Золотое наследие империи инков
Музей золота Перу в Лиме был основан более 40 лет назад моим отцом Мигелем Мухика Гайо. Он восхищался и гордился историей Перу, посвятив большую часть жизни этой коллекции. Музей, чествующий многотысячелетнюю культуру Анд, является даром моего отца своему Отечеству. Ему удалось собрать более 7000 предметов культур доколумбовой Америки - это изделия из металлов, ткани и керамика. Отец воспрепятствовал их вывозу за пределы страны, где они могли бы оказаться в руках спекулянтов.
Посетители сами смогут оценить значимость представленных экспонатов. Большинство из них изготовлено из золота - символа бессмертия, чистоты и совершенства. Можно получить представление о том, какое зрелище открылось испанским конкистадорам, когда они прибыли в Перу. В одном из документов Архива Индий (архив в городе Сивилья в Испании, в котором хранятся документы по истории освоения испанцами Америки и Филиппин) записано: «В роскошном храме Кориканча (Куско) можно было увидеть литой диск из золота размером с колесо, символизирующий Бога Солнца, золотые фигуры людей в человеческий рост и лам натуральной величины из золота и серебра, и все стены храма были покрыты листами из чистого золота».
Все эти великолепные изделия золотых дел мастеров, найденные завоевателями, были переплавлены, как того требовали убеждения того времени.
Но, к счастью, долгое время от глаз людей было скрыто много несметных сокровищ империи инков, находившихся в захоронениях. Они были обнаружены лишь спустя столетия. Предполагается, что многие памятники еще только ждут своего часа.
Ювелирное дело в Перу насчитывает многотысячелетнюю историю. Об этом свидетельствует многочисленные археологические находки, относящиеся к различным культурам доколумбовой Америки. Обнаруженные предметы не только позволяют судить об уровне развития металлообработки в Андах, но дают информацию о религиозной и повседневной жизни коренных народов этого региона. Наши исследования позволили расшифровать их символику и пролили свет на культы и обряды, связанные с использованием конкретного типа металла. Прежде всего, сочетание серебра и золота отражает дуализм жизни, как ее воспринимали жители Анд того времени (день - ночь, мужчина - женщина, солнце - луна).
Последние научные исследования показали, что металлу в Андах придавалось еще большее значение, чем предполагалось ранее. К примеру, сделанные из того или иного металла предметы отражали положение, которое занимал в общественной иерархии их владелец как при жизни, так и после смерти. Металл считался символом власти, причем скорее в религиозном, чем в политическом смысле. А золото наделялось, кроме того, и другой символикой: значение придавалось не столько его составу, сколько цвету, оформлению поверхности предмета, а также его звучанию во время использования. Существенным было также и то, где, когда, как и с какой целью использовался предмет.
Древние перуанцы, вне всякого сомнения, были выдающимися золотых дел мастерами. Они разработали технологии обработки металлов, не существовавшие ни в одном другом месте и совершенно чуждые европейцам того времени, в частности, золочение и серебрение, а также окрашивание поверхности металла. В этой связи возникает вопрос, как людям удалось этого достичь, имея в своем распоряжении лишь весьма ограниченные технические средства?
Уже очень давно человек научился создавать сплавы металлов, в том числе имеющие различные оттенки - красный, желтый, серебристый. Это достигалось добавлением в сплав большего или меньшего количества золота или серебра; при этом изделие различных оттенков наделялись символическими значениями.
При разработке какой-либо технологии преследуется определенная цель. Поэтому нельзя сравнивать развитие металлообработки в Старом Свете и в андских цивилизациях. Ведь в Старом Свете металл использовался для изготовления оружия, транспортных средств, орудий сельского хозяйства. А в культуре андских народов они играли совершенно другую роль. Во время изучения гробниц представителей элиты того времени, например, правителя Сипана, удалось установить, что среди сотен изделий из металла было всего несколько предметов оружия, например, ножи-туми, использовавшихся в религиозных церемониях.
Применение изделий из драгоценных металлов определялось различными факторами. Золото и серебро использовались с конкретными целями - как украшения, повышающие престиж человека при жизни и после смерти. Поэтому число таких находок не велико.
Многое из того великолепия и изобилия, которое поразило европейских завоевателей, было создано при помощи техник, предполагающих наличие глубоких знаний о металлообработке. Одним из излюбленных тогда методов было литье с потерей формы, при котором нужная форма изготавливалась из воска и покрывалась глиной; с одного конца оставлялось отверстие, через которое вливался жидкий металл. При помощи этой техники были созданы удивительные произведения искусства. Кроме того, эта техника позволяла использовать сплавы различных металлов.
Все известные культуры, предшествующие инкам, занимались обработкой золота и серебра. Но памятники лишь четырех из них заслуживают особого внимания. Это культуры Викус, Мочика, Ламбайеке и Чиму. Все они существовали на северном побережье современного Перу. Позднее появилась культура инков, называвших себя сыновьями Солнца и Луны. Их государство было самым могущественным в Южном полушарии и самым богатым золотом и серебром. Произведения искусства инкских мастеров отличались невероятной красотой. О своем восхищении и восторге писали хронисты того времени. К сожалению, большинство этих сокровищ не сохранилось: почти все они были переплавлены испанцами. До нашего времени дошли только предметы из захоронений.
Важнейшей святыней империи инков был Кориканча - великолепный храм Солнца в Куско. Здесь наряду со святынями культа Солнца были найдены мумии правителей того времени. Хронист Педро Сьеса де Леон описал также располагавшийся по соседству Золотой сад, украшенный золотыми статуями в человеческий рост, фигурами животных и выполненными из золота растениями, «в котором земля состояла из слитков чистого золота, а кукуруза с золотыми стеблями, листьями и початками была посажена так крепко, что ее корни не вырывались, как бы сильно ни дул ветер. Рядом паслось двадцать золотых лам с ягнятами, за которыми присматривал пастух с посохом и пращами, изготовленный, как и все остальное, из чистого золота. Статные индейские девочки срывали здесь золотые фрукты с золотых деревьев. На ветвях золотых деревьев и кустарников качались сделанные из золота птицы. По земле ползали золотые змеи со сверкающими глазами, изготовленными из драгоценных камней. На лугах блестели цветы из драгоценных камней, на них сидели золотые бабочки и ползали золотые жуки. Кроме того, там были ящерицы, мыши и даже пауки из золота». Под каким же впечатлением находились конкистадоры, увидев все это великолепие! Может быть, на какое-то время они лишились дара речи. Может быть, некоторые из них были способны по-настоящему оценить всю эту неповторимую красоту. Так или иначе, прибытие европейцев в 1492 году положило конец многовековой традиции обработки драгоценных металлов.
Мы хотели бы выразить свою радость в связи с тем, что сокровища древнеперуанских культур теперь могут быть показаны на этой выставке. Посетители, несомненно, оценят все великолепие этого искусства. Мы также рады тому, что Музей золота Перу получил такую известность, которая позволила ему выйти за рамки частной коллекции его основателя, став частью всемирного культурного наследия. Теперь хранящиеся в нем сокровища доступны для всеобщего обозрения, вне зависимости от происхождения, культурной и религиозной принадлежности зрителей.