Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

В городе майя Хольмуль найден огромный прекрасно сохранившийся фриз

Археолог Аня Шетлер очищает надпись под древним фризом из штука, который был недаво раскопан в городище майя Хольмуль (Гватемала). Солнечный свет из входа в прорытый туннель освещает ноги правителя, сидящего на голове майяского духа горы. Фото - Франсиско Эстрада-Белли.

07.08.2013. National Geographic. В древнем городище майя Хольмуле археологи раскопали огромный фриз (размером 8 метров на 2 метра), на котором изображены человеческие фигуры с мифологическим контекстом, из чего учёные делают вывод, что, возможно, это обожествленные правители.

Фриз был обнаружен под основанием прямоугольной пирамиды в прошлом месяце во время раскопок оставленного ещё грабителями туннеля.

«Грабители подобрались близко к фризу, но так и не обнаружили его», - говорит археолог Франсиско Эстрада-Белли.

Справка

Хольмуль (Холмуль) - городище майя средних размеров. Находится на берегу реки Хольмуль в Восточном Петене (Гватемала). Городище был обнаружен в начале ХХ в. и уже в 1911 г. в Хольмуле начались раскопки, ставшие первыми научными археологическими раскопками в низменных районах майя. Первые раскопки возглавил Р. Мервин из Института Карнеги. В 2000 году под руководством Франсиско Эстрада-Белли (на тот момент из Университета Вандербильта, США) стартовал новый проект исследования городища. В первый же сезон было обнаружено несколько монументов с надписями, среди них были и раннеклассические, относящиеся к IV в. Также в Группе II было найдено нетронутое погребение I-II вв. н. э., содержащее прекрасные образцы «маммиформы» (распространенные в начале нашей эры блюда на ножках в виде женских грудей).

Эстрада-Белли говорит, что обнаруженный фриз является одним из самых хорошо сохранившихся из найденных до сегодняшнего дня: «Он уцелел на 95%. Лишь один угол плохо сохранился, потому что находился слишком близко к поверхности. Остальная часть не утратила ни одной детали». Г-н Эстрада-Белли связан с Тулейнским и Бостонским университетами, а также Американским музеем естественной истории и Национальным географическим обществом.

С ним согласен и археолог Марселло Кануто, директор Института исследований Центральной Америки Тулейнского университета, назвав фриз «поразительно прекрасно сохранившимся». «Мы часто мечтаем найти нечто столь хорошо сохранившееся, и вот Франсиско нашел». Кануто, правда, не принимал в раскопках участия.

На фризе даже сохранились следы красок – можно разглядеть красную, синюю, зеленую и желтую краски. «Они дают нам предствление о том, как были красиво и богато украшены городища в периоды расцвета. Смотреть на города майя, когда те были заселены, должно быть, было наслаждением», - предполагает г-н Кануто.

Участник Археологического проекта Хольмуль Александр Токовинин (Гарвардский университет) отметил, что на фризе отчетливо видна работа разных мастеров. Один человек работал над левой частью барельефа, а другой – над правой. Работа с таким материалом как штук должна выполняться быстро, а учитывая размер монумента, одному человеку это не под силу. На это указывают также разные художественные стили: с левой стороны работа выполнена утонченней и лучше соблюдены пропорции, с правой стороны предпочтения отданы более рельефным и окрашенным деталям.

Дэвид Стюарт, крупный эксперт по иероглифам майя из Техасского университета в Остине, отметил, что по предположениям археологов большинство храмов майя были раньше украшены подобным декором. «Но не все храмы были так аккуратно закопаны и так прекрасно сохранились, - сообщает г-н Стюарт. – Также храмовые фасады немного отличались друг от друга, обладали уникальными деталями и несли уникальное послание».

Между двумя сверхдержавами

Часть храма, где были обнаружены барельефы, датируется ок. 590 г. н.э. (классический период цивилизации майя) - время вражды между двумя основными династиями майя: тикальской и канульской. Два царства соперничали друг с другом за ресурсы и за контроль над другими городами поменьше. До сегодняшнего дня не было ясности какую династию поддерживал Хольмуль, однако надпись на найденном фризе сообщает, что закладку храма санкционировал «Ах-Восах»[1], правитель соседнего города-государства Наранхо, который был вассалом Канульского царства.

«Теперь мы знаем, что Хольмуль был под влиянием канульской династии», - говорит Кануто. В 2012 году команда Кануто обнаружила и прочитала панели с иероглифическими надписями в другом городище майя того же размера, что и Хольмуль – в Ла-Короне, который также был под патронажем Канульского царства.

Недавние находки в таких городах как Ла-Корона и Хольмуль показывают нам, что эти города-госудрства, несмотря на свои относительно небольшие размеры в сравнении с некоторыми гораздо большими соседями, на геополитической сцене региона были важными игроками. «Сейчас мы начинаем оценивать как все эти города, распределенные по иерархическим уровням, были вовлечены в большую политическую игру, принимая то одну, то другую сторону [Тикаля или Кануля]», - объясняет Кануто.

