Вместо заключения
На первый взгляд цивилизация майя кажется нам нагромождением загадочных, странных и очень противоречивых явлений. Противоречивых во времени и в пространстве. Во времени, потому что потомки этого народа (который по очень серьезным основаниям можно считать первым в мире, понявшим значением нуля в математике и практиковавшим хирургию на черепе с помощью обсидиановых ножей и рыбных костей), вернее, некоторые его потомки, а именно лакандос, считаются сейчас самым отсталым населением земного шара.
В пространстве, потому что в пределах населяемых ими когда-то земель простираются неподвижные в своей тысячелетней дикости тропические леса и в то же время проложены современные и воздушные трассы, например, между городами Гватемала и Тикаль, а самолеты садятся на бетонные дорожки, обрызганные инсектицидами, дабы уберечь туристов от укусов насекомых.
Чтобы воскресить на страницах книги чудесное явление, каким была цивилизация майя, недостаточно описать, что создала она в области надстройки, а также в обыденной жизни древних и современных жителей в пределах «трапеции». Надо изучить и понять мировоззрение майя, их философию существования, надо изучить и понять среду, в которой зародились и дали плоды столь яркие и захватывающие проявления их культуры.
Человека, взявшего на себя такой труд — и читателя, к которому он обращается, — естественно привлекают необычные аспекты: например, образ жизни лакандос, со всеми его странностями, или занятия сборщиков чикле — те аспекты, которых не найдешь нигде в другом месте. Не следует забывать, однако, что в 1965 году лакандос едва насчитывалось две сотни душ, а всего потомков древних майя около двух с половиной миллионов. Это не только сборщики чикле в тропических лесах или мексиканские тлачикеро, обрабатывающие свои поля агавы (магей); это крестьяне, большие мастера кукурузы, поденщики банановых плантаций Гватемалы, скотоводы северного Юкатана, лесопромышленные рабочие Гондураса и Кампече, шахтеры свинцовых и цинковых рудников из Кобана и Кецальтенанго. Они превосходные мастера и истинные художники; в гончарных изделиях и тканях, в плетеных соломенных шляпах можно узнать древние мотивы орнаментов, украшающих храмы, пирамиды и каменные стелы.
Разумеется, в жизни блуждающего по долине Усумасинты населения есть много интересных и живописных сторон, но они в то же самое время потрясающи в силу трагического характера судьбы этих людей, потомков древней, достигшей высокого расцвета культуры. Но не следует впадать в ошибку, считая созданные древними майя культурные ценности канувшими в вечность навсегда. Их потомки начинают занимать в политической и культурной жизни Центральной Америки все более видное место. Много лет губернатором Юкатана был Фелипе Пуэрто Каррильо, мексиканец, в жилах которого течет и кровь майя. Альберто Хименес, секретарь ЮНЕСКО — индеец-майя, родившийся в Сололе, на высоком гватемальском плато. А Мигель Анхель Астуриас, известный писатель и поэт, которому в «Гватемальских легендах» удалось с таким мастерством сочетать фантастическое с реальным, тоже отчасти индеец-майя. Перечень этот можно было бы продолжить именами революционеров и прогрессивных политических деятелей, поэтов и фольклористов, ученых и общественных деятелей, именами, дающими нам право считать, что потомки замечательных строителей из Чичен-Ицы, Копана и Вашактуна переживают в настоящее время эпоху, в которой брезжит заря их общественного и политического возрождения.