Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Восстание 1837 года

Тишков Валерий Александрович ::: Страна кленового листа: начало истории

6 ноября 1837 г. сынки местных чиновников и торгов­цев при явном попустительстве властей совершили на­падение на участников митинга организации «Сыны сво­боды» в Монреале. Это послужило сигналом к открытому выступлению патриотов. По округам провинции началась стихийпая мобилизация поселенцев. Командующему Колборну сообщили из графства Ту-Маунтенс, что там «пред­принимаются отчаянные усилия по обеспечению огнест­рельным оружием, и абитаны чинят старые ружья, а для вооруженных отрядов запасаются огромные количества пороха и в срочном порядке отливаются пули для муш­кетов»1.

16 ноября в Монреале были арестованы руководители общества «Сыны свободы». В обстановке репрессий лиде­ры движения Папино, Браун, О’Каллаген и другие тайно покинули Монреаль и перебрались в район Ришелье, где положение полностью контролировалось патриотами. Пер­вое вооруженное столкновение колонистов с войсками произошло 17 ноября в местечке Лонги недалеко от Мон­реаля — крестьяне отбили у королевских конников кон­воируемых ими патриотов.

Основными опорными пунктами поселенцев стали де­ревни Сен-Дени и Сен-Шарль, расположенные по реке Ри­шелье. В Сен-Дени под руководством Уолфреда Нельсона 800 вооруженных старыми кремневыми ружьями, косами и вилами повстанцев возвели укрепления на подступах к деревне, заняли наиболее крепкие постройки. В Сен-Шарле готовились дать отпор войскам 200 человек во главе с Т. Брауном.

23 ноября королевские войска предприняли штурм деревни Сен-Дени. Встреченные отчаянным огнем солда­ты трижды ходили в атаку, потеряли 60 человек и, на­конец, отступили. Это был первый и последний выиг­ранный канадскими повстанцами бой.

25 ноября еще более крупные силы атаковали Сен-Шарль. Артиллерия разрушила укрепления, а солдаты устроили зверскую расправу над повстанцами, пленных не брали. Многие патриоты предпочли погибнуть в ледя­ной воде Ришелье, чем от рук королевских солдат. Па­пино, Браун и другие руководители бежали в США.

Разобщенные и обезглавленные отряды поселенцев безуспешно пытались нанести поражение королевским си­лам. 2 декабря регулярные части взяли реванш за по­ражение и сожгли деревню Сен-Дени.

В другом центре восстания — графстве Ту-Мауитенс к северо-западу от Монреаля — вооруженные повстанцы со­брались в Сен-Бенуа и Сент-Эсташе. Они были готовы, по словам одного из руководителей — Э. Жиро, «ценою своей жизни и имущества защищать свободу Канады» 2.

В Сент-Эсташе патриоты столкнулись с многочислен­ными трудностями: полторы тысячи людей нуждались в ночлеге и питании, а самое главное — в оружии и уме­лом руководстве. 24 ноября в лагерь пришло известие о том, что в Монреале почти нет войск. Э. Жиро предло­жил пойти на Монреаль и овладеть городом. Однако со­вет руководителей повстанцев Сент-Эсташа и Сен-Бенуа не поддержал его. Из-за неорганизованности и пассив­ности патриоты упустили драгоценное время. А вскоре генерал-губернатор Госфорд объявил весь район Монреа­ля на военном положении, и командующий Колборн на­правил свыше 2 тыс. солдат с артиллерией в Сент-Эсташ и Сен-Бенуа.

В Сент-Эсташе отряд во главе с местным кюре Шенье оказал королевским войскам отчаянное сопротивление, хо­тя из 250 человек только около 70 имели ружья. Вме­сто пуль в ход шли мраморные шарики. Регулярные ча­сти разбили повстанцев. По различным сведениям, от 70 до 200 патриотов, в том числе 30-летний Шенье, были убиты. Победители деревню сожгли, а имущество жителей разграбили. Такая же судьба постигла и лагерь в Сен-Бенуа. Многие активные участники восстания бы­ли схвачены, а Э. Жиро покончил с собой.

