Послание руин: основные промежуточные результаты шести лет работы Словацкого археологического проекта в городище древних майя Вашактун и соседних областях (2009-2014).

Стюфляев Максим
:::
Статьи и материалы
:::
майя

Данный материал составлен как сокращенная и переработанная версия статьи директора проекта М. Ковача: Kováč M. The Messages of Maya Ruins: Six Years of Research of the Slovak Archaeological Project in Guatemala (2009–2014) // Supplement of Historická Revue. – 2014. – Vol. XXV, No. 10. – P. 1-28. 

На протяжении последних шести лет группа специалистов из Словацкого института археологии и истории (SAHI), возглавляемая М. Ковачем, занимается изучением городищ цивилизации древних майя, скрытых глубоко в тропическом лесу (сельве) современного департамента Петен (Гватемала). Изначально в центре внимания проекта находилось городище Вашактун, со временем он был расширен на прилегающие области. В настоящей заметке кратко и в доступной для широкого круга читателей форме перечислены самые впечатляющие открытия и результаты проекта за 2009-2014 годы.

Храм в Вашактуне. Современная реконструкция.

Храм в Вашактуне. Современная реконструкция.

Прежде всего, однако, стоит сказать несколько слов собственно о городище Вашактун. Оно было открыто в 1916 году С. Морли. Этот известный археолог уделял много внимания изучению календарных дат на стелах и других монументах. Он видел свою задачу в построении надежной хронологии, опираясь на которую можно было бы понять историю развития цивилизации майя. На стеле 9 из Вашактуна Морли реконструировал дату, относящуюся к восьмому четырехсотлетию по Долгому счету. В то время это была самая ранняя дата, известная на памятниках древних майя. За это открытие Вашактун и получил свое современное название, которое в переводе означает «Восьмой камень». В 1926-1937 годах интенсивные раскопки в городище осуществляла экспедиция Института Карнеги (Вашингтон). Центральное ядро Вашактуна состоит из восьми архитектурных групп, которые были условно обозначены буквами латинского алфавита от A до H. Морли и его единомышленники разработали концепцию, в соответствии с которой Вашактун считался древнейшим городом майя, колыбелью этой цивилизации. Найденную там «Е-группу»[i] приняли за начало майяской астрономии, фрески в «Группе В» считались первой настенной росписью и так далее. На материалах из Вашактуна была построена типология керамики майя, лежащая в основе археологической периодизации. Гипотеза Морли, однако, не прошла проверку временем и новыми открытиями. Оказалось, что у майя были более ранние монументы и города. Постепенно интерес исследователей к Вашактуну угасал, былая «колыбель» все больше превращалась в периферию. Надписи из городища сохранились плохо, поэтому при реконструкции истории местной династии эпиграфисты столкнулись со значительными трудностями. С началом работы проекта SAHI в изучении Вашактуна открылась новая страница, был сделан ряд важных открытий, о которых пойдет речь ниже. Будем надеяться, что они станут подспорьем для новой большой работы и помогут специалистам более четко обозначить значение Вашактуна в общей истории древних майя.[ii]   

Триадный комплекс на Северной площади «Группы Н»: место почитания древних царей. Характерной чертой монументальной архитектуры майя в доклассический период было строительство так называемых триад – комплексов из трех пирамид, возведенных на единой платформе. Самая высокая пирамида возвышалась в центре, а сооружения меньшего размера располагались справа и слева от нее. Наиболее хорошо известны триадные группы в Эль-Мирадоре, поражающие наблюдателя своими колоссальными размерами. В Вашактуне о существовании построек на Северной площади «Группы Н» стало известно еще в начале ХХ века, однако экспедиция из Института Карнеги не проводила в этой части городища надлежащих раскопок, поэтому не смогла идентифицировать сооружения как триадную группу. Лишь в ходе новых исследований, осуществленных Словацким археологическим проектом, был раскопан важный центр царской власти, вероятно, игравший ключевую роль в Вашактуне примерно с 50 года до нашей эры по 150 год нашей эры. В центре триадной группы расположено сооружение H-I, служившее в качестве резиденции для царя. Обе стороны его фасада были украшены огромными масками с изображениями божеств. Археологи также исследовали одну из боковых пирамид комплекса. В классический период триадная группа была уже покинута жителями, но оставалась почитаемым местом. Даже через 600-700 лет после запустения комплекса там проводились церемонии и совершались жертвоприношения. Видимо, жители Вашактуна бережно хранили память о своих великих предках и устраивали в их честь особые церемонии.

