Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

К истории вопроса

Калюта Анастасия Валерьевна ::: Формы землевладения среди знати науа XV – нач. XVI в.: по данным раннеколониальных источников

Проблема землепользования и форм собственности на землю в обществе науа накануне испанского завоевания занимает одно из центральных мест в исследованиях этой крупнейшей аборигенной цивилизации Центральной Мексики постклассического периода (XI—XVI вв н.э.)[1]. Немалую роль в интересе историков, этнологов и социальных антропологов к данной теме сыграли сложившиеся еще в конце XIX в. на волне развития эволюционизма представления о том, что в любом социуме формы собственности на землю, во-пер­вых, тесно связаны с общинной организацией и системами родства и, во-вторых, постоянно трансформируются в соответствии с опреде­ленными историческими закономерностями (и, стало быть, являют­ся принципиально важными институтами для исторической типоло­гии любого доиндустриального общества).

Стоит отметить, что начало изучению земельных отношений в доиспанском обществе науа было положено именно в тот период, когда эволюционизм активно утверждался в качестве ведущего теоретиче­ского направления в исторических и общественных науках. В 1878 г. вышла в свет работа социального антрополога и археолога Адольфа Банделье «О распределении и владении землями и обычаях наследова­ния среди древних мексиканцев», которая оказала большое влияние на последующее восприятие исследователями не только доиспанской системы землепользования науа, но и общего уровня развития их со­циальной организации. Опираясь на идеи своего учителя, «отца соци­альной антропологии» Льюиса Генри Моргана, А. Банделье пытался доказать, что в доиспанском обществе науа вся обрабатываемая и не­обрабатываемая земля была распределена между calpolli, т.е. общи­нами, которые он без достаточных для того оснований отождествил с патрилинейными экзогамными кланами [Bandelier 1878: 389]. Соот­ветственно, любому индивиду земельный надел предоставлялся в за­висимости от того, к какому «клану» он принадлежал по рождению, и только во временное пользование. Никакой дифференциации зе­мельного фонда, по мнению А. Банделье, не существовало, не говоря уже о частной собственности на землю [Ibid: 442]. Он сделал вывод о том, что в доиспанском обществе науа кровнородственные связи преобладали над территориальными и, следовательно, оно не достигло стадии государственности (вслед за Л.Г. Морганом А. Банделье рас­сматривал государство как форму организации общества, основанную именно на территориальных связях) [Ibid: 447].

Несмотря на то что большинство последующих исследователей доиспанского общества науа не поддержали вывода А. Банделье об отсутствии государственности у науа до испанского завоевания, точ­ка зрения об исключительно коллективном характере землевладения в Центральной Мексике в до контактную эпоху возобладала. Она про­должала господствовать вплоть до середины XX в., ее пережитки можно найти даже в некоторых современных работах, в особенности написанных отечественными исследователями. Между тем катего­ричные выводы А. Банделье и более осторожные заключения таких исследователей 30—40-х годов XX в., как Мануэль Морено, Пауль Киргхофф, Артуро Монсон, о «переходном» характере землепользо­вания в доконтактном обществе науа были основаны на весьма огра­ниченном круге опубликованных и известных в тот период источни­ков [Moreno 1931: 58-59; Kirchoff 1954: 360-361; Kirchoff 1959: 259—270; Monzón 1949: 32-33]. В первую очередь, это были «Краткое и общее сообщение о сеньорах Новой Испании» испанского судьи Алонсо де Сориты (ок. 1564—1565 гг.), «Индейская монархия» фран­цисканца Хуана де Торкемады (1591—1611 гг.), «Мексиканская хроника» внука Мотекусомы Шокойоцина Эрнандо Альварадо Тесосомока (1598 г.) и «История чичимеков» Эрнандо Альвы Иштлилшочитля (первая половина XVII в.), хрониста-метиса, который по жен­ской линии был отдаленным потомком Несауальпилли, последнего доиспанского правителя «царства» Аколуакан (северо-восточная часть долины Мехико) [Zorita 1891; Torquemada 1723; Alvarado Tezozomoc 2001; Alva Ixtlilxochitl 1892].

Нетрудно заметить, что все эти сочинения — довольно поздние хроники обобщающего характера, написанные к тому же (за ис­ключением «Мексиканской хроники» и «Истории чичимеков») ка­толическим миссионером и испанским чиновником, для которых социальная организация науа оставалась даже в колониальный пе­риод явлением чуждым и до конца непонятным. Следует добавить, что именно в силу позднего времени создания труды Х.де Торке­мады, Э. Альвы Иштлилшочитля и отчасти А. де Сориты в значи­тельной степени являются компиляциями более ранних и более близких к исходному культурному контексту работ первой полови­ны XVI в., которые сохранились только в отрывках или были пол­ностью утрачены. Более того, все эти поздние авторы часто копи­ровали либо один общий источник, либо друг друга, так что ученые конца XIX — середины XX в., которые, в основном, опирались на их труды, по сути, имели дело не с независимыми свидетельствами, а с несколько модифицированными версиями одного и того же текста.

