Поздние культуры Севера прибрежного Перу
Поздние культуры Севера прибрежного Перу
Такие культуры Северного берега, как Мочика и Чиму, получили широкую известность благодаря обилию относящейся к ним фигурной и расписной керамики в музейных собраниях всего мира. Однако раскопочные данные о них очень невелики. Обильная литература базируется, как правило, на более или менее поверхностном знакомстве с сюжетами керамической орнаментики или посвящена отдельным частным вопросам. Единственная публикация, содержащая научный анализ культуры Мочика,— монография Р. Ларко Ойле, не была завершена [898]. О Чиму таких подробных работ нет совсем. Поэтому я вынужден ограничиться только суммарными описаниями обеих культур, более подробно останавливаясь на раскопанных памятниках [899].
Культура Мочика
Памятники культуры Мочика распространены от р. Чикама до р. Непенья, но центром ее была, по всей вероятности, долина р. Моче.
Строительные остатки. Наиболее значительные памятники культуры Мочика расположены в низовьях р. Моче, между ней и возвышенностью, называемой Серро Бланко [900].
У самой реки находятся развалины Пирамиды Солнца. Это платформа больших размеров (
Пирамида Луны находится в
По долине между этими двумя огромными сооружениями разбросаны следы разнообразных построек, представляющих собой остатки некогда существовавших здесь большого поселения и могильника.
В долине Виру среди памятников культуры Мочика тоже встречены пирамиды, выстроенные из адобов. В верхней части долины применялся и камень. Высота этих сооружений от 2 до
Ко времени культуры Мочика в долине Виру относятся и прямоугольные сооружения с каменными стенами, огораживающими пространство от 20 до
Продолжают существовать и укрепленные пункты на вершинах холмов.
Среди тех строительных остатков, которые, по мнению Уилли, принадлежат жилищам и другим бытовым сооружениям, встречаются комплексы, состоящие из множества (до 70) небольших помещений, соединенных вместе. Другой тип таких сооружений — большие однокомнатные или многокомнатные здания[905]. Стены этих зданий прослеживаются обычно по остаткам каменных кладок на поверхности земли, но, возможно, в строительстве жилищ употреблялись и адобы. На стенах встречаются рисунки, мотивы которых совпадают с мотивами керамической росписи [906].
Ирригационная система того времени, известная нам только по долине Виру, продолжает оросительную систему Гальинасо: те же два основных канала, идущих по кромке долины с севера и юга[907], та же сеть мелких распределительных каналов. Русла главных каналов вряд ли претерпели существенные изменения со времени Гальинасо. Они идут, прорезая отроги холмов, окружающих долину, от верховьев р. Виру почти до самого океана. Вода из них попадала на поля, разделенные на маленькие прямоугольные участки размером около
Погребения. Большая часть вещей и посуды культуры Мочика происходит из погребений. Археологи (и в еще большей степени грабители) раскопали множество могил этой культуры. Однако только немногие из них раскопаны научно и имеют четкую документацию[909]. Такие погребения исследованы на памятнике V-162 в долине Виру.
Умершие похоронены в узких, широтно расположенных ямах со стенами, выложенными адобами. Ямы перекрывались крышей из прутьев и адобов. Покойники лежат обычно головой к западу. Тело обертывалось в циновку из связанных параллельно прутьев тростника и обматывалось веревками. Мертвые вытянуты на спине, руки лежат вдоль туловища. На лице часто металлическая маска. Во рту — комок хлопка, в который завернута металлическая пластинка. Покойника сопровождают сосуды и другие предметы.
Культура Мочика
1 — Долина Моче. Пирамида Солнца; 2 —Долина Моче. Пирамида Луны. Настенная роспись 3—11 — фигурная керамика; 12 — глиняная маска
Погребения 5, 6 и 10 на памятнике V-162 выделяются своим богатством [910]. Но наиболее пышное захоронение оказалось в так называемой могиле воина-жреца[911]. В яме обычной формы, выложенной по стенам адобами, найдены останки пяти человек. Основным было погребение старца, лежавшего в вытянутом положении, головой на запад, со связанными ногами, в расшитой медными позолоченными пластинками одежде и медной маске на лице[912]. Другая медная пластинка, инкрустированная бирюзой, по-видимому, служила украшением носа[913]. Тело, кроме головы, было покрыто щитом из тростника, на котором лежал погребальный инвентарь.
На этом же щите располагалось погребение ребенка, вытянутого с правой (по отношению к телу основного покойника) стороны могилы, в восточной ее части. Останки ребенка были почти полностью завалены бесчисленными сосудами и прочим инвентарем[914]. Голову основного покойника закрывали перевернутые тыквенные миски. Здесь же были различные корзинки, изделия из перьев, фигурные головные уборы с изображениями зверя и птицы и три деревянных жезла с резными инкрустированными навершиями. На одном из них изображена фигура жреца или божества с пастью хищника, в парадном уборе, с жезлом в руках. Справа вырезана маленькая, скорее всего детская фигурка. Расположение фигур на навершии полностью совпадает с положением в могиле основного покойника и захоронения ребенка. Это позволяет предполагать, что фигура на жезле изображает самого покойника. Находка остатков головного убора с объемным изображением зверя тоже говорит в пользу такого предположения.
Два описанных погребения и весь инвентарь были заключены в гроб или саркофаг из тростника. Сверху на его крышке, в ногах и в головах находились два женских погребения. На шее у одной из женщин — шнурок. Возможно, она была задушена. Здесь же лежало несколько сосудов [915]. На крышке и на сырцовой стене с южной стороны были положены кости двух лам. На этих костях найдены завернутые в циновку из тростника останки мужчины. Покойник лежал на спине. Голова его покоилась в миске из тыквы. Такая же миска, перевернутая вверх дном, покрывала лицо. Рот был закрыт медной пластинкой. Лоб и скулы носили следы красной краски.
Несомненно, весь этот погребальный комплекс представляет собой захоронение вождя или жреца самого высокого ранга.
Керамика. В долине Виру набор керамических форм культуры Мочика во многом повторяет формы посуды Гальинасо. Здесь встречаются сосуды с округлым туловом без венчика, с небольшим отогнутым венчиком и с венчиком, нависающим над стенкой, есть «бутылки», миски разных профилей и сосуды с округлым туловом и высоким горлом с расходящимися, вертикальными и выпуклыми стенками.
Кроме этих простых форм, еще большее распространение получают кувшины с высоким горлом [916], сосуды со стремевидным горлом [917], сдвоенные плоские сосуды [918] и сосуды с двойным корпусом и мостовидной ручкой [919]. Часто встречаются вазы с широко расходящимися стенками и довольно узким дном. Иногда они имеют невысокий поддон [920]. Нередки сосуды с горизонтальной стержневидной рукояткой [921]. Распространены и почти сферические чаши [922].