Триадный комплекс в Вашактуне. Современная реконструкция.

Триадный комплекс в Вашактуне. Современная реконструкция.

Штуковая маска, украшавшая фасад сооружения H-I в Вашактуне.

Штуковая маска, украшавшая фасад сооружения H-I в Вашактуне.

Стела 28 – вероятно, одна из древнейших надписей майя на камне. В 2013 году во время раскопок небольшого сооружения на Северной площади «Группы Н» в Вашактуне, расположенного спереди триадного комплекса, археологи обнаружили обработанный камень, который оказался фрагментом стелы. Иероглифическая надпись на этом памятнике трудна для чтения, содержит архаичные и неизвестные знаки. Некоторые ее элементы можно сопоставить с подписями к фрескам из Сан-Бартоло, другие, однако, не имеют аналогов. На основании изучения археологического контекста специалисты приблизительно датируют монумент 100 годом до нашей эры или даже более ранним временем. Если их оценка верна, то в Вашактуне найдена одна из самых ранних сохранившихся надписей майя и, вероятно, старейшая в низменностях стела с иероглифическим текстом (до сих пор первенство принадлежало стеле 29 из соседнего Тикаля, установленной в 292 году нашей эры). Любопытно, что в I веке до нашей эры этот монумент был разбит на куски и часть его использовали в качестве строительного блока при возведении сооружения. Такое отношение к стеле, священному с точки зрения древних майя объекту, видимо, являлось следствием некоего острого внешнего или внутреннего конфликта, хотя подробности нам, к сожалению, неизвестны. Находка ставит перед исследователями много вопросов, от ответа на которые зависит понимание нами начального этапа в истории майя. Остается лишь надеяться, что работа по изучению нового памятника будет продолжена и принесет свои плоды.

Стела 28 из Вашактуна.

Стела 28 из Вашактуна.

Пирамида Н-15 и отражение политических связей в монументальной архитектуре. Одним из важных направлений работы Словацкого археологического проекта с 2009 по 2014 годы стали раскопки пирамиды, обозначенной как H-XV. Она была построена в I веке нашей эры и являлась не резиденцией царя, а храмом. Сооружение имеет много общих черт с центральной пирамидой комплекса «Затерянный мир» в соседнем Тикале. Вероятно, это сходство свидетельствует о существовании тесных взаимосвязей между двумя городами на рубеже нашей эры. Поскольку пирамида в Вашактуне более скромная по размерам, она выглядит как уменьшенная копия величественного тикальского храма. Учитывая, что степень политической самостоятельности и влияния майяских царей отражалась в масштабах их строительных проектов, можно предположить, что уже на рубеже нашей эры Вашактун попал в зависимость от Тикаля.

Пирамида H-XVI и ее святилище. Одним из самых загадочных объектов на Северной площади «Группы Н» в Вашактуне является сооружение, обозначаемое как H-XVI и расположенное отдельно от остальной группы. С ним связано большое количество раннеклассической керамики, в то время как ядро группы сформировалось в доклассический период. Тщательные раскопки показали, что, в полном соответствии с особенностями архитектуры майя, эта пирамида возводилась, по меньшей мере, в три этапа и представляет собой «матрешку», в которой были соединены постройки различных эпох. По прошествии определенного времени майя не разрушали старое сооружение, а «погребали» его, возводя над ним новое. Начальная фаза строительства пирамиды H-XVI относится к рубежу между средним и поздним доклассическим периодом, то есть примерно к 400-300 годам до нашей эры. Такая датировка позволяет объяснить обособленность сооружения: северная часть «Группы Н» в то время еще не существовала. Эта первая версия пирамиды полностью сохранилась, около 150 года до нашей эры, как раз в то время, когда создавали северную часть «Группы Н», ее засыпали и скрыли под новой постройкой. Со временем комплекс был заброшен и опустел, но около 300 года нашей эры пирамиду снова перестроили. Теперь она использовалась не как жилая резиденция, а в качестве храма. В передней его части майя создали «нишу», к которой вел каменный «тротуар», выстланный из больших блоков. Над «нишей» установили стелу. Так было создано уникальное святилище, предназначенное для почитания предков. Внутри него археологи нашли многочисленные жертвенные подношения, в том числе керамические сосуды и почти пятьдесят своеобразных каменных дисков. Очевидно, все они были принесены туда во время торжественных церемоний, хотя подробности обряда неизвестны.

