Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Свирепый Яракуй

Хосефина Олива де Коль ::: Сопротивление индейцев испанским конкистадорам

В прибрежной зоне на севере залива Пария обитали яракуи. Их касик, обеспокоенный присутствием чуже­земцев, которые прибывали и обосновывались, как у се­бя дома, направил посольство к главе испанского войска с просьбой покинуть не принадлежащие им земли. Ответ Менсио Варгаса гласил: «Скажите касику, пусть сам придет нас прогнать». И тот пришел. По дороге он разгромил отряд покорившихся завоевателям индейцев, который глава конкистадоров расположил в пяти лигах от владения Токуйо, где находился его лагерь. Битва, известная по названию места Куйкутуа, принесла успех войску яракуев. Яракуй расправился с предателями, оказавшими помощь врагу, бросив им обвинение в по­ведении «столь же бесчестном, сколь трусливом». Ин­дейцы захватили множество пушек и аркебуз, оказав­шихся бесполезными, так как они с ними не умели обращаться. В лагере индейцев воцарилась радость, ибо они считали свою победу окончательной. Тем вре­менем отряды завоевателей получили в подкрепление «более чем семьсот человек самого свирепого нрава, выходцев из всех стран Европы. То были наемники, грубые, жестокие...».

После победы при Куйкутуа войско яракуев рас­палось, но те, что остались, творили чудеса храбрости, когда подверглись нападению испанцев. Произошла битва при Урикагуа. Индейцы были разбиты; те, кому удалось спастись от плена, укрылись в горах, намере­ваясь укрепить свои ряды. «Из этих рассеянных племен вышли позднее индейские партизаны, что на протяже­нии более чем двадцати лет не давали испанцам покоя».

Яракуй был схвачен, скручен и привязан к дереву. После сражения его развязали. «Обильный пот омывал ему волосы и лицо и катился по всему телу. Безмолвный и бесстрастный, в сопровождении четырех копьеносцев прошел он к жилищу, где находился капитан. Лицо его выражало крайнюю подавленность. Был он раздет: только ноги его стягивали врезавшиеся в тело причуд­ливо переплетенные сетки, на руках у него было мно­жество ярко-красных и светло-голубых колец, а на голове — украшение из переливающихся разноцветных перьев...

Капитан велел оставить его под навесом под охраной шести солдат и капрала. Ему показали знаком, чтобы он сел, но Яракуй отказался и долго стоял, опустив гла­за, размышляя.

Испанцы успокоились, видя, что индеец не помышля­ет бунтовать. Но внезапно, быстрее молнии, обрушился он на одного из солдат, отобрал у него оружие, набро­сился на капитана и пронзил ему грудь; в одно мгнове­ние вывел из строя еще троих солдат. К нему тут же под­бежали, раздался выстрел, и Яракуй покатился по земле, корчась в собственной крови, как затравленный зверь».