Орнаментация керамики — самая замечательная черта культуры Мочика. Были распространены два способа украшения посуды: формовка скульптурных сосудов и роспись. Часто эти приемы совмещаются на одних и тех же сосудах. Фигурные сосуды достигают высшей степени совершенства. Это настоящие произведения искусства. Роспись очень своеобразна, с мастерски выполненным рисунком. В росписи применялись только красный, белый и черный цвета.
Обилие бытовых и мифологических сцен и персонажей в орнаменте делает эту керамику незаменимым источником для реконструкции многих деталей жизни и религии людей, населяющих Северный берег Перу в то время.
Среди фигурных сосудов культуры Мочика много фигур богов и чудовищ, воинов и пленников, знатных людей и простых граждан. Есть фигуры животных и птиц. Особое место занимают портретные сосуды, каждый из которых изображает голову человека с ярко выраженными индивидуальными чертами, переданными с замечательным реализмом.
В погребениях 23 и 25, раскопанных М. Уле в могильнике в долине р. Моче, были найдены глиняные свистки в виде фигурки человека, играющего на флейте, и статуэтки [923]. Из глины делались и пряслица, чаще всего биконические[924]. Есть также пряслица в виде маленьких сосудов.
Текстиль, камень, кость, дерево, раковины. В могилах найдено несколько мелких обрывков ткани преимущественно из хлопка, но иногда с включением шерсти. Особенно интересно, что здесь встречены саржевые переплетения, крайне редкие в других районах Перу[925].
На керамике есть изображения ткачей или ткачих, сидящих за станком с двумя перекладинами. Один конец станка привязан к балке крыши, а другой закреплен на поясе ткача[926].
Находки вещей из камня редки. Около могилы 32 могильника F Уле нашел топор длиной около
Костяные вещи также редки. Встречены только обломки костяных трубочек, покрытых резьбой. Найдена и аналогичная деревянная трубочка[927].
Широко распространены изделия из раковин, обычно украшенные инкрустациями. Чаще всего это подвески в виде лапы животного, рыб или различных геометрических фигур[928], бусы и другие украшения.
Металл. Носители культуры Мочика были уже неплохо знакомы с обработкой металла. Они плавили медь, золото, серебро, умели сплавлять их между собой, паять, могли покрывать позолотой медные изделия. Металлические вещи или отливали, или делали из расплющенных в тонкие листы слитков. Такие слитки найдены. Они бывают трех видов. Одни — это грубые овальные куски металла, как бы вынутые из тигля, другие имеют вид зубчатки из прямоугольных брусков, третьи — плитки металла с глубокими насечками для отделения кусков[929].
Единственные металлические орудия — медные клиновидные долота, иногда с орнаментированной рукояткой [930]. Остальные медные предметы — это украшения [931].
Из золота делались бусы [932], подвески в виде человеческих фигурок [933] и украшения, продевавшиеся в уши 23S. На их круглых щитках иногда помещены мозаичные изображения из бирюзы. Украшения делались и из серебра [934].
Периодизация. Р. Ларко Ойле по керамическому материалу разделил культуру Мочика на пять последовательно существовавших этапов [935]. Для первого характерна скульптурная керамика с довольно обобщенной трактовкой лица и скованностью фигуры. Расписных сосудов мало. На втором этапе распространяются сосуды с изображениями в низком рельефе, оттиснутыми в форме. Применяется роспись, в основном геометрическая, но есть и изображения, обычно силуэтные. Третий этап связан с развитием реализма в керамической орнаментике. Скульптурные сосуды приобретают большую индивидуальность. На расписных изображениях передаются детали. Окончательное развитие эти тенденции получают на четвертом этапе, в период расцвета фигурной керамики. Мастерство росписи тоже достигает совершенства. Рисунки на стенках сосудов с большими подробностями рассказывают о самых различных сторонах жизни их творцов и иллюстрируют их многочисленные мифы и легенды.
Последний, пятый этап принес некоторый упадок искусства гончаров. Скульптура на керамике теряет свою жизненность, фигуры становятся более скованными и обобщенными. Роспись гораздо более небрежная, чем раньше. Для нее характерна боязнь открытого места и заполнение всей поверхности сосуда фигурами и орнаментальными деталями. Возрождается и геометрическая орнаментика.
Памятники первых этапов культуры Мочика концентрируются в долинах Чикама и Моче. Но начиная с третьего этапа, они распространяются к югу вплоть до долины Непенья.
Основой хозяйства у носителей этой культуры было несомненно ирригационное земледелие. Оно дополнялось собиранием диких растений и охотой, которая, судя по изображениям, была скорее развлечением знати [936].
Ассортимент употреблявшихся в пищу растений велик. Здесь бобы и картофель, арахис и маниок, тыква, перец и многочисленные фрукты (гуава, лукума, папайя, ананас и др.) и, конечно, кукуруза [937]. Она служила основой питания. Ее особое положение подчеркивается существованием образа специального божества, изображавшегося среди кукурузных початков [938].
Жители прибрежных долин, по-видимому, ели мясо домашних лам, использовавшихся и как вьючные животные [939]. Морской промысел тоже играл большую роль в хозяйстве. Многочисленные изображения на сосудах говорят о том, что в океан выходили на больших лодках-плотах, связанных из тростника [940]. Очень часты изображения рыб, крабов, морских птиц и животных [941]. Они нередко имеют антропоморфные черты и участвуют в сценах мифологического характера [942].
О развитии морской охоты говорит сцена избиения морских львов или тюленей на лежбище [943].
Таким образом, культура Мочика базировалась на развитой производящей экономике, обеспечивавшей, по-видимому, значительный прибавочный продукт. Подобный уровень экономики предполагает значительное общественное развитие. В пользу этого говорит и развитая «вилкообразная» ирригационная система.
Высокое качество керамики, изготовление в формах сосудов-копий, т. е. возможность «массового» производства[944], говорят о выделении специализированного керамического ремесла. То же можно предполагать и для ткачества. Об этом свидетельствует рисунок на сосуде, изображающий, по-видимому, мастерскую, где семь ткачей работают в одном месте (если не в одном помещении) под присмотром мастера или надсмотрщика[945].
В погребениях культуры Мочика замечается значительное имущественное различие. Останки явно зависимых и, по всей вероятности, специально умерщвленных людей в могиле «воина-жреца» в долине р. Виру говорят и о большой социальной дифференциации. Такие погребения обычно приписываются рабам, однако форма зависимости этих людей не может быть определена из конкретных археологических данных. Положение ребенка и остальных зависимых лиц в могиле различно и связано, вероятно, с их различным общественным положением. Облик этого погребения согласуется с фазой III развития имущественной дифференциации по В. М. Массону[946].
