Рабы — мера ценностей

Аверкиева Юлия Павловна ::: Рабство у индейцев Северной Америки

Рабы — мера ценностей. На ряду с хозяйственным значением, рабы также играли роль единицы накопления бо­гатства и обмена. Чем больше рабов имел вождь, тем богаче он был. На потлачах часто раздавались рабы. В легенде квакиютль о madem вождь, возвратившись из военной экспе­диции, „дал большой потлач всем племенам шкурами зверей, рабами и медными пластинками".[1] В целом ряде легенд, при перечислении богатств вождя, неизменно упоминаются рабы. Так, в легенде нимкиш „Куносила" говорится о вожде waxwid, который был лишен всего состояния—„своих рабов, своих ло­док, лососевых запруд и всего, что он ценил".[2] В упомяну­той уже выше легенде „о madem" вождь убил своих врагов и „захватил их рабов, жен, детей, их сети, их рыбалки, гербы и лососевые запруды".[3] В легенде о „Дающем жар" вождь морских выдр дает сыну „Дающего жар" свою дочь и, как брачный подарок, дом, гарпун, рабов и двух своих слуг.[4] Нередко вожди откупаются от своих врагов. В легенде „Ка­менное тело“, вождь говорит приехавшему войной на него вождю по имени „Дающий пищу“: „не убивай нас, возьми мою дочь в жены, мой герб .. .эти 40 шкур морской выдры и этих 40 рабов".[5] Другой вождь там же говорит „Дающему пищу“: „эта река моя пойдет тебе, мое имя и также мои 10 рабов". [6] Кроме того, рабы выступают в легендах в ка­честве денежной единицы, на ряду со шкурами выдр. Осо­бенно отчетливо это выявляется в легенде квакиютль „Сельди". На берегу, принадлежащем человеку по имени Вес, оказалось много сельди и люди стали выменивать у него сельди на рабов; поэтому Вес стал вождем.[7] В легендах цимшиян вяле­ная рыба и мясо вымениваются на лодки, шкуры и на рабов.[8] В упоминавшейся выше легенде „о madem" магические пред­меты—кора кедра, кварц и белое перо—были куплены на рабов и шкуры морской выдры. В легендах всюду рабы упо­минаются на ряду с ценными медными пластинками. Шаману за лечение платят рабами, лодками, шкурами и одеялами.[9] Все эти факты ясно показывают, что до появления одеял фабричного производства рабы были самой распространен­ной единицей обмена и накопления, на ряду со шкурами морской выдры; раковины также были в употреблении, но они больше были распространены на юге.



[1] Boas, Kwak. Tales, p. 103.

[2] Ibid., p. 93.

[3] Ibid., p. 105.

[4]    Ibid., р. 365.

[5]     Boas, Kwak. Texts, p. 209.

[6] Ibid., p. 215.

[7] Ibid., p. 376.

[8] Boas, Tsim. Mythol., p. 231.

[9] Boas, Kwak. Tales, p. 351.