Завершив карательную экспедицию на севере, власти тем самым подавили основные очаги вооруженного восстания. Фактически все лидеры движения или бежали в США, или погибли, или попали в плен. Колониальные тюрьмы едва вместили арестованных патриотов. Канад­ские повстанцы потерпели трагическое поражение, по освободительная борьба только начиналась. Огонь ее раз­горелся и в соседней провинции. К осени численность во­оруженных отрядов в Верхней Канаде достигла 1,5 тыс. человек. В октябре патриоты Верхней Канады сделали попытку установить более теспый контакт с лидерами движения в Нижней Канаде и, узнав о событиях в Мон­реале, решили перейти к непосредственной подготовке восстания в Торонто.

Согласно плану восстания колонисты должны были собраться 7 декабря у здания таверны «Монтгомери» в 3—4 милях к северу от Торонто, затем войти в город, соединиться там с другими патриотами, захватить арсе­нал, арестовать губернатора и его главных советников, провозгласить провинцию свободной, созвать конвент, вы­работать конституцию, а главой временного правительст­ва назначить известного сторонника реформ Рольфа. «Мы рассчитывали осуществить все это без кровопролития, хорошо зная, что местные власти были слишком непо­пулярны, чтобы иметь много сторонников» 3,— писал У. Макензи.

Неожиданно Рольф предложил изменить дату выступ­ления — перенести его с 7 на 4 декабря. Известить об этом удалось далеко не всех, однако уже 3 декабря у таверны разбили лагерь 150 поселенцев, оказавшихся, увы, без запасов пищи и амуниции. К 7 декабря, когда повстанцев собралось 700—800 человек, власти, хоро­шо обо всем осведомленные, стянули в город дополни­тельные подкрепления.

Пока в таверне военный совет вел бесплодные спо­ры, правительственные войска «с музыкой и артиллери­ей» успели подойти достаточно близко. Основная группа патриотов в 150 человек под командованием Лаунта и Ван Эгмонда, занявшая позиции на опушке леса в полу­миле к югу от «Монтгомери», вступила в бой, но около 200 человек, стоявших у таверны, бездействовали, по­скольку не имели мушкетов.

Макензи так писал о первом столкновении с вой­сками: «Отвага, с которой 200 плохо вооруженных фер­меров противостояли сильной атаке противника численностью в 1200 человек, хорошо экипированных, с новым оружием, артиллерией, возглавляемых первоклассными офицерами, убедила меня, что порядок, дисциплина на­личие знающих руководителей позволят им обрести уве­ренность и победить даже регулярные части, присланные из Европы»4.

Но сейчас артиллерийский огонь сыграл решающую роль и быстро привел дело к развязке. Повстанцы были рассеяны, многие руководители схвачены и посажены в тюрьму. Макензи удалось бежать в США.

Очаги восстания появились и в других районах про­винции. Около 400 патриотов Лондонского дистрикта под предводительством Чарлза Данкомба, готовые при­соединиться к Макензи, лишь из-за плохих дорог и пло­хой связи не смогли вовремя прибыть в Торонто. Про­тив патриотов Лондонского дистрикта был направлен ка­рательный отряд. За головы руководителей были обеща­ны большие награды. При приближении войск плохо вооруженные поселенцы оставили свои позиции. Столк­новения колонистов с войсками и сторонниками прави­тельства быстро закончились поражением первых.

Всего за участие в восстании в Верхней Канаде власти арестовали около 900 человек. Но это была лишь самая малая часть недовольных, готовых с оружием в руках выступить против правительства. Революционные наст­роения окрепли не только в северных районах. 13 декаб­ря 1837 г. верноподданнически настроенный очевидец со­общал из района Ниагары: «К сожалению, недовольство охватило южные тауншипы этого дистрикта. В тауншипе Полэм не более 6 лояльных граждан на 8 патриотов. В других районах положение немногим лучше. Я уверен, что, если бы повстанцы добились успеха в Торонто, из этих тауншипов против нас были бы собраны большие силы» 5.