Группа археологов перед входом в святилище H-XVI в Вашактуне.

Группа археологов перед входом в святилище H-XVI в Вашактуне.

Комплекс Эль-Тибурон. Важные открытия ждали археологов не только в «Группе Н», но и в других частях Вашактуна. В частности, в «Группе F» спустя почти сто лет после открытия городища было раскопано самое высокое сооружение не только в Вашактуне, но и во всем доклассическом Центральном Петене. Комплекс получил название Эль-Тибурон («Акула»), поскольку первыми обнаруженными в его пределах предметами были акульи зубы. Он имел Т-образную форму и состоял из двух платформ, расположенных одна над другой и увенчанных триадными группами. Эль-Тибурон достигал 32 метров в высоту, площадь основания составляла 165 на 115 метров, и для его строительства потребовалось 355,796 м3 материала. Хотя раскопки этого огромного сооружения уже начаты, большая часть работы еще впереди.   

Комплекс Эль-Тибурон. Реконструкция.

Комплекс Эль-Тибурон. Реконструкция.

Эль-Респирадеро: пещера смерти. Пещера Эль-Респирадеро расположена неподалеку от центра «Группы A» в Вашактуне, сердца древнего города. Хотя вокруг на протяжении шести столетий кипела жизнь, возвышались дворцы и дома знати, саму пещеру в это время никто не посещал. Она была открыта и, вероятно, известна каждому ребенку в городе, но внутри Эль-Респирадеро не выявлено ни одного фрагмента керамики, относящегося к классическому периоду. Между 2010 и 2014 годами археологи исследовали пещеру, и обнаружили в ней выжженные человеческие кости и массу пепла, образовавшегося от сожженных тел. Были также найдены вещи, сопровождавшие покойных в последний путь, прежде всего керамика. Основываясь на радиоуглеродном методе датирования, специалисты относят находки к промежутку с VII-VI века до нашей эры по 150 год нашей эры. Таким образом, пещера использовалась в качестве священного погребального места еще задолго до того, как «Группа A» стала ядром города в классический период. Когда же это произошло, Эль-Респирадеро, видимо, уже вызывала у местных жителей суеверный страх, а посещать ее строго запрещалось.

Кости, извлеченные из погребения в пещере Эль-Респирадеро.

Кости, извлеченные из погребения в пещере Эль-Респирадеро.

Жизнь после коллапса: позднее поселение в «Группе G». С 2009 по 2011 годы словацкие археологи работали в одной из второстепенных групп Вашактуна, которую принято обозначать буквой «G». Как результат, в этой отдаленной части городища были обнаружены три подгруппы, построенные и заселенные главным образом на протяжении терминальной фазы классического периода. Это было время кризиса царской власти и общего упадка цивилизации майя, центр Вашактуна обезлюдел, но на периферии возникли поселения в форме разрозненных групп. Власть в таких микроцентрах принадлежала не единому для всех священному владыке, а обособленной и самостоятельной местной знати. В «Группе G» археологи раскопали также два погребения с богатым инвентарем, приблизительно датируемые 980 годом нашей эры, благодаря чему в руках у исследователей оказался обильный и очень ценный материал, относящийся к этой малопонятной еще поздней эпохе. В частности были найдены кусочки зеленого обсидиана (вулканического стекла) из Центральной Мексики и керамика, типичная для культур, населявших территорию современного мексиканского штата Веракрус. Такого рода неожиданные находки свидетельствуют о том, что на последнем этапе существования Вашактуна туда, как и в некоторые другие крупные города майя классического периода, проникли группы чужеземцев, выходцев из Центральной Мексики. За исключением этих немногочисленных импортных вещей, предметы, извлеченные из гробниц, демонстрируют развитие искусства майя классического периода и не содержат каких-либо признаков деградации. Таким образом, оказалось, что Вашактун существовал примерно на столетие дольше, чем считали ранее. Это открытие вносит существенные коррективы в нашу картину так называемого коллапса цивилизации майя классического периода.                 