Существование социальных различий в обществе подтверждается и керамической орнаментикой. Особенно ярко они отразились в религии, где существовала уже разветвленная иерархия божеств. Их образы каноничны и имеют разработанную иконографию. Это, во-первых, антропоморфные божества в головном уборе со звериной или птичьей головой (бог-человек с пастью хищника, бог-сова, бог-краб, бог-лис и другие)[947] и зооморфные божества с человеческими руками и ногами[948]. На одном рисунке все эти персонажи, до зубов вооруженные, отправляются в поход[949]. Здесь четко видна их иерархия. Во главе божеств стоит бог-человек, которого несут на носилках. Фигуры остальных имеют различные размеры, причем самые крупные принадлежат богу-сове, богу-лису и другим подобным персонажам. Самые мелкие, напротив, именно зооморфные божества. В других композициях они выполняют явно вспомогательные роли и тоже отличаются меньшими размерами [950]. Очевидно, величина фигур связана с различным положением божеств в пантеоне культуры Мочика.
На жезле «воина-жреца» он изображен с оскаленной звериной пастью — непременной чертой верховного божества. Это свидетельствует об обожествлении этого важного лица.
Разработанный пантеон, строительство пирамид и храмов, возможное обожествление вождя — все это говорит о существовании у носителей культуры Мочика религии, уровень развития которой соответствует концу доклассового и ранним ступеням классового общества [951].
Сложные головные уборы, характерные для богов высших рангов, встречаются и на головах некоторых портретных скульптур и человеческих фигур в росписях [952]. При этом в композициях носящие их люди занимают чаще всего центральное место. Головные уборы этого типа были найдены и в могиле «воина-жреца». Обычно же на реалистических фигурных сосудах люди одеты в конические шлемы воинов и круглые шапки или повязки [953]. Это подтверждает существование развитой социальной дифференциации.
Приведенные выше косвенные свидетельства в совокупности позволяют предполагать с достаточной уверенностью, что у носителей культуры Мочика уже существовало классовое общество.
Особняком стоит дискуссионный вопрос о письменности Мочика. Предположение Ларко Ойле о том, что покрытые рисунками бобы, которые часто изображаются на сосудах, суть письмена[954], было встречено многими американистами скептически. Была предложена встречная трактовка этих рисунков как изображений какой-то игры [955]. Проблема остается нерешенной до сих пор.
Другой вопрос, на который трудно ответить по археологическим данным, — было ли у носителей культуры Мочика государство? Сосредоточение в долине р. Моче пирамид и храмов предполагает существование здесь протогородского центра этой культуры, к которому тяготели памятники других долин. Так как в долине р. Касма памятников этой культуры нет, а в соседней долине Непенья они достаточно выразительны, то можно говорить о существовании четко ограниченной территории ее распространения. Эти два обстоятельства в связи с тезисом о классовом обществе позволяют предполагать и существование государства, хотя это нельзя считать сколько-нибудь доказанным.
«Тиауанакоидная» керамика на памятниках Северного берега
Один из самых запутанных моментов в археологии перуанского побережья связан с появлением здесь так называемых тиауанакоидных элементов. В перуанской археологии «тиауанакоидной» обычно называется керамика с орнаментикой, мотивы которой напоминают характерные сюжеты искусства Тиауанако и особенно Уари. Чаще всего эта орнаментика связана с керамическими формами, которые более подробно будут разбираться в разделе о древностях Центрального берега.
На севере побережья присутствие этих элементов отмечено М. Уле и А. Л. Крёбером[956]. В подъемном материале на южной платформе Пирамиды Солнца в долине р. Моче Уле обнаружил три кубка, похожих на кубки Тиауанако, но с прямыми или слегка выпуклыми стенками, и несколько обломков «тиауанакоидных» сосудов[957]. На одном из кубков изображена геометризованная личина в короне, оканчивающейся орлиными головами, и с расходящимися лучами или пучками перьев. Этот мотив отдаленно напоминает лицо центрального персонажа Двери Солнца.
Р. Ларко Ойле говорит о том, что «тиауанакоидная» керамика появляется на Северном побережье в самом конце бытования здесь культуры Мочика, некоторое время сосуществуя с ней[958].
При раскопках в долине р. Виру было найдено несколько черепков с подобной орнаментацией[959], причем некоторые из них обнаружены в слоях культуры Томавал.
Культура Томавал
Наименование Томавал обычно применяется к целому периоду, следующему за временем существования культуры Мочика в долине р. Виру[960]. Памятники этого периода содержали своеобразный керамический материал, характерные формы которого распространились и в долину р. Чикама, и к югу, в долину р. Касма. Поэтому я выделяю эти памятники в отдельную культуру.
Строительные остатки. Центром культуры Томавал была, по-видимому, долина р. Касма. Только здесь найдены большие поселения, которые Д. Е. Томпсон даже называет городами[961]. Наибольшее из них — Эль Пургаторио де Касма — занимает площадь около 275 тыс. кв. м. Это руины с четкой планировкой [962], состоящие из множества платформ, комнат, переходов и двориков со стенами, часто украшенными геометрическими фризами. Другой, несколько меньший по размерам архитектурный комплекс такого типа — Манчан — находится на противоположном берегу реки.
По-видимому, к культуре Томавал относятся и небольшие сооружения, которые, однако, в литературе называются пирамидами [963]. Это не очень высокие (до
Наиболее частый тип поселений культуры Томавал — большие многокомнатные каменные строения без четкого геометрического плана [965]. Встречены также отдельные небольшие здания с более правильной планировкой[966]. Они достигают иногда довольно больших размеров (90X30 м).
По гребням горных отрогов, окружающих долину р. Виру, разбросаны платформы и строения, которые, находясь в труднодоступных местах, вероятно, использовались как укрепленные пункты [967]. Специальных укрепле- ний здесь не обнаружено. В долине Касма они, однако, встречаются на обнесенных каменной стеной вершинах холмов [968].
Культура Томавал
Погребения. Могильники культуры Томавал сосредоточены в долине р. Виру (Таитакантин [969], V-302 [970], Уака де ла Крус [971]), но один могильник (Пато де Бурро) [972] находится в долине р. Чикама.
Захоронения совершены в круглых ямах диаметром 0,50—0,60 м, глубиной до
Керамика. Наиболее характерная керамическая форма культуры Томавал — округлый сосуд с расходящимся раструбом горлом. У основания или на плечиках часто есть две маленькие ручки [973]. Нередки кувшины с таким же расширяющимся горлом [974]. Вместе с этими сосудами встречаются миски, иногда на кольцевом поддоне, и триподы [975]. В погребениях могильника V-302 найдены также пухло-горлые сосуды[976].
Посуда украшалась как росписью, так и лепкой. Один из наиболее характерных мотивов — оформление сосуда с горлом-раструбом в виде антропоморфной фигуры, причем лицо лепкой изображается на горле, а руки или рисуются на тулове, или совсем не изображаются [977].
Ha тулове сосудов орнамент делается либо росписью, либо штамповкой [978]. Небрежный геометрический рисунок наносится белой и черной краской на красный фон глины [979]. Штампованный орнамент чаще всего состоит из геометрических узоров, но встречаются и изображения стилизованных звериных и человеческих фигур. Очень характерно заполнение круглыми выпуклыми точками фона и орнаментальных полос [980]. Эта керамика обычно красного цвета, хотя встречается и чернолощеная.
К сожалению, подробных сведений о других категориях находок в публикациях нет. Однако в них упоминаются костяные и раковинные украшения, мотки пряжи и куски меди.