Даже в самых лояльных районах насчитывалось не­мало патриотов. Правда, многие из них после поражения Макензи, утратив надежду на «прогресс свободных прин­ципов»6, срочно продавали имущество и покидали стра­ну, эмигрируя в Соединенные Штаты. Центр освободи­тельной борьбы переместился на канадо-американскую границу.

Известие о восстании в Канаде было встречено с ред­ким единодушием в пограничных с Канадой районах США. Уже в первые дни в десятках американских горо­дов, в том числе Буффало, Мидлбурге, Бурлингтоне, Элбани, Рочестере, прошли митинги солидарности с канадски­ми патриотами. 5 декабря на митинге в Буффало присут­ствовало 1,5 тыс. человек, оркестр играл «Марсельезу». 12 декабря здесь состоялось еще более представительное собрание по случаю прибытия У. Макензи. Американские газеты тех лет сообщали, что «все здание местного театра от оркестра до крыши было занято народом: партер, га­лереи, вестибюль и доже соседняя улица были перепол­нены, и сотни желающих вынуждены были уйти, пе по­пав в помещение» 7. В своей речи Макензи сравнил ка­надских патриотов 1837 г. с американскими патриотами 1776 г. и обратился с призывом к населению США ока­зать помощь канадским собратьям оружием, амуницией и добровольцами.

Прямо на митинге началась запись добровольцев в «армию патриотов». Набор волонтеров в те дни шел от­крыто. Оружие доставалось всеми способами. Достаточпо сказать, что 200 комплектов были захвачены у шерифа Буффало, а 450 мушкетов похищены из детройтской тюрьмы.

15 декабря 1837 г. группа канадских патриотов и присоединившихся к ним американцев во главе с Макен­зи заняла небольшой лесистый островок Нейви-Айленд, расположенный на канадской стороне реки Ниагары, в нескольких милях от знаменитого водопада. Здесь пат­риоты вновь подняли флаг свободы. Макензи и его соратники объявили о создании на острове временного правительства государства Верхняя Канада. От его имени они обнародовали «Прокламацию к жителям Верхней Канады».

«Мы устали от гнета и полны решимости свергнуть его. Поднимайтесь, канадцы! Поднимайтесь все как один, и наша цель будет достигнута!» 8— говорилось в докумен­те, излагавшем цель повстанцев: обеспечение в Канаде мира на основе правления, гарантирующего равные пра­ва для всех и утвержденную народом конституцию, граж­данские и религиозные свободы, отмену наследственных титулов и званий, майората, пенсий привилегирован­ным лицам. Будущее конституционное устройство незави­симого государства мыслилось как демократическая рес­публика американского типа.

Несмотря на определенную ограниченность, нейвиайлендская прокламация явилась документом большого значения: впервые в истории канадской революции она четко сформулировала задачи антиколониальной борьбы и определила курс на установление в Канаде буржуазно-де­мократического республиканского строя.

Вторая прокламация временного правительства обеща­ла 300 акров канадской земли и 100 долларов серебром каждому, кто вступит в армию патриотов. Многочислен­ные копии прокламаций были отпечатаны и распростра­нены в Канаде и Соединенных Штатах.

В начале января 1838 г. число повстанцев на острове достигло почти 2 тыс. человек. Во главе всей этой плохо одетой и плохо вооруженной армии Макензи поставил 27-летнего американца Ван Ренселеера, сына генерала войны 1812—1814 гг. В декабрьские холода патриоты разместились в наскоро построенных шалашах. В самой крупной постройке расположилась штаб-квартира времен­ного правительства, над которой реял флаг с двумя звез­дами, символизировавшими две канадские провинции. Армия испытывала нехватку продовольствия и оружия. Лишь 28 декабря ее снабжение и доставку новых добро­вольцев взяли на себя владельцы американского парохода «Кэролайн».

Повстанцы приступили к подготовке экспедиции по освобождению Верхней Канады. Предполагался совмест­ный поход на Торонто Данкомба из Лондонского дистрик­та, Ван Ренселеера с Нейви-Айленда и Сазерленда из района Детройта. Однако осуществление плана затяну­лось, а тем временем власти Верхней Канады стянули к Нейви-Айленду войска и установили напротив него артил­лерийскую батарею.

