Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

«Трапеция» майя

Хория Матей ::: Майя

По свидетельству статистики, 7 процентов населения Латинской Америки — индейцы. Следовательно, между южной границей США и мысом Горн на Огненной Земле, на территории 20 500 000 кв. км живут 17 200 000 индейцев; живут по своим обычаям и говорят на своих языках, отличных от языков остального населения.

Долгое время происхождение американских ин­дейцев вызывало многочисленные научные споры. (В последнее время американских индейцев стали называть америндейцами). На сегодняшний день большинство, ученых принимают гипотезу об азиатском происхождении туземного, населения Америки. Американский археолог Жорж Вайян считает, что эти люди, искусные охотники, попали сюда, преследуя диких зверей через Берингов пролив, до Аляски; передвижение совершалось небольшими группами, что и привело к такому разнообразию языков и физического типа.

Многочисленные, уже послевоенные, археологи­ческие открытия как будто подтверждают эту ги­потезу. В Тепехпане, у границы между Мексикой и США, археолог Альфонсо Касо нашел в 1945 году человеческий скелет в таком контексте, кото­рый указывает, что на этих землях 10— 12 тысяч лет назад люди занимались охотой. С помощью одного из новейших методов исследования — ра­диоактивного углерода С14 - установлено, что возраст некоторых поселений равен 35000 лет; этот же метод позволил установить, что культура кукурузы и фасоли существовала в Мексике еще за пять тысячелетий до н. э.

Эволюция америндейских народов была необыч­ной. Там, где земля была щедрой и плодородной, они перешли к ее обработке, осели на ней, стали строить города, создали свои культуры, из которых культура инков из Перу и культура майя из Мексики достигли наиболее высокого развития.

Территорию, на которой живут сейчас майя, люди населяли еще десятки тысяч лет назад. На берегу реки Пассион aрхеолог Барнум Браун об­наружил фрагмент кости, принадлежащей исчез­нувшему виду ленивцев (Bradypus) со следами порезов, нанесенных острым оружием. В 1952 году возле Ицататапана был обнаружен скелет ма­монта, носящего на себе неоспоримые доказатель­ства: между ребрами скелета всажен кремневый наконечник, а вокруг скелета разбросан целый ряд других кремневых и обсидиановых орудий.

Территория америндейцев майя относится к об­ластям, где зафиксирована самая древнейшая (в Новом Свете) культура кукурузы, черной фасоли, тыквы, агавы и других растений. Кроме кукурузы, которая происходит из этих мест, а также и ряда других растений американского происхождения, остальные (фасоль, например, и тыква), род­ственны культурам, издревле выращиваемым в Старом Свете.

*

В период испанского завоевания в конце XV и начале XVI веков майя населяли Гватемалу (за исключением некоторых районов на тихоокеанском побережье), западную часть Сальвадора и Гондураса, весь Британский Гондурас, а в Мек­сике — штаты Юкатан и Кампече, территорию Кинтана-Роо и восточные районы штатов Табаско и Чиапас. Все населяемые майя земли образуют таким образом трапецию, ось которой, проходя­щая с севера на юг, растягивается примерно на 900 км; большое основание трапеции, проходящее с запада на восток, — 550 км, а малое основание, проходящее через оконечность Юкатана, — около 400 км. Вся территория эта расположена в суб­тропической зоне, самая крайняя точка которой лежит почти на четырнадцатом градусе северной широты.

К приходу испанцев по соседству с америндейцами майя жили и другие племена: их соседи на западе говорили на языках племен зоке и чапанеков и на нескольких диалектах нахуатли: родственных языку астеков, называемому вообще древним мексиканским языком. К югу и юго-вос­току от них жили индейцы племен пипиль, тоже говорившие на своем особом языке, зона распро­странения которого доходила до берегов Тихого океана; кроме того, соседями майя были тараски и караибы.

В классический период расцвета культуры майя она была связана с четырьмя другими культу­рами. Прежде всего, с майя поддерживали куль­турные связи, сапотеки с территории нынешнего мексиканского штата Оахака, центром которой был Монте Альбан. Затем цивилизация, известная под названием теотиуаканской, по названию города, расположенного примерно в 45 км к северо—востоку от Мехико. Третьей была созданная ольмеками цивилизация Лa вента, процветавшая к югу от Веракруса и наиболее близкая к цивили­зации майя. И, наконец, назовем четвертую, из центральных районов штата Веракрус, материально воплотившуюся в величественные руины Эль Ташина; считается, что это — культура тотонаков Археологические открытия опровергли старую теорию, согласно которой культура майя развивалась совершенно обособленно. Недавние исследования показали, что пять культурных центров, существовавших почти в одно и то же время, взаимно влияли друг на друга. В последний отрезок классического периода, примерно, в 1200—1400 гг. процветавший тогда город Тула (или Толлан) в штате Илальго, около 80 км севернее Мехико, тоже оказывал на культуру майя значитель­ное влияние.