Периодизация. Памятники культуры Томавал изучены недостаточно подробно, и расчленить их во времени трудно. Д. Колье, отмечая погребения, в которых встречается только трехцветная керамика с геометрической росписью, полагает, что она продолжает существовать после исчезновения в долине р. Виру «тиауанакоидной» керамики. Таким образом, он выделяет два этапа внутри периода Томавал[981].
Нет никаких оснований для реконструкции хозяйства и степени общественного развития у носителей культуры Томавал. Можно предполагать только, что это было оседлое, вероятно, земледельческое население. В могильниках наблюдается слабая имущественная дифференциация, выражающаяся в различном количестве сосудов, сопровождающих покойников. С другой стороны, необходимо отметить существование крупных населенных пунктов и укреплений.
В порядке предварительного предположения можно думать, что это население стояло на последних ступенях первобытности, перед переходом к классовому обществу.
Культура Чиму
Государство Чимор, получившее известность по легендам, содержащимся в письменных источниках, обычно сопоставляется с археологической культурой Чиму. Она, однако, практически почти не изучена, хотя существует довольно много описаний руин, которые относят к ней. В музеях мира хранятся большие, чаще всего беспаспортные коллекции вещей, стилистически связываемых с этой культурой.
Культура Чиму
1 — Чан Чан. Жилая часть укрепленного квартала; 2 — Чан Чан, Укрепленный квартал; 3—13 — керамика
Строительные остатки. В устье долины р. Моче, близ современного г. Трухильо, расположены обширные руины, зовущиеся Чан Чан. По находкам керамики в подъемном материале и в небольшом могильнике на их территории руины эти относят к культуре Чиму [982].
Город[983] состоит из нескольких прямоугольных кварталов, разделенных прямыми улицами [984]. Э. Дж. Скуайер подробно описывает один из таких кварталов[985]. Окруженный мощной стеной высотой до
В центре квартала — большой резервуар длиной около
Западная часть квартала свободна от построек, зато в южной находится интереснейшее сооружение, окруженное специальной стеной[988]. В середине ограниченного ею пространства стоит прямоугольное возвышение из сырца на мощном каменном фундаменте. Размеры его около 50X40 м, высота около
В толще возвышения на глубину
Назначение комплекса неясно, но предположение Скуайера о том, что здание исполняло функции тюрьмы, кажется весьма правдоподобным. Вряд ли это цитадель, так как тогда невозможно объяснить существование тщательно изолированных камер. Укрепленный характер и изоляция камер необъяснимы и при попытке интерпретировать сооружение как склад или хранилище.
Планировка других кварталов сходна с описанной. Все здания сложены из небольших прямоугольных адобов, сделанных в форме. Встречаются и массивные сырцовые стены. Под стенами иногда каменные фундаменты. Мощные внешние стены обычно суживаются от
На севере перуанского побережья есть еще несколько городов, относимых обычно к культуре Чиму [991]: Эль Пургаторио де Лече в долине р. Лече, Барранка у р. Хекетепеке, Галиндо в той же долине р. Моче и др. Однако эти города не имеют столь строгой прямоугольной планировки, как Чан Чан, и представляют собой скопление строений вокруг центральной части, которая, судя по плану [992], являлась чем-то вроде цитадели.
В долинах рек Виру и Касма мало памятников культуры Чиму. Чаще всего это скопление прилепленных друг к другу помещений с каменными стенами [993], иногда облицованными адобами. К культуре Чиму относятся и многокомнатные здания с сырцовыми стенами и четкой планировкой[994], напоминающей планировку кварталов Чан Чана, хотя и много меньших размеров. На памятнике V-124 есть даже резервуар. Вода в него поступала по специальным каналам. Внутрь такого архитектурного комплекса попадали через единственный вход, ведущий часто в узкий коридор, который играл скорее всего роль оборонительного предвратного лабиринта[995].
Вершиной фортификационного искусства культуры Чиму по праву считается крепость Парамонга на северном берегу р. Форталеса [996]. Расположенная на скалистом холме, она имеет форму трехступенчатой пирамиды. Каждая ступень поднимается на высоту до
Платформы и стены крепости были сложены из больших прямоугольных адобов. Камень почти не применялся. В могильниках вокруг Парамонги и на самом памятнике У. К. Беннет нашел керамику культуры Чиму.
Погребения. Скуайер описывает некрополь, открытый уакерос на территории Чан Чана [997]. Здесь находились наземные сырцовые камеры с нишами во внутренних стенах, где, по словам уакерос, помещались мумии, одетые в богато расшитые ткани, с золотыми и серебряными украшениями [998]. На площадке посреди некрополя стояло странное сооружение типа алтаря или святилища с лестницами и фигурными вырезами.
Между городом и берегом океана расположено несколько могильников, сильно разграбленных кладоискателями [999]. Небольшие могильники культуры Чиму были раскопаны в других долинах Беннетом и Колье [1000]. В погребениях Ламбайеке II Беннет обнаружил вытянутые костяки, в то время как во всех могилах долины р. Виру покойники были захоронены сидящими на корточках. Такое положение погребенных встречено и в могильнике Тукуме II, хотя в Тукуме I (Эль Пургаторио) найдены захоронения различных типов.
В могилы вместе с покойником клали обычно сосуды, украшения и орудия.
Керамика. Наиболее известные по публикациям [1001] сосуды культуры Чиму имеют стремевидное горло[1002], иногда с уплощенными трубками петли. Другие распространенные формы — сосуд с двумя горлами (часто одно из них заменено скульптурой) и мостовидной ручкой[1003] и двойной сосуд с такой же ручкой[1004]. У двугорлых сосудов обычен конический поддон. Сосуды с суживающимся или расходящимся раструбом высоким горлом[1005] нередко имеют плоскую ручку, идущую от горла к тулову.
В могилах и на поселениях культуры Чиму в долине р. Виру Колье нашел простую бытовую керамику. Это простые миски и ребристые[1006] округлые горшки с петлевидными ручками или без них[1007], сосуды с прямым или слегка отогнутым венчиком[1008], иногда с небольшой ручкой у его основания. Широко распространены горшки с припухлым горлом[1009].
Керамика Чиму обычно черная лощеная, но встречаются и красноглиняные сосуды. Характерны два способа орнаментации — скульптура и штамповка в форме. Среди персонажей, представленных на посуде, важное место занимает человек, изображенный в различных позах, но всегда довольно статично. У него часто сложный головной убор или «рогатая» прическа[1010] и дисковидные украшения в ушах.
Интересны сосуды с личиной на суживающемся горле и обращенными к ней человеческими или звериными фигурками на плечиках[1011]. В фигурной керамике популярен мотив людей, плывущих на лодке-плоту из тоторы[1012]. Изображаются также мифологические персонажи и сцены[1013], животные, птицы, рыбы и растения[1014]. Очень характерна маленькая фигурка обезьяны или голова птицы у основания горлышка сосуда [1015].