О месторасположении

Так почему Хольмуль, небольшой город с населением ок. 2 000 жителей (у NG записано от 10 до 20 тыс., что для такого городища слишком много, по мнению А. Токовинина в городе проживало ок. 2 тыс. человек, прим. Sam), был так важен для династий Тикаля и Канульского царства?

В своей предыдущей работе Эстрада-Белли выдвигает предположение, что Хольмуль занимал стратегически важное место с точки зрения обоих царств: город вдоль лучшего пути на линии восток-запад между Тикалем и побережьем, а также на линии север-юг между канульской столицей Цибанче и гватемальским высокогорьем, причём этот путь не проходил через тикальскую территорию. А гватемальское высокогорье богато такими важными ресурсами, как базальт, обсидиан и жад. Иметь доступ к этим ресурсам мечтали обе сверхдержавы. «Царь майя без жада – совсем не царь», - подчеркивает Кануто.

Контролируя Хольмуль на востоке и Ла-Корону на западе, канульская династия имела доступ ко всем этим богатствам.

Сохранение монумента

Фриз до сих пор находится там, где и был найден. Он слишком большой, чтобы его куда-либо вывезти, сообщает ведущий археолог Эстрада-Белли. «Мы собираемся сделать всё для его сохранности, обеспечить стабильный климат внутри, чтобы люди, когда это будет необходимо, могли посещать монумент, - говорит археолог. – Мы очень обеспокоены его нынешним состоянием, так что будем вынуждены заново закрыть вход в туннель, чтобы сохранить внутри стабильный уровень влажности и климата в целом».

Местный царь?

На фризе изображены три человеческие фигуры, носящие изящные головные уборы и жадовые драгоценности. Они сидят со скрещенными ногами на голове майяского духа горы. На головных уборах у них записаны имена, но лишь у центрального персонажа имя читается: Оч-Чан-Йопаат («бог грозы вторгаетя в небо»).

Эстрада-Белли и его команда считают, что Оч-Чан-Йопаат мог быть тем, кого царь Наранхо «Ах-Восах» назначил царем Хольмуля, после того, как отвоевал город у Тикаля.

Дэвид Стюарт согласен с такой интерпретацией: «На этом фризе присутствует правитель, имя которого мы ещё не встречали в исторических записях. Он изображен в центре фриза и поэтому вполне резонно предположить, что тот был правителем Хольмуля и союзником более могущественного царства Наранхо, которое, в свою очередь, было политически связано с Канульским царством».

Ритуальная надпись

Деталь секции с надписью в основании фриза. Здесь записан необычный для майя глагол «он приводит в порядок», за которым следует имя неясного майяского божества, который, как предполагает Эстрада-Белли и его команда, был местным богом-покровителем, связанным с канульской династией.

Эстрада-Белли сообщает, что в надписи указано о прошедших ритуалах, связанных с восстановлением в Хольмуле аффилированной с Канульским царством династии: «Глагол “он приводит в порядок”, вероятно, указывает на то, что в город заново вернули богов, и в первую очередь местных богов-покровителей, смещенных ранее тикальской династией».

«Нередко майяские города-государства “захватывали в плен” местных богов покоренных городов, - объясняет г-н Кануто. – Как будто они говорили следующее: “я держу в руке вашего бога-покровителя, так что выполняйте мои приказы”».

Священное подношение

Родовое божество держит обеими руками знак, который читается как naaah waaj или «первый тамале» - указание на священное подношение пищи.

Позади него огромная голова пернатого змея.

Судя по завиткам на теле змея – это священный дух и выходит он из пасти горы, место рождения предков хольмульской династии.

 

 

Древнее захоронение

Эстрада-Белли осторожно очищает от осколков кости, принадлежащие взрослому мужчине, члену правящего класса Хольмуля. Тело было захоронено под ступенями, ведущими к зданию, в котором был найден фриз.

Г-н Кануто поясняет, что майя регулярно надстраивали новые здания поверх старых, как в целях экономии времени, так и по причине сохранения преемственности: «Здания воздвигались там, где что-либо происходило – там, где были захоронены люди и проводились ритуалы. Так достигалось чувство святости, которое нужно было сохранять. Таким образом, последующие здания были поздним выражением тех же самых ритуалов».

Кости и керамика были накрыты плитами из известняка, так что могила хорошо сохранилась. Передний зуб и клыки умершего были инкрустированы жадом (для этого зубы были просверлены).

На его груди была обнаружена обветшалая деревянная маска.

«Пока мы не можем назвать имя и сказать кем был этот человек – на фризе в надписях есть несколько имен и историческая информация о них, так что он может быть одним из них», - заключил Эстрада-Белли.



[1] Ах-Восах - это прозвище, основанное на неверном прочтении, которое уже давно опровергли, но само прозвище осталось ради удобства цитирования. Прим. А.Токовинин.


Использованы материалы National Geographic.

Перевод - Sam (www.IndiansWorld.org), 2013.