29 декабря английские солдаты захватили пароход «Кэролайн» и сожгли его. Один из пассажиров-американцев погиб. В связи с этим в США развернулась антибританская кампания, и число сторонников канадских пат­риотов значительно возросло.

Несколько иной была реакция властей США. Прези­дент США Ван Бюрен запретил снабжение канадцев оружием, продовольствием, а также оказание им какого-либо другого содействия. Удар по планам Макензи нанес­ло также поражение Данкомба в Лондонском дистрикте. Все это побудило Макензи и его сторонников ликвидировать республику на Нейви-Айленде. 13 января военный комитет объявил об эвакуации с острова, а 15 января английские войска уже заняли его.

Такая же печальная участь постигла повстанцев в районе Детройта, где была создана Патриотическая ар­мия Северо-Запада. С организацией, оружием, одеждой и питанием дело в армии обстояло плохо, к тому же там орудовали шпионы, обо всем доносившие колониальным властям.

Сазерленд, намереваясь создать базу для наступления на Торонто, попытался высадиться на канадский берег, но шхуна «Анна» под командованием аптекаря и винотор­говца из Детройта Александра Теллера была захвачена властями штата Мичиган.

Уже после этого к Детройту подошли части с НейвиАйленда под командованием Ван Ренселеера. В течение февраля они подготовились к вторжению в Канаду. Их ряды пополнялись все новыми патриотами. Вскоре здесь насчитывалось уже около 600—800 человек. 24 февраля одна из групп под командованием Дональда Маклеода (Маклеод, бывший сержант английской армии и учитель из Прескотта, бежал из Канады в дни восстания) предприняла попытку высадиться с судна «Эри» на ка­надский берег, предварительно заняв остров Файтинг, но была почти полностью обезоружена. Смельчаки сразу же оказались между двух огней. Впереди, на побережье, находились английские солдаты, а в тылу — американ­ские части, посланные из Детройта.

25 февраля английские войска начали высадку на ост­ров. Патриоты стойко и мужественно оборонялись, но пе­ред угрозой почти полного окружения им пришлось от­ступить. На американской стороне регулярные части ра­зогнали остатки повстанческих сил.

Три дня спустя другая группа (из 450 патриотов) под командованием Сьюорда и Брэдли заняла на озере Эри в 18 милях от канадского берега остров Пили. В тече­ние нескольких дней там собралось свыше тысячи чело­век. 3 марта английские войска предприняли штурм ост­рова. Патриоты были разбиты, потеряв убитыми и ране­ными около 30 человек.

Сразу же после поражения восстания в Нижней Ка­наде его руководители в приграничных городах штата Нью-Йорк приступили к созданию патриотической армии.

Правда, некоторые из них, например Папино, делали ставку на сближение с правительством США, рассчиты­вая на его финансовую и военную поддержку, а дру­гие — Роберт Нельсон и Котэ считали необходимым опе­реться на имеющиеся силы и местное американское на­селение 9.

Нельсон и его сторонники обнародовали проект кон­ституции Республики Нижняя Канада, а 28 февраля по­встанцы под их командованием пересекли границу в рай­оне деревни Элбург и вступили на территорию Нижней Канады. Здесь они немедленно провозгласили Нижнюю Канаду независимой республикой, Нельсона — первым президентом и главой временного правительства. Патрио­ты распространили среди населения Декларацию незави­симости народа Нижней Канады, в которой призывали канадцев поддержать новую республику и дело револю­ции. Взамен правительство обещало защиту личности, собственности и демократические реформы.

Власти по обе стороны границы стянули к району высадки войска. С тыла силы Нельсона были блокирова­ны американским генералом Вулом. Нельсон не решился вступить в бой и отошел в Вермонт. 1 марта весь его от­ряд в 600 человек сдался американским войскам.

Это была последняя серьезная попытка канадских патриотов одержать победу, перейдя американо-канад­скую границу. Неудачи заставили их искать новые фор­мы борьбы.