Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Опасное соседство

Тишков Валерий Александрович ::: Страна кленового листа: начало истории

Едва колониальная буржуазия Канады получила в 1848 г. политическую власть, как перед ней встал вопрос, смо­жет ли молодая капиталистическая экономика, испытывая давление со стороны мощной промышленности Англии и США, устоять на ногах. Переход Англии к политике сво­бодной торговли и отмена системы льготных пошлин ли­шили канадских экспортеров защиты, которой они до это­го пользовались. Губернатор Эльджин сообщал в Лондон в 1848 г., что «владельцы мельниц, агенты и купцы быст­ро разоряются, а экспорт пшеницы и муки переходит из рук Монреаля в руки Нью-Йорка» 7.

Такой поворот дела побудил некоторую часть канад­ской буржуазии, в основном крупных монреальских пред­принимателей, связанных с лесной и мукомольной про­мышленностью, а также с судоходством, выступить за присоединение Канады к США. В октябре 1849 г. в Монреале был выпущен «Манифест аннексии», призывав­ший к «союзу на справедливых условиях с великой севе­роамериканской конфедерацией суверенных штатов». Манифест подписало около тысячи человек, главным об­разом консервативно настроенные англоканадцы — самые крупные капиталисты колонии.

Аннексионисты развернули шумную агитацию, по в самой Канаде не встретили широкой поддержки, зато в северных штатах США у них обнаружились горячие сторонники, там сразу же стали созываться митинги и приниматься резолюции, требовавшие от правительства США присоединения Канады. Имперские власти в коло­нии резко выступили против аннексионистов. Эльджин получил приказ бороться всеми имеющимися в его рас­поряжении средствами против любой попытки, которая могла быть «предпринята с целью осуществить отделение Канады от английских владений»

Однако на сей раз конфликт был решен без применения силы. Достаточно влиятельная группа канадской бур­жуазии посчитала более целесообразным добиться торгового соглашения с США, которое бы открыло обеим сто­ронам рынки для сбыта продукции. Проведение политики наибольшего благоприятствования торговле с Соединен­ными Штатами выбило почву из-под ног у открытых ан­нексионистов.

В 1853 г. Канада изменила свою денежную систему и перешла с английского фунта на канадский доллар, как более удобный для торговли с США. В 1854 г. Канада и США заключили Договор о взаимности, который преду­сматривал для обеих сторон свободную торговлю сырьем и продукцией сельского хозяйства, открывал канадские водные пути для американского судоходства наравне с английским, а также предоставлял США доступ к рыб­ным промыслам приморских провинций.

Договор о взаимности заставил канадских капитали­стов позаботиться и об укреплении позиций собственной промышленности. В Торонто была создана Ассоциация содействия канадской промышленности, в Монреале — Ассоциация тарифной системы. По инициативе министра финансов провинции А. Т. Голта у Англии удалось выр­вать согласие установить в Канаде протекционистские пошлины на ввозимые товары, в том числе британский импорт. В 1859 г. такие первые в истории Канады та­рифы, создавшие для сбыта собственных товаров более благоприятные условия, вступили в действие.

Решимость канадских промышленников укрепить на­циональную экономику страны вызвала недовольство как в Англии, так и в США. Надеждам американцев превра­тить Канаду в сырьевой придаток США тогда не суждено было сбыться.

В 1861 г. в США началась гражданская война между Севером и Югом. Это событие получило в Канаде замет­ный резонанс. По словам С. Б. Райерсона, «перед лицом гигантского потрясения к югу от Канадской границы, где сражались громадные армии, каждая из которых явля­лась стороной в величайшем социальном и политическом конфликте, канадское общество оказалось расколотым надвое» 9.

Трудящееся население Канады, ненавидевшее рабство, и значительная часть буржуазии встали на сторону Севе­ра. У Канадских демократов были давние традиции борьбы с рабством. Законопроект 1793 г. ликвидировал рабство в Верхней Канаде, закон 1833 г., принятый английским парламентом, официально запретил рабство в британских колониях. Уильям Макензи, несмотря на свои симпатии к американской республике, неоднократно выступал с осу­ждением «постыдной системы рабства людей». Антирабовладельческие настроения в Канаде усилились после при­нятия в 1851 г. закона, согласно которому преследовались негры, бежавшие на север. На антирабовладельческой демонстрации 1852 г. лидер демократов в западной Кана­де Джорж Браун говорил: «Часто задают вопрос, какое нам, Канадцам, дело до американского рабства? Нас это касается самым непосредственным образом... ибо дело идет о самозащите. Проказа чудовищной системы зара­жает все вокруг себя. Она отравляет мысли, чувства, ин­ституты народа, который соприкасается с ней... Мы нахо­димся рядом с этим великим злом. Наши люди постоян­но сталкиваются с ним... Наш долг, долг свободных лю­дей, поднять голос протеста против системы, которая грязным пятном ложится на дело свободы парода» 10.

Задолго до начала войны Канада стала прибежищем для американских рабов. «Прощай, мой старый господин, меня ты не ищи. В Канаду пробираюсь я, свободны нег­ры там»,— пелось в одной из негритянских песен.

В Канаде находился конечный пункт «тайной желез­ной дороги», по которой смелые и беззаветно преданные свободе «проводники» переправляли с юга на север сотни и тысячи рабов. Так, американская Жанна д’Арк — не­гритянка Гарриэт Табмэн — организовала переброску в Канаду 300 негров и приняла участие в создании в Сен-Катаринсе общества помощи беглым рмбам. В 1850 г. в Канаде насчитывалось 30 тыс. негров, а к 1860 г.— ужо 60 тыс. В мае 1858 г. в Чатаме состоялся конвент амери­канских негров-аболициоиистов — борцов против рабства. Инициатором конвента был знаменитый Джон Браун.