Геометрическая орнаментика распространена гораздо меньше. Часто встречается только заполнение выпуклыми точками фона на штампованной керамике [1016].
Камень, раковины, металл. В публикациях материалов из раскопок упоминается о находках каменных бус и украшений из раковин [1017]. Частая находка в погребениях культуры Чиму — изделия из меди. Здесь встречаются тяжелые клиновидные орудия и орудия типа кирки, полулунные «туми» и ножи другой формы, с черешком [1018]. В могилах найдены также иглы, ложечки, дисковидные пинцеты, кольца, продевавшиеся в нос, тонкие нашивные пластинки и бусы. В погребение 2Р могильника Ламбайеке I были положены свертки из нескольких листочков меди — по-видимому, заготовки для украшений.
Периодизация. Памятники культуры Чиму обычно относят к двум периодам, из которых второй характеризуется присутствием инкской керамики. Более дробная периодизация, предложенная недавно, носит предварительный характер. К культуре Чиму в ней относятся фазы Трухильо Т-2, Ламбайеке, Чиму Т-1, Т-2 и Т-3[1019], причем последняя фаза (Чиму Т-3) связана со временем непосредственно после испанского завоевания.
Археологическая информация о культуре Чиму очень скудна. Поэтому почти нет фактов для реконструкции хозяйства и социальных отношений у ее носителей. Существование огромных поселений городского типа предполагает развитие земледелия в качестве основы хозяйства. Оно, по-видимому, базировалось на достижениях предыдущих эпох. Уилли связывает с поселениями этой культуры в долине р. Виру следы полей близ океанского побережья [1020], но опирается только на близость их к району расположения этих памятников. Набор культурных растений тоже был, по-видимому, унаследован носителями культуры Чиму от их предшественников.
Существование городов говорит о значительной степени развития социальных отношений. Могильники этой культуры изучены слабо и не дают возможности судить об имущественной и социальной дифференциации. Но некрополь в Чан Чане резко отличается от рядовых могильников. Если сведения, полученные Скуайером от уакерос верны, то, вероятнее всего, это было кладбище знати. Да и в рядовых могильниках есть отдельные погребения, несколько выделяющиеся на общем фоне по количеству вещей (могила 2 в V-304 и захоронение 2J из Ламбайеке I).
Местоположение мощной крепости Парамонга, как бы замыкающей территорию распространения культуры Чиму с юга, вполне соответствует сведениям Антонио де Каланча о южных границах государства Чимор [1021]. Парамонга и укрепленный характер большинства поселений культуры Чиму свидетельствуют о времени военных столкновений. Если правильна интерпретация здания в Чан Чане как тюрьмы, то это придает большую конкретность представлению о существовании здесь классового общества и даже государства, о котором говорят письменные источники.
Хронология
Относительная хронология памятников долины р. Чикама и Моче выяснена Р. Ларко Ойле на основе стратиграфии погребений [1022]. В ряде случаев здесь обнаружены погребения культуры Мочика, перекрывавшие захоронения с материалом Салинар и Куписнике, и могилы культуры Салинар, нарушившие погребения Куписнике [1023].
В свою очередь постройки культуры Куписнике на жилом холме 5 близ Уака Приета перекрывают строения с материалом типа Раннего Гуаньяпе [1024]. Дата культуры Гуаньяпе определяется довольно точно, поскольку слои с материалом Раннего периода на памятнике V-71 в долине р. Виру залегают непосредственно над докерамическими слоями (культура типа Уака Приета), а слои Позднего Гуаньяпе подстилают слои культуры Пуэрто Моорин (V-272).
Хронология долины р. Виру опирается прежде всего на данные, полученные по методу Дж. Форда[1025]. Они позволяют предположить некоторый разрыв во времени между концом культуры Гуаньяпе и началом Пуэрто Моорин. Но между этой и следующей культурой Гальинасо разрыва, по-видимому, не было.
В долине р. Касма, на Сечин Альто, слои с керамикой Кауакучо перекрыты слоями с материалом Гуаляньо, который сходен с находками Раннего Гуаньяпе.
В керамике поздней поры культуры Чиму наблюдается сильное инкское влияние. Форд и Колье относят этот материал к особому периоду Эстеро. Однако керамика нижних слоев жилых холмов V-171A и V-
Стратификация раскопов V-171B и V-
Хронология памятников Северного берега хорошо увязывается с хронологической колонкой Северных гор. Сосуществование в искусстве культуры Куписнике ярко выраженных чавиноидных черт с типичными чертами искусства культуры Сечин позволяет считать их примерно одновременными. Об этом говорит и сосуществование этих стилистических групп в резьбе по камню Чавин де Уантар. По-видимому, они синхронны и с периодом Котос Чавин культуры Котос.
В верхней части слоя, относящегося к периоду Котос Сахара-патак на холме Котос, был найден обломок сосуда с человеческой личиной, сделанной в стиле, типичном для культуры Салинар[1029].
В могилах культуры Мочика встречаются сосуды, на которых изображен зверь Рекуай со всеми атрибутами — зубастой пастью, гребнем, когтистыми лапами и изогнутым хвостом[1030]. Погребения с этими сосудами относятся чаще всего к ранней поре этой культуры. Ларко Ойле сообщает о находках керамики Рекуай в могилах культуры Гальинасо и о могильниках этой культуры в долинах рек Виру и особенно Санта. Он даже объединяет Гальинасо и Рекуай в одну культуру[1031]. Все это говорит об их одновременности, хотя, возможно, Рекуай продолжает существовать в горах уже после конца культуры Гальинасо.
Для Севера перуанского побережья опубликовано немного радиокарбонных дат, не составляющих компактных серий.
По образцу из слоя с керамикой типа Раннее Гуаньяпе жилого холма 5 близ Уака Приета были определены две даты: С-322 3333 ± ±340 (1383+
Для культуры Куписнике широко известна одна дата — С-75 2665±200 (715±
Из долины р. Чикама происходит образец с явно заниженной датой для керамики с негативной росписью: С-323 2632±300 (682±300г. до н. э.)[1034].
На материале памятника V-71 долины р. Виру получена серия дат для культуры Гуаньяпе.
Раннее Гуаньяпе: L-122D 4300±200 (2350± ±
Среднее Гуаньяпе: L-122B 6000±400 (4050± ±
В долине р. Касма из культурного слоя с керамикой Кауакучо получена дата UCLA-729В 2640±90 (690±
Последняя, вероятно, правильна, потому что она совпадает с датами Раннего Гуаньяпе, к материалу которого близка эта керамика.
Еще одна дата — L-404A 2300±80 (350±
Для культуры Мочика определено только четыре даты: С-382 2823±500 (873±
Хотя все эти даты довольно разрозненны, расположение во времени чавиноидных Куписнике и Среднего Гуаньяпе (по образцу L-122A) позже памятников типа Раннее Гуаньяпе вполне совпадает с данными стратиграфии. То, что даты для этих чавиноидных памятников лежат у рубежа II—I тысячелетий до н. э., хорошо согласуется и с данными по культуре Котос.