Тайны древних надписей: на пути к созданию нового каталога стел. На сегодняшний день в Вашактуне известно 28 каменных стел, а также несколько алтарей и фрагментов с иероглифическими надписями. Большинство монументов было открыто еще в 1920-х годах. К сожалению, почти все они сильно разрушены эрозией, а их тексты трудно прочесть. На протяжении долгого времени исследователям не удавалось даже надежно идентифицировать «эмблемный иероглиф» Вашактуна, городище ошибочно считали столицей Па’чанского царства, но теперь уже известно, что резиденция «Священных Па’чанских Владык» находилась в соседнем Эль-Соце (27 км к юго-западу от Вашактуна).[iii] В 1986 году И. Грэхэм начал публикацию стел из Вашактуна в рамках пятого тома «Корпуса иероглифических надписей майя», однако на сегодняшний день назрела необходимость составить обновленный каталог. Новое документирование монументальных надписей с использованием современных методов и технологий – это одна из ключевых задач, стоящих перед Словацким археологическим проектом в Вашактуне. Работа по изучению и сохранению надписей не прекращалась на протяжении всех шести лет существования проекта, к ней были привлечены специалисты из разных стран. Т. Подолинска изготовила эстампажи всех стел, а американский эпиграфист Б. Лав сфотографировал монументы и создал их предварительные прорисовки. Документированием иероглифических текстов из Вашактуна занимались также мексиканский исследователь К. Пальян, российские эпиграфисты Д. Беляев и А. Сафронов. Итогом этого коллективного труда стала огромная база, включающая тысячи фотографий и прорисовки надписей. Как результат, уже сегодня удалось пролить свет на многие детали древних текстов, которые прежде невозможно было прочесть по причине эрозии. Несомненно, повышение читабельности источников позволит восполнить многие лакуны в политической истории Вашактуна.

Т. Подолинска изготавливает эстампаж стелы из Вашактуна

Т. Подолинска изготавливает эстампаж стелы из Вашактуна

Происхождение местной династии. Хотя вышеупомянутая концепция С. Морли о Вашактуне как древнейшем городе майя оказалась ошибочной, новейшие исследования показывают, что местная правящая династия действительно относила свое происхождение к далекому прошлому. Датировки, полученные при помощи радиоуглеродного метода, показывают, что поселение на месте Вашактуна существовало, по меньшей мере, с VII века до нашей эры. Открытие царской резиденции в «Группе Н», а также комплекса Эль-Тибурон подтверждает, что в доклассический период в Вашактуне существовала сильная центральная власть, которая распространила свое влияние на соседние области. Д. Беляев и А. Сафронов установили, что на стеле 3 из Вашактуна местный правитель, воздвигнувший этот монумент в 507 году, назван 33-м преемником основателя династии. Такая позиция владыки в династической последовательности свидетельствует о претензиях царского рода, которому принадлежала власть в Вашактуне, на большую древность. Для сравнения, в Тикале в 507 году правил 18-й владыка. Правда, следует отметить, что при анализе политической риторики древних майя порой трудно провести черту, которая бы четко отделяла реальную историю от пропагандистского мифа, призванного легитимировать власть правителей через апелляцию к их славному происхождению. Например, основателем династии «Священных Са’альских Владык» считался мифологический персонаж Ихк’-Миин, якобы воцарившийся примерно в XXII тысячелетии до нашей эры. Самый известный ее представитель К’ахк’-Тилив-Чан-Чаахк правил в VIII веке и считался 38-м преемником Ихк’-Миина. Столь же долгую родословную создали для себя и владыки в царстве Баашвиц: на стеле 18 из Шультуна, стилистически датируемой VI веком нашей эры, местный правитель назван 33-м преемником основателя династии.[iv] Таким образом, пример Вашактуна не уникален и прекрасно вписывается в общий ряд.