Настроения многих канадцев после начала войны в США четко выразила газета «Глоуб»: «Каждый канадец, желающий процветания своей стране, должен молиться, чтобы северные армии добились скорой победы и чтобы власть рабовладельцев была уничтожена»11.

Борьба северян против рабовладельцев Юга нашла еще большее сочувствие среди канадских фермеров после принятия президентом США А. Линкольном Акта о гом­стеде.

«Демократическое земельное законодательство, дававшее юридическое право бесплатно получать участок земли в 64 акра, стало предметом чаяний трудящихся масс Канады», — отмечает советский исследователь А. Г. Милейковский 12. Не случайно свыше 50 тыс. солдат армии Севера являлись гражданами Канады.

В отличие от большинства населения, власти провин­ций Британской Северной Америки, как и правительство Англии, а также многие крупные канадские капиталисты поддерживали Юг. Образовавшие конфедерацию южные штаты создали в Канаде базу для подготовки своих опе­раций. Из Торонто и Монреаля, Галифакса и Сент-Джо­на тянулись нити заговоров, предпринимались рейды и организовывались нападения на суда, лагеря для пленных и гражданское население северных городов. В Мон­реале конфедераты, очевидно, разрабатывали и планы убийства Линкольна. В Монреальский банк они положи­ли крупные суммы денег для финансирования противни­ков северян.

«Сочувствие южанам со стороны консервативного гос­подствующего класса было проявлением классовой соли­дарности,— пишет С. Б. Райерсон.— Борьба рабовладель­цев в защиту своей собственности приняла характер борьбы в защиту права собственности вообще. Поддерж­ка Линкольна и Севера радикалами и рабочим классом, казалось, лишь подтверждала это. И обладатели крупных состояний, и ярые сторонники английской имперской по­литики — все приняли сторону конфедерации» 13.

Провокационная политика британских властей в Ка­наде, рейдерские операции конфедератов с канадской территории дали повод американской буржуазии требо­вать захвата Канады. В администрации Линкольна были люди типа государственного секретаря Уильяма Сюарда, который «публично проповедовал... аннексию Канады в качестве компенсации за тот ущерб, который может на­нести нелояльность Юга» 14. Сюард также вел перегово­ры с группой банкиров о выкупе у Компании Гудзонова залива ее прав на западные земли Канады. Шумно рато­вали за присоединение Канады и некоторые крупнейшие газеты США. Одновременно выдвигалось предложение заполучить у России Аляску с тем, чтобы Соединенные Штаты зажали в тиски английские колонии и стали вла­стелином континента.

Однако в годы войны для захвата Канады США име­ли мало шансов. К тому же сам президент Линкольн пре­секал амбиции экспансионистского крыла в среде влия­тельных американцев и в 1861 г. при встрече с канад­ским министром Голтом «поклялся честью, что ни он, ни члены его кабинета не имеют никаких агрессивных за­мыслов против Канады» 15. 15 апреля 1865 г. во время торжеств по случаю победы Севера Авраам Линкольн был убит.

После окончания войны стремление захватить Канаду достигло в США апогея. Прежде всего был отменен До­говор о взаимности. Американская газета «Чикаго трибюн» писала: «Канадцы... пересидят в своих холодах не­сколько лет... но потом будут вынуждены постучаться, чтобы их приняли в состав великой республики». Эта же газета обещала читателям, что республика проглотит Ка­наду «с такой же быстротой, с какой сокол схватывает перепела» 16.

Алчных янки интересовали не только земли Канады, но и богатства атлантических провинций. В июне 1866 г. генерал Натаниэль Бэнкс внес в конгресс билль, в кото­ром предлагалось издать декларацию, объявляющую, что любая провинция Британской Северной Америки по ее просьбе будет принята в состав США. Этот шаг вы­звал беспокойство в Канаде: 20 лет назад подобные «просьбы» позволили США аннексировать территорию Техаса.

После покупки у России Аляски за ничтожную сум­му в 7,2 млн. долл. позиции США на севере континента еще более укрепились. Приобретение Аляски американ­ские газеты и политические деятели открыто называли «шагом к оккупации всей Северной Америки». Больше всего США продолжали интересовать владения Компа­нии Гудзонова залива.

Однако свои цели американская буржуазия маскиро­вала лозунгами борьбы против колониальной политики Англии. Одним из орудий ее аннексионистской политики стали ирландцы — члены преследуемой в Англии тайной организации «Фенианское общество», эмигрировавшие в США. В 1865 г. они создали там свою легальную орга­низацию и приняли решение сформировать ирландскую армию, чтобы осуществить вторжение в Канаду. Фениев поддерживали многие влиятельные лица в Соединенных Штатах.

В мае 1806 г. около 800 ирландцев переправились через Ниагару и захватили поселок Форт-Ири. Они обра­тились с призывом к канадцам свергнуть власть Англии и учредить республику. Спустя несколько дней перед лицом десятикратно превосходивших сил противника фе­нии отступили с занятой территории, но их командова­ние сразу же начало готовить новое нападение на Ка­наду.

Набеги фениев, как и экспансионистская политика США, послужили важнейшим внешним фактором, уско­рившим образование союза колоний Британской Север­ной Америки.

Другой важной предпосылкой создания федерального государства явилось стремление Англии укрепить свои позиции на землях к северо-западу от Великих озер и на Тихоокеанском побережье, что также требовало более прочной централизации и объединения всех провин­ций 17.

Это заставило Лондон коренным образом пересмотреть вопрос о путях развития канадского Запада и стать сто­ронником централизации управления Британской Север­ной Америки, объединения в федерацию ее колоний.