Таким образом, можно считать, что культура Раннее Гуаньяпе и памятники близкого к ней типа существовали во II тысячелетии до н. э., а культуры Куписнике и Среднее Гуаньяпе — примерно в XI—VIII вв. до н. э.
Даты культуры Мочика слишком разбросаны, хотя в свете относительной хронологии вполне вероятны. Только дата С-382 явно сильно занижена.
R. Larco Hoyle, 1938—1939, но и тех томов, которые вышли в свет, нет в библиотеках Москвы и Ленинграда.
[899] Анализ сюжетов скульптурной и расписной керамики этих культур — большая самостоятельная тема исследования, выходящая за рамки данной работы.
[900] A. L. Kroeber, 1925а, табл. 50.
[901] A. L. Kroeber, 1925а, рис. 4.
[902] Там же, рис. 1.
[903] G. R. Willey, 1953, рис. 44.
[904] Там же, стр. 181.
[905] Там же, рис. 22, V-41, V-42; 37, V-10; 40, V-110, V-178; 42, V-143.
[906] A. L. Kroeber, 1930а, табл. XV; О. Holstein, 1927, рис. 32; Ph. A. Means, 1931, рис. 34.
[907] G. R. Willey, 1953, табл. 47, вверху, слева; 51, вверху.
[908] По традиции к культуре Мочика относят большой акведук в долине Чикама (А. К. Kroeber, 1944, стр. 71, 72, табл. 30). Однако основания для его датировки не приводятся.
[909] Материал погребальных памятников лег в основу и упоминавшейся выше работы Р. Ларко Ойле (R. Larco Hoyle, 1938—1939).
[910] А. Л. Крёбер говорит об имущественной дифференциации в могильнике F раскопок М. Уле (A. L. Kroeber, 1944, стр. 124—126). Он находит даже некоторую специализацию в инвентаре различных погребений, но, на мой взгляд, материал недостаточно обилен для таких выводов.
[911] W: D. Strong and С. Evans, 1952, стр. 150—167.
[912] W.D. Strong and С. Evans, 1952, табл. XXVI, D.
[913] Там же, табл. XXVI, В.
[914] Там же, табл. XXI.
Там же, табл. XX.
W.D. Strong and С. Evans, 1952, рис. 69, 4; 70, 13; табл. XIV, G, J, L; XVII, D; XXVII, М; XXVIII, Н.
[917] Там же, рис. 70, 14, 18, 19; табл. XVI, Е, N; XVIII, Е, F и др.; A. L. Kroeber, 1925а, табл. 53; 54; 55, а, с, f, h, /; 56 и др.
[918] W. D. Strong and С. Evans, 1952, рис. 69, 6; 80, 4, справа; табл. XVI, К; A. L. Kroeber, 1925а, рис. 59, k.
[919] W.D. Strong and С. Evans, 1952, рис. 74, 14; табл. XVIII, Н; A. L. Kroeber, 1925а, табл. 56, k, I.
[920] W. D. Strong and С. Evans, 1952, рис. 69, I; табл. XIII, D; XIV, С, F, М; XVI, F; XVII, G; XXVII, С, К, L; A. L. Kroeber, 1925b, табл. 59, е.
[921] W. D. Strong and С. Evans, 1952, рис. 69, 5; табл. XXVII, Е; XXVIII, J, L; A. L. Kroeber, 1925а, тaбл
[922] W.D. Strong and С. Evans, 1952, рис. 69, 7; 74, 6; табл. XVI, N; XXVII, J; A. L. Kroeber, 1925а, табл.
A. L. Kroebér, 1944, табл. 48, Е—G.
[924] Там же, рис. 7.
[925] Из 17 экземпляров таких тканей, о которых сообщает в специальной статье Л. О’Нил, здесь найдены 8 (L. М. O’Neale, 1946).
[926] F. Anton, 1962, р.ис. 10; V. W. Hagen, 1965, табл. 57.
[927] A. L. Kroeber, 1944. рис. 8, А—Е.
[928] Там же, табл. 45, 46.
[929] Там же, табл. 47, Е—О.
[930] Там же, табл. 48, А—D.
[931] Там же, табл. 47, А—С.
[932] Там же, табл. 44, D.
[933] Там же, табл.
[934] Там же, рис.
[935] R. Larco Hoyle, 1948. К сожалению, я знаком с его периодизацией только по популярному изданию (A. Sawyer, 1966, стр. 24—33).
[936] G. Kutscher, 1950, рис. 13—16; A. Sawyer, 1954, стр. 6, внизу; Н. Leicht, I960, стр. 53; F. Anton, 1962, рис. 3.
[937] М. A. Towle, 1961, стр. 113. Основной источник, из которого мы знаем об этих растениях, — керамическая орнаментика.
[938] М. Schmidt, 1929, стр. 176, внизу справа; G. Kutscher, 1950, табл. 60; М. A. Towle, 1961, табл. VII, В; XV, А.
[939] М. Schmidt, 1929, стр. 176, вверху слева; 179, слева; 181; G. Kutscher, 1950, табл. 42, 45.
[940] М. Schmidt, 1929, стр. 155; G. Kutscher, 1950, рис. 17; табл. 44, вверху; F. Anton, 1962, табл. 18, 34;
W. Hagen, 1965, стр. 103. Подобные лодки-плоты до сих пор распространены на озере Титикака.
[941] М. Schmidt, 1929, стр. 176, вверху; 181; 182, слева; 184, в середине; A. L. Kroeber, 1926а, табл. II, 4, 5; G. Kutscher, 1950, рис. 6—8, 12; табл. 52—54, 75; A. Sawyer, 1954, стр. 41; И. Leicht, 1960, табл. 10, внизу; F. Anton, 1962, табл. 57, 58, 60, 65, 67; V. W. Hagen, 1965, стр. 138, 139.
[942] М. Schmidt, 1929, стр. 189; 199, вверху, слева; G. Kutscher, 1950, рис. 44, 45, 49, 57, 58, 60; табл. 71; A. Sawyer, 1954, стр. 37; 40, вверху; Н. Leicht, 1960, стр. 154; F. Anton, 1962, рис. 5; табл. 23, 60, 61;
Н. S. Bushnell, 1963, табл. 25; V. W. Hagen, 1965,
стр. 107, табл. 120.
[943] G. Kutscher, 1950, рис. 18.
[944] L. A. Parsons, 1962, рис. 1, а—d.
[945] F. Anton, 1962, рис. 10.
[946] В. М. Массон, 1967, стр. 86, 87.
[947] М. Schmidt, 1929, стр. 159, слева; 160—163; 164, вверху справа, внизу; 165; 168; 174; 175; 177, внизу; 199, внизу слева; G. Kutscher, 1950, рис. 41; 42; 48—50; 54; 57—61; 64; табл. 62—65; 67, справа; 68; 69, слева; 70; 71; 72, слева; F. Anton, 1962, рис. 5, 12; табл. 23; 56; 63; 72.
