Врачеватели тела и духа

Луи-Рене Нужье ::: Майя, ацтеки и инки

Парилка очищает тело, так как по­тение удаляет дурную влагу. Огром­ный костер, разведенный у внешней стены бани, нагревает стену и до­водит воду до кипения. Служанки по­ливают из больших калебас стены по­мещения, где находятся моющиеся.

Живший в эпоху Конкисты Бернардино де Саагун был весьма высокого мнения о медицинских познаниях ацтеков: «У них имелся большой опыт и богатые сведения (...) о качествах и достоинствах трав... Они были настоящими изобретателями медицины». Сегодня тоже на базарах предлагается широкий ассортимент растений, коры, зерен, корней и грибов, излечивающих все хвори, имеющиеся на... индейской земле.

 

Ранено левое предплечье. Рана нагноилась. Она получилась в результате падения на острые камни. Свежий сок, экстрагированный из коры «чудо-дерева» илин, снимет боль и ускорит заживление поврежденных тканей.

 

Подобно инкам ацтеки умели выправлять переломы, фиксировать поврежденые члены шинами, закреплявшимися лианами или рас­тительными волокнами. Высасывая или делая надрезы острым обсиди­ановым лезвием, они могли извлечь сломавшийся наконечник стрелы. Раны зашивались с помощью колючек и волокон агавы, как если бы это были иголки и нитки.

 

У мексиканских индейцев кровопускание практикова­лось так же часто, как у мольеровских героев два века спустя. Надрез делался обсидиановым лезвием. Колючками мексиканского кактуса края ранки раз­двигались, тем самым способствуя кровотечению.

 

Этот пациент сломал себе ногу, упав с вы­сокого мангового дерева, куда залез, чтобы нарвать плодов. Врач фиксирует вправленные обломки шиной из бальзового дерева, закреп­ленной лианой. Сломанная кость срастается довольно быстро.


Таинственно возникающих болезней мозга боялись всегда. Перуанцы научились лечить абсцессы, образующиеся внутри черепа, методом трепанации: вскрывая черепную коробку, они, как им казалось, выпускали наружу злые силы. Обсидиановым ножом перуанские хирурги выскребали черепную кость, дабы обезопасить пораженный участок. Они пробивали кость каменным долотом и вырезали из нее кружок или квадратик. Археологи обнаружили в окрестностях Куско череп, которому было сдела­но четыре трепанации подряд. Все четыре раза операция завершалась благополучно и рана зарубцевывалась. Пациент жил еще долго.

 

По непонятной причине больной неожиданно поте­рял сознание и теперь лежит недвижимый. Тре­буются сильные средства. В жертву будет прине­сена индейка, одна из редких на американском континенте одомашненных птиц. Добытый из ее слюнных желез сок дадут пациенту.

 

С этим стариком случился приступ эпилепсии. Как видно, в его теле поселился злой дух. Несчаст­ный бьется в жутких судорогах. Помощник лека­ря крепко держит его, в то время как врач пытается дать эпилептику успокаивающее сред­ство, изготовленное из сока растений.

 

Индейская медицина не пренебрегала и помощью духов и божеств. Самые странные и мистические процедуры нередко производили весьма благотворное воздействие на душевное здоровье больных. Шаманы с Огненной Земли прибегали к песнопению, чтобы призвать духи своих предков, долженствовавшие способствовать исцелению больных. Знахари индейцев кроу охотно советовали париться в бане, поскольку эта процеду­ра являлась «жертвой Солнцу».

 

Тонкие колючки «магуэйи» являют­ся отличными хирургическими игла­ми, с помощью которых можно, на­пример, зашить ноздрю, разорванную когтем молодого ягуара. Шов будет незаметным. Прекрасная неотлож­ная хирургия!