На протяжении всего классического периода границы территории, населяемой майя, были приблизительно те же, что и в конце XV века, к приходу испанцев. Вполне вероятно, что в начале этого периода они проходили несколько дальше к западу, достигая современных штатов Табаско и Чиапас.

В XVI веке еще существовала группа, говорив­шая на родственном майя языке, — уакстеки, или уастеки, относительно обособленные на севере Ве­ракруса, в центральной Мексике. По свидетель­ствам европейцев, вступивших с ними в контакт сразу же после конкисты, а также по данным археологических раскопок уастеки, хотя и говорили на языке майянской ветви, принадлежавшей к группе пенутьенских языков, обладали культурой, которая отличалась от цивилизации майя целым рядом особенностей; самые ранние следы этой культуры относятся примерно к 1000 году до н. э.

Южная сторона населяемой майя трапеции (северная Гватемала и прилегающие к ней районы Сальвадора) представляет собою гористую местность с множеством высоких вершин, в большин­стве своем вулканического происхождения, с горо­дами по долинам рек или на плато. Земли здесь плодородные, дожди обеспечивают богатый уро­жаи; климат влажный, тропический. В наши дни на возвышенных местах выращивается пшеница и картофель, а на западе и юге тянутся крупные плантации сахарного тростника, кофе и банановых деревьев, культуры которых были введены здесь позднее, уже европейцами. В период расцвета ци­вилизации майя главными культурами были куку­руза, фасоль, тыква и сладкие бататы, а на тихоокеанском побережье росли дающие какао дере­вья, зерна которых ценились настолько, что были своего рода универсальной монетой в Централь­ной Америке.

В наши дни центральная Гватемала с ее зеле­ными долинами и горными склонами в сосновых лесах, с ее живописными селениями индейцев майя, с ее озером Атитлан — этим окруженным вулканами морским глазом — ежегодно привле­кает множество туристов, особенно из Северной Америки.

Для цивилизации майя горная местность Гвате­малы была благоприятна и в других отношениях: вулканические породы использовались для по­стройки жилых и культовых зданий, а также для изготовления метате (жерновов для, размола ку­курузы).

Но несмотря на благоприятный климат и бога­тые почвы, несмотря на разнообразие флоры и фауны и ценность минералов, южная часть «тра­пеции» внесла, кажется, не такой уж значительный вклад в культуру майя. В области скульптур­ного и архитектурного мастерства, например, юг отставал от центральных и северных районов. До­казательством тому служит, в числе прочего; тот факт, что на юге не обнаружено ни одной стелы с иероглифическим текстом. Историки и археологи вообще объясняют эту отсталость тем, что южные районы страны были подвержены частым земле­трясениям, так что древняя цивилизация майя использовала их скорее как источник снабжения, а большие города создавала в центральных и северных районах.

Наибольшего расцвета цивилизация майя до­стигла в центре «трапеции», охватывающем рав­нину на севере и северо-востоке горного района, а также высокие плато Чиапаса, где иероглифи­ческих текстов встречается больше всего.

Центральная зона, известняковой природы, под­нимается на 30—180 м над уровнем моря; она испещрена холмами и в значительной части по­крыта тропическими лесами; ее орошает множе­ство рек и озер. В течение последних столетий эрозия почвы привела к заболачиванию многих из этих рек. Самое сердце этой зоны, куда входит гватемальский округ Петен и прилегающие к нему районы Мексики и Британского Гондураса, в на­стоящее время почти безлюдно; но в древности, особенно в IV—X вв., здесь было множество горо­дов и одним из самых значительных среди них был Тикаль.

Наконец, северную часть «трапеции» составляли полуостров Юкатан, ныне мексиканские штаты Юкатан и Кампече, а также территория Кинтана-Роо. Здесь климат значительно суше, растительность больше кустарниковая, почвы известняко­вые, реки редки. Именно эта центральная зона была бедна природными ресурсами. И, несмотря на это, Юкатан принадлежал к тем районам, где культура майя достигла высокого уровня, осо­бенно в свой последний период, о чем свидетельствуют многочисленные археологические открытия.

Самые крупные вершины Юкатана, расположен­ные в горах Сьерра де Мани, не превышают 150 м. Поверхность земли усеяна многочисленными углублениями в форме воронок и колоколов, ши­риною до нескольких десятков метров. Дожде­вая вода просачивалась сквозь известняковую породу, образуя подземные озера, а когда своды над ними обрушивались, получались, такие есте­ственные воронки или колодцы, называемые по-юкатански сеноте. Вокруг них вырастали поселе­ния майя.