[948] М. Schmidt, 1929, стр. 169, слева; 172; 173, справа; 178, слева; 179, справа; 199, вверху справа; внизу слева; G. Kutscher, 1950, рис. 44, справа; 45; 46; 51; 58; 63; 64; табл. 51, слева; F. Anton, 1962, рис. 4; 5; табл. 60, 61.
[949] М. Schmidt, 1929, стр. 193;G. Kutscher, 1950, рис. 37.
[950] М. Schmidt, 1929, стр. 164, внизу справа; G. Kutscher, 1950, рис. 60; 62; 66; табл. 69, слева.
[951] С. А. Токарев, 1964а, стр. 346, 371, 377.
[952] М. Schmidt, 1929, стр. 130; 141; 146, вверху справа; внизу; 192; 196, слева; 197, справа; 198, вверху слева; внизу; 199, вверху слева; 201; табл. II; G. Kutscher, 1950, рис. 15; 16; 25; 26; 31; 32; 36; 39; табл. 17; F. Anton, 1962, рис. 8; 9; 13; табл. 20; 27; 39.
[953] М. Schmidt, 1929, стр. 125—129; 131—140; 141, слева; 142—145; 146, вверху слева; 147—149; 151; 154; 155; 159, справа; G. Kutscher, 1950, табл. 1—16; 18—20; 21, слева; 22; 23; 25—37; 39, слева; 41—43; 44, вверху; F. Anton, 1962, табл. 21—22, 28—31, 36—38, 40—43, 50, 51, 54, 55, 58.
[954] R. Larco Hoyle, 1934а; Он же, 1934b; Он же, 1937; Он же, 1939; Он же, 1942; Он же, 1943; Он же, 1944b; Он же, 1944с; Он же, 1945d.
A. Vivante, 1941; Он же, 1942а; Он же, 1942b; Он же, 1943; Он же, 1944а; Он же, 1944b; Он же, 1946; A. Metraux, 1941; Н. Horkheimer, 1944; Е. Romero, 1946.
М. Uhle, 1913b; A. L. Kroeber, 1925а; Он же, 1926а; Он же, 1930а.
[957] A. L. Kroeber, 1925а, табл. 63, а—d.
[958] R. Larсо Hoyle, 1948 (ссылаюсь по статье: L. М. Stumer, 1956, стр. 64).
[959] D. Collier, 1955, стр.112,184—186; рис. 62; W. D. Strong and С. Evans, 1952, рис.
[960] D. Collier, 1955.
[961] D. Е. Thompson, 1964b, стр. 92. Критерием города для этого автора служит площадь поселения и наличие планировки. Нужно помнить, что в работах Д. Е. Томпсона (D. Е. Thompson, 1962; Он же, 1964b) датировки основаны главным образом на подъемном материале и не могут поэтому считаться доказанными.
[962] J. С. Tello, 1956, рис. 2.
[963] G. R. Willey, 1953, стр. 281—289; D. Е. Thompson, 1964b, стр. 92, 93.
[964] G. R. Willey, 1953, рис. 45, V-148; 53, V-37; 68, V-182.
[965] G. R. Willey, 1953, рис. 51, V-24, V-25; 52, V-52, V-60 и др.
[966] Там же, рис. 49, V-7, V-8.
[967] Там же, рис. 69, V-61.
[968] D. Е. Thompson, 1964b, стр. 94.
[969] A. L. Kroeber, 1930а, стр. 100, 101; W. С, Bennett, 1939, стр. 51—53.
[970] D. Collier, 1955, стр. 70—78.
[971] W. С. Bennett, 1939, стр. 28—33.
[972] Там же, стр. 87—89.
[973] A. L. Kroeber, 1930а, табл. XXIII, 1\ W. С. Bennett, 1939, рис. 9, а, 6, d—f; 10, с; D. Collier, 1955, рис. 34, А—С, Е; 35, А, В, D, Е; 36, А, В, E—G; 37, В, D; 50, Е, F; 59, D\ 60, С;
[974] W. С. Bennett, 1939, рис.
[975] D. Collier, 1955, рис. 34, D; 36, D; 48, В; 53, А; 54, С, D; 56, А, В; 58, А, В; 59, А, С; 60, А, В, D; 61, А, В; 63, Á—C; 64, А, В; J. С. Tello, 1956, рис. 21, d—f.
[976] D. Collier, 1955, рис. 35, С, F; 36, С, /, J; 37, С, Е, F; 50, D;
[977] A. L. Kroeber, 1925а, табл. 64, а, е, f, h; 66, а—с; W. С. Bennett, 1939, рис. 16, с, /; D. Collier, 1955, рис. 34, В, С; 35, В; I. С. Tello, 1956, рис. 21, Ь; 150, b—f, h, і.
Рисунок оттискивается в форме сразу при изготовлении сосуда.
A. L. Kroeber, 1925а, табл. 62, а—d; Он же, 1930а, табл. XXIII, 1—4; XXIV, 5; W. С. Bennett, 1939, рис. 9, b, f, g; 10, с; D. Collier, 1955, рис. 36, Е—G; J. С. Tello, 1956, рис. 147, а, 6, е; 148, а; 149, е;
W. С. Bennett, 1939, рис. 9, е; D. Collier, 1955, рис. 35, С, F; 36, В, D, I; 37, В, С; 57.
[981] D. Collier, 1955, стр. 114, 115.
[982] A. L. Kroeber, 1926а, стр. 14—16; Он же, 1930а, стр. 80—82. Керамика этой культуры была найдена и в небольших раскопках А. Банделье, результаты которых неопубликованы (W. С. Bennett, 1939, стр. 82, 83). Неопубликован и снятый им, пока единственный полный план памятника.
[983] Термин «город» здесь, как и по отношению к другим некопанным памятникам культуры Чиму этого типа, применяется довольно условно. В его пользу говорят только их планировка и размеры.
G. R. Johnson and R. R. Platt, 1930, рис. 11, 12; W. С. Bennett, 1946, табл. 51.
[985] E. G. Squier, 1877, стр. 151—158; H. Leicht, 1960, стр. 33.
По плану (E. G. Squier, 1877, стр. 152). В тексте указывается «север».
Е. G. Squier, 1877, стр. 160, 161.
[988] Там же, стр. 157, 158.
[989] Е. G. Squier, 1877, стр. 152, 153.
[990] Там же, стр. 137; О. Holstein, 1927; рис. 13, 17, 18, 21, 23; М. Schmidt, 1929, стр. 565; Ph.. A. Means, 1931, рис. 124, 125.
[991] Научных раскопок на этих памятниках не производилось, и датировка их основана только на подъемном материале.
[992] A. L. Kroeber, 1930а, табл. XXVIII; XXXI; R. P. Schaedel, 1951, стр. 19, 22, 23.
[993] G. R. Willey, 1953, рис. 22, V-47; 39, V-46; 52, V-52.
[994] Там же, рис. 71, V-108; 72, V-269; 75, V-124; D. Collier, 1955, рис. 7. Сходное сооружение найдено в долине р. Касма (D. Е. Thompson, 1964b, стр. 97).