Открытие новых городищ. Уже в первый год своей работы в Вашактуне словацкие археологи организовали экспедицию к руинам труднодоступного городища, обозначаемого как «Монумент 104», и на обратном пути обнаружили новое городище, которому дали название Ц’ибатнах. Это открытие послужило толчком к решению объявить археологический проект в Вашактуне региональным и заняться более плотным изучением прилегающих областей. Путем анализа связей и взаимоотношений между ключевыми центрами региона можно было получить более полное представление о том, какую роль играл Вашактун в политической системе древних майя. В настоящее время область, на которой ведутся исследования проекта, охватывает примерно 2 000 км2, хотя его центром неизменно остается Вашактун. Если еще недавно о соседних с Вашактуном территориях практически ничего не было известно и городище находилось словно в вакууме, то теперь картина решительным образом изменилась. Всего лишь в 4 км от Вашактуна обнаружено городище со стелами и площадкой для игры в мяч, получившее название Дос-Торрес. Стало очевидно, что Вашактун не был одинок, у него имелись города-сателлиты, враги и союзники. Шаг за шагом археологи ведут раскопки в таких крупных городищах, как Ц’ибатнах, Рамональ, Эль-Мунеко, Камбрайаль. Стало известно также и о существовании центров поменьше: Кисина, Сунсаля, Петналя и других. Почти каждая неделя исследований, проведенных археологами в глубинах тропического леса, приводит к открытию нового городища или поселения древних майя! Поразительно, насколько плотно ныне безлюдная сельва была заселена в доклассический и классический период. Изучение неизвестных ранее городищ открывает перед исследователями широкие перспективы, позволяет нам узнать много нового о жизни людей, населявших это пространство более чем тысячу лет тому назад.

Петналь: небольшое, но важное городище. В 2012 году команда археологов во главе с Т. Драпелой обнаружила неизвестное ранее городище. Оно сразу же привлекло внимание исследователей своей массивной центральной пирамидой, а также размером и совершенством прочих сооружений, наличием «Е-группы» и других особенностей. В следующем году к нему была организована большая экспедиция под руководством директора проекта М. Ковача. Судя по находкам керамики, городище, названное Петналем, достигло расцвета в доклассический период, а после 150 года нашей эры, хотя и оставалось обитаемым, утратило былое значение. Передний фасад центральной пирамиды Петналя достигал 150 м в длину – впечатляющий показатель даже для архитектуры майя доклассического периода с ее характерной гигантоманией. Грандиозность сооружений резко контрастирует с небольшой общей площадью, которую занимает городище. Всего на его территории археологи насчитали лишь 24 сооружения и пока не нашли ни одной стелы. Это означает, что Петналь отличался от большинства городищ майя. С точки зрения масштаба монументальной архитектуры в центре он не уступает столицам сильных и самостоятельных царств, но по занимаемой им площади похож на небольшое периферийное поселение. По причине отсутствия письменных источников мы не знаем подробностей его политической истории, но можно заключить, что в классический период влияние Петналя ослабло. Тем не менее, местные жители чтили дело своих славных предков, археологи установили, что в I тысячелетии нашей эры центральное сооружение городища несколько раз реконструировали, в том числе украшали штуком.

Стелы из Ч’аналя. Городище Ч’аналь, прежде известное как Коросаль или Манантиаль, посещалось и описывалось исследователями еще до начала работы Словацкого археологического проекта. Однако, по причине его труднодоступности, эти спорадические визиты были краткосрочными. Системные раскопки в городище начались лишь в 2012-2014 годах и привели к открытию подлинного сокровища – 37 каменных монументов, среди которых 25 стел и 12 алтарей. На многих из них сохранились следы надписей и резных изображений. В ходе их изучения удалось установить, что в древности город, скорее всего, назывался Ч’аналь, то есть «Место капель». Самым могущественным из владык Ч’аналя был Ах-К’ахк’-Чапаахт-К’инич, который правил между 790 и 810 годами, то есть в самом конце классического периода и незадолго до коллапса цивилизации майя. Стела 6 с его портретом сохранилась очень хорошо и может по праву считаться шедевром майяского искусства. Прорисовку этого монумента выполнил Г. Кремпель. Все прорисовки, а также качественные фотографии К. Пальяна были изучены одним из ведущих специалистов по иероглифической письменности майя Н. Грюбе. По мере прочтения текстов на стелах ученые познают историю города, о котором еще несколько лет тому назад практически ничего не было известно.

