Перевернутые ладони и глаза-звезды: загадочные символы неизвестного

Энциклопедия "Исчезнувшие цивилизации" ::: Строители погребальных холмов и обитатели пещер

Несмотря на все усилия археоло­гов и антропологов, определенные предметы, относящиеся к культу­ре Миссисипи, не поддаются окон­чательной интерпретации.

Символы эти ужасны и одновре­менно привлекательны: черепа и кости, стилизованные, сверхъестест­венные глаза, глядящие с ладо­ней, кресты в форме свастики, запутавшиеся в сетях люди-пти­цы, сидящие фигуры, напоминаю­щие богов. Но до сих пор никто

точно не знает, как это все пони­мать и расценивать.

Один таинственный мотив — изображение открытой руки — по­является снова и снова. Означал ли он мудрость, мир или какие-то зловещие понятия? Во время раско­пок в Спиро, штат Оклахома, был обнаружен заботливо захоро­ненный глиняный сосуд, заполнен­ный костями рук. Но никто не может сказать, кому принадлежали эти руки — принесенным в жерт­ву богам, пленным, захваченным на войне, или почитаемым пред­кам. С уверенностью можно ска­зать только одно: все изображенные здесь предметы, за исключением трубки, фотография которой помещена на соседней странице в правом углу, использо­вались в качестве украшений. Об этом свидетельствуют парные дыр­ки, просверленные в их краях, че­рез которые можно было продеть ремень или веревку.

Этот предмет, изготовленный из морской раковины, был найден в Крейг Маунде и Спиро. Он мог служить как и качестве подпас­ки. так и в качестве головного убора, который привязывали к ко­жаному ремню. Комбинация символов — рука, глаз на ладони, круг и крест — намекает на по­гребальную тему. Руки могли обо­значать руки воинов или других почитаемых членов общества. Глаза, возможно, символизируют бога солнца или его могуществен­ного земного потомка — вождя.

Этот предмет, изготовленный из морской раковины, был найден в Крейг Маунде и Спиро. Он мог служить как и качестве подпас­ки. так и в качестве головного убора, который привязывали к ко­жаному ремню. Комбинация символов — рука, глаз на ладони, круг и крест — намекает на по­гребальную тему. Руки могли обо­значать руки воинов или других почитаемых членов общества. Глаза, возможно, символизируют бога солнца или его могуществен­ного земного потомка — вождя.

На шиферной пластинке длиной а 10 сан­тиметров (рисунок вверху), обнаруженной в Маундвилле. штат Алабама, изображен целый комплекс мотивов. Среди них — впи­санная в круг свастика, которая могла сим­волизировать ветры, изображение глаза на ладони и две лестницы, которые, вероят­но, вели в Верхний мир.

На шиферной пластинке длиной а 10 сан­тиметров (рисунок вверху), обнаруженной в Маундвилле. штат Алабама, изображен целый комплекс мотивов. Среди них — впи­санная в круг свастика, которая могла сим­волизировать ветры, изображение глаза на ладони и две лестницы, которые, вероят­но, вели в Верхний мир.

Эта гравированная подвеска была найдена в Теннесси. Знатоки искус­ства культуры Миссиси­пи относят подобный тип гравировки к так на­зываемому "стилю спа­гетти". Это подходящее определение для изобра­жения переплетения час­тей тел двух людей-птиц с человеческими руками.

Эта гравированная подвеска была найдена в Теннесси. Знатоки искус­ства культуры Миссиси­пи относят подобный тип гравировки к так на­зываемому "стилю спа­гетти". Это подходящее определение для изобра­жения переплетения час­тей тел двух людей-птиц с человеческими руками.

Эта великолепная трубка, выполненная в виде фигурки человека, была найдена в селе­нии Спиро и получила название ”Большой мальчик”. Достигая в высоту 28 санти­метров, она несколько крупнее обычных статуэток, относящихся к культуре Мис­сисипи. Её размеры и украшения — ожере­лье из бусин, коса, головной убор и накидка из перьев — свидетельствуют, что изображенный человек относился к верхушке общества.

Эта великолепная трубка, выполненная в виде фигурки человека, была найдена в селе­нии Спиро и получила название ”Большой мальчик”. Достигая в высоту 28 санти­метров, она несколько крупнее обычных статуэток, относящихся к культуре Мис­сисипи. Её размеры и украшения — ожере­лье из бусин, коса, головной убор и накидка из перьев — свидетельствуют, что изображенный человек относился к верхушке общества.