок она приобре­ла благодаря богатому содержанию кислорода в ат­мосфере печи. Меньшее количество кислорода придает рисунку черный цвет.

Стилизованные изображе­ния горного барана на верх­ней чаше и ящерицы на левой напоминают произве­дения современного искусст­ва. Они являются типичны­ми примерами декоративной росписи, которая так привлекает коллекционеров XX века.