Между тем многие документы из центральных и местных архивов и библиотек Мексики, Испании и США, содержавшие ценнейшую информацию о землепользовании в разных altepetl (городах-государ­ствах науа до прихода испанцев), оставались не только не опублико­ванными, но даже не найденными и неизученными. Ситуация начала меняться лишь с середины XX в., когда мексиканские, американские, испанские, немецкие исследователи начали активно изучать, перево­дить и публиковать архивные документы, написанные как на испан­ском языке, так и на языке науатль и латыни.

В 1940 г. крупнейший мексиканский историк Вигберто Хименес Морено обнаружил в Главном архиве нации в г. Мехико документ, известный как «Слова сторонников дона Педро Тлакауэпанцина». Это собрание свидетельских показаний в пользу прав одного из сы­новей последнего доиспанского правителя мешика-теночков Мотекусомы Шокойоцина на владение землями в долине р. Тула на терри­тории современного штата Идальго, которое было составлено еще в 1541 г. на латинском языке [Pérez Rocha, Tena 2000: 141]. В 1946 г. этот памятник был переведен с латыни на испанский язык и опубли­кован антропологом Грегорио Росасом Эререрой в журнале «Тлалокан», который и по сей день специализируется на издании архивных материалов [Rosas Herrera 1946: 150-162].

В 1964 г. мексиканский историк и социальный антрополог Педро Карраско Писана опубликовал отрывки из манускриптов из Истори­ческого архива Национального института антропологии и истории Мехико (и представил их первое описание). Это самые ранние из из­вестных ныне переписей аборигенного населения колониального периода (поселения на территории современного штата Морелос). В них приводятся подробные описания земельных наделов каждого жителя. Эти документы ориентировочно датируются 1535-1540 гг. [Carrasco 1964: 373-378].

Чуть позже, в 1966 г., видный американский историк Говард Клайн опубликовал подробный анализ «Карты из Остотикпака» — самого раннего из дошедших до нас земельного плана науа, выполнен­ного около 1540 г. в значительной степени в соответствии с основны­ми принципами составления доиспанских земельных планов [Cline 1966: 77—115]. К своей работе Г. Клайн приложил несколько репро­дукций данного документа, хранящегося ныне в Библиотеке Конг­ресса (Вашингтон, США) [Ibid: 78]. В течение последующих двух де­сятилетий (1970—1990 годы) мексиканские, американские и немецкие исследователи Луис Рейес Гарсиа, Тельма Сулливан, Ханс Юрген Прем, Артур Андерсон, Френсис Бердан, Джеймс Локхарт, Сара Клайн, Сьюзан Киллог проделали огромную работу по поиску, изу­чению, переводу и публикации документов XVI в. из Главного архива нации, а также из центральных и муниципальных архивов штатов Тласкала, Пуэбла, Морелос и Мехико — основной этнической терри­тории науа. Они использовали эти источники для написания целого ряда монографий о землепользовании и общинной организации науа до и после испанского завоевания [Reyes Carcía 1978; Sullivan 1987; Prem 1974; Anderson, Berdan, Lockhart 1976; Cline 1993; Kellog 1995].

В 1970 г. сотрудник Гамбургского музея народоведения и преисто­рии Гюнтер Циммерман издал на немецком языке подборку писем потомков доиспанских правителей науа испанским монархам Карлу V(I) и Филиппу II, в которых содержались просьбы о возвращении утраченных земельных владений предков [Zimmermann 1970]. Все эти послания содержат либо перечни, либо описания, хотя зачастую весьма краткие, испрашиваемых земельных угодий и поселений наряду с историческими справками о распределении и наследовании земель в течение нескольких поколений. В середине 1980-х годов в Главном архиве Индий (Севилья, Испания) мексиканская исследо­вательница Эмма Перес Роча обнаружила две копии «Донесения до­ньи Исабель де Моктесума» — ранее неизвестного полного свода ма­териалов судебного процесса 1546—1556 гг. о возвращении донье Исабель де Моктесума Текуичпоцин (одной из дочерей Мотекусомы Шокойоцина и его главной супруги) всего движимого и недвижи­мого имущества обоих родителей [Pérez Rocha 1998]. Этот инте­реснейший памятник был впервые опубликован только в 1998 г. под названием «Привилегии в борьбе: Донесение доньи Исабель де Моктесума».

