Говорящие камни

Энциклопедия "Исчезнувшие цивилизации" ::: Строители погребальных холмов и обитатели пещер

Из всего богатого наследия, остав­ленного древними культурами Юго-Запада, в качестве одного из самых красноречивых свидетельств об их создателях можно назвать искусство этих культур — нанесенные на ска­лы рисунки и гравировки. Исполь­зуя минеральные красящие вещества или каменные инструменты, древние люди создавали на стенах каньонов, пещер, на валунах образы, которые должны были читаться как путеводи­тель по их культурному ландшафту.

Церемониальные маски, человече­ские руки, фигуры, напоминающие горбуна, играющего на флейте, пти­цы, насекомые, змеи, животные и аб­страктные формы вновь и вновь возникают перед взглядом путешест­венника. Археолога считают, что это были религиозные символы, помогав­шие при проведении ритуала.

Рисунки, нанесенные красящими веществами, называют пиктографами, а вырезанные — петроглифами. Час­то ученые могут точно определить, к какой культуре относится то или иное изображение — к Анасази, Хохокам или Мотольон. Хотя эти куль­туры оказывали друг на друга значительное влияние благодаря тор­говле или миграциям, некоторые группы сохраняли свой стиль в ис­кусстве. Примеры различных стилей можно увидеть на этой странице и трех последующих.

Эта огромная груда камней подвышается над древним торговым путем в Аризоне. На валуны нанесены многочисленные пет­роглифы. Рисунки создавались художника­ми культуры Хохокам на протяжении более тысячи лет, в период между 200 и 1450 годами н. э. Поэтому некоторые рисунки накладываются на более старые.

Эта огромная груда камней подвышается над древним торговым путем в Аризоне. На валуны нанесены многочисленные пет­роглифы. Рисунки создавались художника­ми культуры Хохокам на протяжении более тысячи лет, в период между 200 и 1450 годами н. э. Поэтому некоторые рисунки накладываются на более старые.

Эта могольонская маска, нарисованная красной и зеленой красками, со звездами или крестами вместо глаз, была изо­бражена почти в натуральную величину на гранитной скале в оазисе в Узко Тзнкс. штат Техас. Абстрактность ее сти­ля усиливается за счет отсутствия внешнего контура.

Эта могольонская маска, нарисованная красной и зеленой красками, со звездами или крестами вместо глаз, была изо­бражена почти в натуральную величину на гранитной скале в оазисе в Узко Тзнкс. штат Техас. Абстрактность ее сти­ля усиливается за счет отсутствия внешнего контура.

Концентрические круги и фигура, напоминающая трезу­бец. выполнены в стиле Джорнада. относящемся к куль­туре Могольон. Вероятно, они носили ритуальный харак­тер. Художники вырезали их на скале, на вершине горной гряды, бывшей, вероятно, культовым центром, между 1000 и 1400 годами н. э. Гряда находится в местности, называемой Три Реки, в штате Нью-Мексико.

Концентрические круги и фигура, напоминающая трезу­бец. выполнены в стиле Джорнада. относящемся к куль­туре Могольон. Вероятно, они носили ритуальный харак­тер. Художники вырезали их на скале, на вершине горной гряды, бывшей, вероятно, культовым центром, между 1000 и 1400 годами н. э. Гряда находится в местности, называемой Три Реки, в штате Нью-Мексико.

Высокие стебли юкки возвышаются среди людских фигур. Не­которые ученые считают, что пунктирные линии над голова­ми означают головные уборы. Справа от фигур изображены птица и горный баран. Эти петроглифы вырезаны на валуне в штате Юта между 200 и 500 годами н. з. и относятся к раннему этапу истории анасази — эпохе баскет-мейкеров (“корзинщиков”).

Высокие стебли юкки возвышаются среди людских фигур. Не­которые ученые считают, что пунктирные линии над голова­ми означают головные уборы. Справа от фигур изображены птица и горный баран. Эти петроглифы вырезаны на валуне в штате Юта между 200 и 500 годами н. з. и относятся к раннему этапу истории анасази — эпохе баскет-мейкеров (“корзинщиков”).

Художники в поздние периоды истории анасази отказались от изображения ста­тичных фигур, в их рисунках появилось больше жизни. На этом петрографе, об­наруженном в штате Юта, ноги человеческой фигуры нарисованы достаточно правдоподобно, в отличие от прежнего способа изображения ног в виде простых палочек. Силуэты ладоней, нанесенные на скалу, имеют натуральную величину.

Художники в поздние периоды истории анасази отказались от изображения ста­тичных фигур, в их рисунках появилось больше жизни. На этом петрографе, об­наруженном в штате Юта, ноги человеческой фигуры нарисованы достаточно правдоподобно, в отличие от прежнего способа изображения ног в виде простых палочек. Силуэты ладоней, нанесенные на скалу, имеют натуральную величину.

Народы Юго-Запада, начиная с ар­хаических племен первого тысячеле­тия до нашей эры и заканчивая со­временными навахо. а также европейские поселенцы вырезали ри­сунки на темной поверхности скалы Ныоспейпср в Юте. Среди них есть фигура человека, сидящего на лошади (справа вверху), которую обитатели Юты изобразили уже в XIX веке.

Народы Юго-Запада, начиная с ар­хаических племен первого тысячеле­тия до нашей эры и заканчивая со­временными навахо. а также европейские поселенцы вырезали ри­сунки на темной поверхности скалы Ныоспейпср в Юте. Среди них есть фигура человека, сидящего на лошади (справа вверху), которую обитатели Юты изобразили уже в XIX веке.