[995] G. R. Willey, 1953, рис. 72; D. Collier, 1955, рис. 18.
[996] G. R. Johnson and R. R. Platt, 1930, рис. 66; Ph. A. Means, 1931, рис. 32; W. C. Bennett, 1939, стр. 13, 14;H. Leicht, 1960, табл. 38 и стр. 191 (план).
[997] Е. G. Squier, 1877, стр. 144—151.
[998] Судя по форме ниш (Там же, стр. 145), покойники скорее всего помещались в них сидя, коленями к подбородку.
[999] A. L. Kroeber, 1926а, сгр. 15, 16.
[1000] W. С. Bennett, 1939, стр. 84—86; 94—117; D. Collier, 1955, стр. 46—48.
Эти публикации чаще всего посвящены музейным собраниям, происходящим обычно из раскопок уакерос, которые выбирали из могил только наиболее эффектные вещи. Поэтому дальнейшее описание форм сосудов не представляет весь керамический комплекс этой культуры.
[1002] A. L. Kroeber, 1926а, табл. VI, 6; VII; VIII, 1, 2; Он же, 1930а, табл. XXI; М. Schmidt, 1929, стр. 220, вверху справа; 221, вверху справа; 223; W. С. Bennett, 1939, рис. 17, Ь, с;
[1003] A. L. Kroeber, 1926а, табл. VI, 3, 7; VIII, 3—6; М. Schmidt, 1929, стр. 212, слева; 220, вверху слева; 221, внизу слева; W. С. Bennett, 1939, рис.
[1004] A. L. Kroeber, 1926а, табл. VI, 8; IX, 1, 2; Он же, 1930а, табл. XXII, 4; М. Schmidt, 1929, стр. 214; 215; 217, вверху справа.
[1005] А. К. Kroeber, 1926а, табл. VI, 5; IX, 4, 6, 7; X, 2;
Он же, 1930а, табл. XXII, 2, 3, 5; М. Schmidt, 1929, стр. 212, справа; 217, внизу; 220, вверху справа; 224; W. С. Bennett, 1939, рис. 17, а; 19, b, с, g, h; 20, а—f; 21, а—е.
[1006] D. Collier, 1955, рис. 48, А. В.; 50, В, С; 53, А; 54, С, D; 56, В; 58 Е.
[1007] Там же, рис. 48, С; 50, А; 53, В; 54, А.
[1008] Там же, рис. 19, D; 48, D; 50, D; 51, С, D; 53, D; 54, H; 59, В.
[1009] Там же, рис. 19, А, Е; 20; 50, D; 53, С;
[1010] A. L. Kroeber, 1926а, табл. VI, 1, 3, 6, 7; VII, 5; VIII, 6; IX, 3, 6; Он же, 1930а, табл. XXII, 4, 5; М. Schmidt, 1929, стр. 214, 215; D. Collier, 1955, рис. 51, В; 52.
[1011] A. L. Kroeber, 1926а, табл. IX, 4; Он же, 1930а, табл. XXII, 2; W. С. Bennett, 1939, рис. 20, b, d, е.
[1012] М. Schmidt, 1929, стр. 217, внизу; W. С. Bennett, 1939, рис.
[1013] A. L. Kroeber, 1926а, табл. VI, 6; IX, 2; Он же, 1930а, табл. XXI, 2; М. Schmidt, 1929, стр. 220—224; W. С. Bennett, 1939, рис. 19, е.
[1014] A. L. Kroeber, 1926а, табл. VI, 8; VII, 1, 3, 4, 6; VIII, /, 4, 5; IX, 1, 7; Он же, 1930а, табл. XXI, 1, 4, 6; XXII, 1, 3; М. Schmidt, 1929, стр. 212, справа; 214; 215; 217, вверху слева, внизу; W. С. Bennett, 1939, рис.
A. L. Kroeber, 1926a, табл. VII; VIII, 1, 2; IX, 7; Он же, 1930а, табл. XXI, 1—3, 5; М. Schmidt, 1929, стр. 221, вверху справа; 223; 224, слева W. С. Bennett, 1939, рис. 17, b, с.
A. L. Kroeber, 1926а, табл. VI, 8; VII, 5; VIII, 3, 5; IX, 2, 3, 6; Он же, 1930а, табл. XXII, 5; М. Schmidt, 1929, стр. 214; 224, слева; W. С. Bennett, 1939, рис. 19, с;
W. С. Bennett, 1939, стр. 104; D. Collier, 1955, стр. 47.
W.C. Bennett, 1939, стр. 104, 105, 110, 111. К сожалению, автор ограничивается кратким описанием этих орудий, не приводя рисунков или фотографий.
[1019] H. Scheele and Th. С. Patterson, 1966. К первым двум фазам — Таитакантин и Трухильо Т-1—относится материал, связанный выше с культурой Томавал.
[1020] G. R. Willey, 1953, стр. 367.
[1021] Ph. A. Means, 1931, стр. 59; J. Н. Rowe, 1948, стр. 41. Дж. X. Роу, опираясь на другие источники, считает, что перед инкским завоеванием южная граница государства Чимор проходила около Лимы, хотя и говорит о том, что господство Чимор на юге могло быть кратковременным.
[1022] R. Lar со Hoyle, 1948.
[1023] R. Larco Hoyle, 1941, стр. 249, 250, рис. 321, 326, 329, 330, 332.
[1024] J. В. Bird, 1948b.
[1025] J. A. Ford, 1949; W. D. Strong and С. Evans, 1952, рис. 34; D. Collier, 1955, рис. 46, 47.
[1026] J. A. Ford, 1949, рис. 4; D. Collier, 1955, рис. 47. Пос ледняя схема слегка модернизирована по сравнению со схемой Форда.
D. Collier, 1955, стр. 52—55, рис. 23.
Там же, стр. 112, 184—186.
[1029] S. Izumi and Т. Sono, 1963, табл. 38, b; 153, 11; ср.: R. Larco Hoyle, 1941, рис. 328, крайний слева и второй справа; Он же, 1946, табл. 66, е.
[1030] W. D. Strong and С. Evans, 1952, табл. XVII, Е; A. Sawyer, 1966, рис. 21.
[1031] R. Larco Hoyle, 1960; Он же, 1963.
[1032] W. F. Libby, 1955, стр. 133.
[1033] Там же, стр. 133.
[1034] W.F. Libby, 1951, стр. 295; Он же, 1955, стр. 133.
[1035] J. L. Kulp, L. Е. Tryon and W. R. Eckelman, 1952, стр. 410.
[1036] R. Berger, G. J. Fergusson and W. F. Libby, 1965, стр. 347.
[1037] E. A. Olson and W. S. Broecker, 1959, стр. 22, 23.
[1038] W. F. Libby, 1955, стр. 133.
[1039] W. F. Libby, 1951, стр. 295; Он же, 1955, стр. 133.
[1040] W. S.. Broecker and J. L. Kulp, 1957, стр. 1329.