Наконец, в самом начале 2000-х годов мексиканская исследова­тельница Веренисе Сипатли Рамирес Кальва предприняла кропотли­вое изучение нескольких сотен документов из томов № 255 и 256 раз­дела «Неотчуждаемые имения и майораты» Главного архива нации в г. Мехико. В них имеются подробные сведения о формах земельной собственности и землепользования в XIV—XVI веках на территории современного штата Идальго, где также располагались некоторые из земельных угодий правителей мешика-теночков и их родственников [Ramírez Calva 2005]. К сожалению, результаты ее работы еще не опубликованы.

Рис. 1. Первый лист «Донесения доньи Исабель де Моктесума (AGI Real Patronato 245)

Рис. 1. Первый лист «Донесения доньи Исабель де Моктесума (AGI Real Patronato 245)

Все эти исследования принесли много новой и поистине уникаль­ной информации о доиспанских формах землевладения, особенно среди pipiltin — наследственной знати науа, различных категориях зе­мель и значении редистрибуции земли в обеспечении материальной основы социальной стратификации общества науа. Они убедительно продемонстрировали всю сложность и многообразие вариантов тра­диционной системы землепользования, равно как и институтов, обеспечивавших ее функционирование. В результате прямолинейная концепция, заложенная еще А. Банделье, была пересмотрена. Тем не менее многие вопросы, впервые поднятые в его работе, остаются от­крытыми. Обилие информации и неизбежная противоречивость ее наряду с различиями в теоретических подходах исследователей при­вели к тому, что, например, В. Рамирес Кальва не без оснований охарактеризовала современное состояние проблемы как граничащее с «лабиринтом без выхода» [Ibid: 1]. Основными вопросами, которые и по сей день, продолжают вызывать ожесточенные споры, являются следующие:

—         Как трактовалось понятие собственности в доиспанском об­ществе науа?

—         Что именно находилось в частном или коллективном владе­нии — сами земли или урожай, собираемый с них?

—         Сколько категорий земель существовало в доиспанском об­ществе науа и в чем заключались основные различия между ними?

—         Существовала ли у науа до прихода испанцев наряду с кол­лективной частная собственность на землю и, следовательно, куп­ля-продажа земли и земельный рынок?

—         Каково было соотношение между формами землевладения и структурой домохозяйств, кровнородственных коллективов и об­щин — (науат: calpolli, tlaxilacalli)?

—         Каковы были основные принципы распределения земель, кто контролировал это распределение?

—         От каких факторов в действительности зависел доступ каж­дого конкретного лица к земельным угодьям? Являлись ли тако­выми, к примеру, членство индивида в определенной общине или кровнородственном коллективе, социальный ранг индивида при рождении или занимаемая им административная долж­ность?

—         Каким образом осуществлялись эксплуатация земельных угодий знати (в том числе верховных правителей — науат: huey tlahtoqué) и управление ими?

Стоит оговориться, что данная работа ни в коей мере не претен­дует на какое-либо кардинальное решение всех этих фундаменталь­ных вопросов, поскольку эта задача явно выходит за рамки одной статьи. Цели настоящей работы значительно скромнее и заключа­ются в том, чтобы, во-первых, осветить перед отечественным чита­телем современное состояние изученности данной проблемы, во- вторых, на основе данных опубликованных и неопубликованных источников, собранных автором в ходе исследовательских стажиро­вок в Испании и Мексике в 2006 и 2008 гг., представить свою пред­варительную реконструкцию форм землевладения среди знати науа Центральной Мексики, в первую очередь среди членов династий правителей мешика-теночков и их основных партнеров по Трой­ственному Союзу из «царства» Аколуакан со столицей в г. Тескоко и «царства» Тепанекапан со столицей в г. Тлакопан до прихода ис­панских завоевателей.


[1] Закрепившиеся в отечественной историографии понятие «ацтекская цивилизация» является некорректным, поскольку сам этноним «ацтеки» (az­teca, aztlaneca) спорадически употребляется в ряде источников только по отношению к одной из групп науа — мешика, живших на островах озера Тескоко в XIV—XVI вв. Науа — крупнейшая этнолингвистическая общность Центральной Мексики — к приходу испанцев включала не только мешика, но и аколуаке, тепанеков, чальков, шочимильков, тлауика, тлашкальтеков, создавших на ее территории свои собственные государственные образования и обладавших собственным этническим самосознанием. К началу XVI в. ме­шика вместе с аколуаке и тепанека в рамках созданной ими конфедерации Тройственный союз добились политической гегемонии над значительной территорией и подчинили себе большую часть государственных образова­ний, созданных другими группами науа. Между тем полной их ассимиляции не произошло, и даже после испанского завоевания они сохраняли свою этно­культурную и отчасти политическую обособленность.