Стела из Ч'аналя.

Стела из Ч'аналя

Ц’ибатнах: крепость майя. В 2009 году команда исследователей из разных стран обнаружила в северной части Петена неизвестное ранее городище Ц’ибатнах, представлявшее собой, по мнению археологов, руины крепости. Это было очень компактное место, опоясанное низкими и продолговатыми защитными сооружениями. Посредине располагался массивный акрополь, являвшийся резиденцией правителя. Повышенное внимание к обороне можно, видимо, объяснить тем обстоятельством, что Ц’ибатнах находился на пересечении сфер влияния Мутульского и Канульского царств, боровшихся за доминирование в Петене и постоянно враждовавших между собой. Фортификационная система, однако, не спасала жителей города от нападений: на последнем этапе его существования каменные баррикады строили уже на внутренней территории. Очевидно, в Ц’ибатнахе шли ожесточенные уличные сражения, защитники крепости были побеждены, а сам город разрушен. Это очередное подтверждение того факта, что среди причин коллапса цивилизации майя не последнюю роль сыграли кровопролитные войны между царствами.

Граффити на стенах и повседневная жизнь майя. Одним из самых интересных в Ц’ибатнахе является так называемый «Дом росписей». Его комнаты хорошо сохранились, а на потолке и стенах до сих пор видны узоры, своеобразные «граффити майя». Всего их насчитывается 160 и датируются они концом VII – началом VIII веков, то есть расцветом цивилизации классического периода. После тщательного изучения изображений специалисты смогли выделить группы богов, людей, животных, абстрактные символы и даже надписи. Среди последних встречается важный титул «владыка Хушхаабте’», который помогает пролить свет на место Ц’ибатнаха в политической системе майя того времени. Правители Хушхаабте’ неоднократно выступают в качестве владельцев керамики неизвестного происхождения, можно предположить, что это некое понятие регионального значения, поскольку «пять провинций Хушхаабте’» упоминаются в титулах владык Буук’а (Лос-Алакранес) и Рио-Асуля.[v] Ц’ибатнах находится по соседству с Рио-Асулем, поэтому нет ничего удивительного в том, что он также входил в Хушхаабте’, хотя, судя по отсутствию монументов и своим скромным размерам, занимал там подчиненное положение. Другие граффити открывают перед нами увлекательный мир богов майя, облик которых отличается от стандартных изображений на стелах и парадной керамике. Если подвести итог, граффити из Ц’ибатнаха важны для ученых, прежде всего, с той точки зрения, что являются ярким примером неформального «домашнего» искусства древних майя, позволяют узнать больше о повседневной жизни этого народа.

Граффити из Ц'ибатнаха

Граффити из Ц'ибатнаха

Дос-Торрес. Как уже было упомянуто выше, в 2010 году всего в 4 км от Вашактуна археологи обнаружили неизвестное прежде городище, которому дали название Дос-Торрес, что в переводе с испанского означает «Две башни». Выбор названия объясняется тем, что в городище друг напротив друга возвышаются две пирамиды, издали напоминающие башни. Помимо монументальной архитектуры Дос-Торрес примечателен тем, что там существовал специальный резервуар для сбережения воды. В сезон дождей он заполнялся водой, которая затем в сухое время года использовалась для нужд населения. На городских площадях были найдены многочисленные стелы и фрагменты монументов. К сожалению, по большей части они распилены, куски с изображениями и надписями давно уже стали добычей мародеров. Хорошо сохранилась стела, которая также была распилена, но по каким-то причинам не украдена. Ее установили в 527 году, то есть во времена важных перемен в регионе. Большой интерес представляет и стела, на обратной стороне которой еще в доклассический период был вырезан персонаж, стоящий на извивающейся змее и удерживающий в руке округлый диск. Возможно, это одно из первых изображений майяского бога солнца. Также в городе имелись свой стадион для игры в мяч и большая площадь, место проведения публичных церемоний. Старейшая керамика из Дос-Торреса восходит к среднему доклассическому периоду, а площадка для игры в мяч и многие другие замечательные сооружения датируются поздней доклассикой. Раскопки древнего города еще далеко не завершены и впереди исследователей, наверняка, ожидает немало интересных открытий.    

