Вожди

Аверкиева Юлия Павловна ::: Рабство у индейцев Северной Америки

Вожди. Вождем рода обычно являлся глава наиболее влиятельной семьи; он же был обычно и вождем поселка. „Глава хозяйства, которое превосходит богатством, числен­ностью и влиянием все другие в селении, номинально является вождем селения.[1] Влияние его ограничивалось советом, со­стоявшим из глав семей, а влияние индейца в совете опре­делялось его богатством. В основном вождь рода или поселка нес исполнительные функции; в его обязанности входило объявлять войну, заключать мир, объявлять время смены зимних работ летними, время выезда на рыбалки. Перед чужестранцами он выступал в качестве представителя своего народа. Место вождя было наследственным в пределах одной семьи, оно переходило к его наследнику вместе с его име­нем и со всем его имуществом. У квакиютль Форта Руперт самым почетным именем вождя было Laqwagila (что значит: „делатель меди"). У цимшиян таким именем вождя всегда было Legi’eq. Оно переходило наследнику с местом вождя, которое наследовалось у северных племен следующим братом или племянником, а у квакиютль—сыном, иногда зятем, у южных племен наследовали сыновья.

Такая наследственность была одним из свидетельств раз­рушения устоев рода. При родовом строе место вождя было наследственным в том отношении, что оно замещалось вну­три рода одним из родичей. Теперь же оно было наслед­ственным в пределах семьи. Это новое явление, чуждое нор­мам родового строя, было результатом имущественного не­равенства отдельных семей, оно, по указанию Энгельса, „усиливало семью в ее отношении к роду" и положило на­чало выделению особых знатных семей. Это явление было отмечено исследователями района, но трактовалось неверно в том отношении, что они характеризовали эти семьи как феодальное дворянство.



[1] Niblack, The Coast of Southern Alaska, p.258.