Стадионы для игры в мяч. Помимо Вашактуна, где были проведены раскопки площадки для игры в мяч в «Группе B», специалисты из Словацкого археологического проекта обнаружили стадион в Ч’анале. В новооткрытых городищах, в частности Рамонале и Ц’ибатнахе, также существовали площадки для этого древнего ритуального действа. Особое значение имеет открытие двух стадионов, относящихся к доклассическому периоду цивилизации майя. Один из них в 2011 году нашли в Вашактуне, это первая известная доклассическая площадка для игры в мяч в этом городище. Еще один стадион находится в Дос-Торресе, что всего лишь в 4 км от Вашактуна. Несомненно, все эти находки помогут исследователям узнать больше о происхождении игры в мяч и значении ее в обществе древних майя.

Раскопки на площадке для игры в мяч

Раскопки на площадке для игры в мяч


[i] «Е-группа» – архитектурный комплекс, состоящий из большой пирамиды на западной стороне площади или платформы и приподнятого длинного сооружения на восточной стороне. С севера и юга на платформе часто также добавлялись небольшие постройки, но главная роль явно отводилась сооружениям по направлению восток-запад. Самую первую «Е-группу» Ф. Блом обнаружил в 1924 году именно в Вашактуне, позднее аналогичные комплексы были найдены во многих городищах майя. По предположению Блома, «Е-группы» предназначались для ведения астрономических наблюдений, служили своеобразными древними обсерваториями, поскольку с их помощью наблюдатель мог определить дни летнего и зимнего солнцестояний, а также осеннего и весеннего равноденствий. Данная интерпретация по-прежнему остается популярной, хотя принимается не всеми современными исследователями.

[ii] Подробнее об истории изучения Вашактуна смотрите: Гуляев В. И. Города-государства майя. (Структура и функции города в раннеклассовом обществе). Вашактун. URL: http://www.indiansworld.org/maya_cities28.html ; Города майя. Вашактун. URL: http://www.mezoamerica.ru/indians/city/uaxactun.html Восстановить историю Вашактуна в раннеклассический период попытался Д. Д. Беляев, но его реконструкция уже частично устарела, поскольку основывалась на ошибочной привязке к правителям Вашактуна «эмблемного иероглифа» царства Па’чан (смотрите также примечание ниже): Беляев Д. Д. Династическая история Вашактуна в раннеклассический период (по данным археологических и эпиграфических источников) // Древний Восток и античный мир: Труды кафедры истории Древнего мира исторического факультета МГУ. – 2002. – Вып. 5. – С. 192–203. URL: http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/uaxactun.html

[iii] Houston S. The Epigraphy of El Zotz // Mesoweb Articles, 2008. URL: http://www.mesoweb.com/zotz/articles/ZotzEpigraphy.pdf Подробнее об этом смотрите также в заметке, доступной на сайте «Мир индейцев»: Стюфляев М. И. Еще одно царство расколотого неба: исследования последних лет пролили свет на историю городища древних майя Эль-Соц (Петен, Гватемала). URL: http://www.indiansworld.org/Articles/eshche-odno-carstvo-raskolotogo-neba-issledovaniya-poslednih-let-prolili-svet-na-istoriyu

[iv] Беляев Д. Д., Токовинин А. А. Сакральная власть майяских царей (III–IX вв. н.э.) // Сакрализация власти в истории цивилизаций. – М.: Институт Африки РАН, 2005. – С. 157. URL: http://www.mezoamerica.ru/indians/maya/sacral_power.html ; Garrison T., Stuart D. Un análisis preliminar de las inscripciones que se relacionan con Xultun, Petén, Guatemala // XVII Simposio de Investigaciones Arqueológicas en Guatemala, 2003 / Editado por J. P. Laporte, B. Arroyo, H. Escobedo y H. Mejia. – Guatemala: Museo Nacional de Arqueología y Etnología, 2004. – P. 832. URL: http://www.asociaciontikal.com/pdf/73.03%20-%20Garrison%20y%20Stuart%20-%20en%20PDF.pdf

[v] Подробнее о Хушхаабтесмотрите: Tokovinine A. Place and Identity in Classic Maya Narratives. – Washington D.C.: Dumbarton Oaks, 2013. – P. 17-18.