Объединенное царство Ак’е’-Шукальнаах в правление Ах-Сак-Телеса и Йахав-Чан-Муваахна II. Конец гегемонии Сакц’и’

Стюфляев Максим ::: История царств майя

О начале правления в Шукальнаахе Хой-Бахлама ничего неизвестно. Если верить панели из Нуэво-Халиско, он должен был занять трон малолетним ребенком около 732 года. Подлинный поворот в истории царства имел место в 740-х годах. Важная информация сообщается на упоминавшейся уже панели, которая сейчас хранится в Думбартон-Окс, а происходит, вероятно, откуда-то из области близ городища Лаканха.[i] Из текста следует, что в день 9.15.11.17.3, 4 Ак’баль 16 Шуль (3 июня 743 года) «человек из Шукальнааха» Ах-Сак-Телес стал сахалем Хой-Бахлама, «владыки Ак’е’, владыки Шукальнааха». Ах-Сак-Телес происходил из настоящей династии сахалей, сахалями были его отец и мать. Если верна гипотеза Д. Беляева и А. Сафронова, что город Шукальнаах являлся первой столицей одноименного царства, то род Ах-Сак-Телеса должен был обладать особым влиянием. Показательно, что, как подчеркивается в надписи, сам царь Шукальнааха Хой-Бахлам происходил из другого города, название которого пока остается недешифрованным (в англоязычной литературе его принято условно обозначать «Knot-Site»). Спустя три года в день окончания пятнадцатилетия 9.15.15.0.0, 9 Ахав 18 Шуль (4 июня 746 года) Ах-Сак-Телес в рамках юбилейной церемонии установил монумент (возможно, саму панель) и провел обряд вызывания бога К’авииля.[ii]

Притолока 3 из Бонампака. Прорисовка П. Мэтьюза

Притолока 3 из Бонампака. Прорисовка П. Мэтьюза

Надпись на панели из Думбартон-Окс интересна для нас в нескольких отношениях. Во-первых, Хой-Бахлам носит в ней двойной титул «владыка Ак’е’, владыка Шукальнааха». Ранее Ак’е’ находилось под контролем Сакц’и’, но, похоже, что до 743 года произошли некие перемены, подробности которых нам неизвестны. Во всяком случае, мы можем считать Хой-Бахлама первым владыкой объединенного царства Ак’е’-Шукальнаах. Во-вторых, очень важен акцент, что царь и его сахаль происходили из разных городов. Ах-Сак-Телес, видимо, не был родственником царя (иначе он носил бы титул владыки), но принадлежал к роду, занимавшему сильные позиции в древней столице. На панели из Думбартон-Окс он еще вполне верен своему господину, но очень скоро между царем и сахалем разгорелся конфликт. На притолоке 3 из Бонампака сообщается, что в ночь 9.15.17.2.13/14, 2 Бен (3 Хиш) 1 Ч’ен (с 16 на 17 июля 748 года)[iii] к «Священному Владыке Шукальнааха, Священному Владыке Ак’е’» Ах-Сак-Телесу попал в плен военачальник «человека из «Knot-Site» Хой-Бахлама. Мы видим, что за два года ситуация изменилась драматически. Сопоставление надписей заставляет сделать вывод, что между 746 и 748 годами Ах-Сак-Телес поднял мятеж против своего сюзерена Хой-Бахлама, одержал победу в междоусобной войне и занял шукальнаахский трон. Если Хой-Бахлам родился в 728 году, то он был еще очень молод и, видимо, не способен удержать амбициозного вассала под контролем. Примечательно, что на стеле 2 из Бонампака, установленной Йахав-Чан-Муваахном II, его отец Ах-Сак-Телес назван «человеком из Усиихвица», а не «человеком из Шукальнааха». Видимо, это можно объяснить тем, что, захватив трон, Ах-Сак-Телес как правитель проживал в столице царства.

Стела 2 из Бонампака. Прорисовка П. Мэтьюза

Стела 2 из Бонампака. Прорисовка П. Мэтьюза

Переворот Ах-Сак-Телеса имел серьезные последствия для всего региона. Если при отце Хой-Бахлама Шукальнаах был вассалом Сакц’и’, то теперь царство снова переориентировалось на альянс с Пачаном. Д. Беляев и А. Сафронов отмечают, что в дальнейшем потомки не случайно поставили в один ряд победы Йахав-Чан-Муваахна II над Сакц’и’ и борьбу его отца против Хой-Бахлама.[iv] Правда, неясно произошла ли смена внешнеполитического курса сразу после переворота или позднее. Дело в том что после смерти в 742 году Ицамкокаах-Бахлама III Пачан на какое-то время ослабел и попал в зависимость от Йокиб-К’ина. Возрождение мощи Пачана связано с именем Йашуун-Бахлама IV, царствование которого началось в 752 году.[v] В дальнейшем Йашуун-Бахлам IV одержал несколько военных побед, в том числе над Йокиб-К’ина. Но для нас особый интерес представляют свидетельства его конфликта с Сакц’и’. На стеле 10 из Йашчилана, установленной по случаю окончания пятнадцатилетия 9.16.15.0.0, 7 Ахав 18 Поп (19 февраля 766 года) представлен как пленник Йашуун-Бахлама IV владыка Сакц’и’ Чан-Эк’. Неясно когда именно произошла война, а также был ли Чан-Эк’ царем или только царским родственником наподобие многочисленных шукальнаахских областных властителей. В любом случае, война между Пачаном и Сакц’и’ около 766 года с победой в этом конфликте Пачана хорошо вписывается в общий контекст событий. Скорее всего, яблоком раздора оказалось царство Шукальнаах. В дальнейшем противостояние Пачана с Сакц’и’ не утихло, а лишь набрало силу.[vi]

Панель 1 из Эль-Кайо. Прорисовка Д. Монтгомери

Панель 1 из Эль-Кайо. Прорисовка Д. Монтгомери

Несмотря на неудачи в Шукальнаахе, Сакц’и’ в середине VIII века оставалось грозной силой в регионе. Яркое свидетельство этому – надпись на панели 1 из Эль-Кайо.[vii] Городище Эль-Кайо в древности было центром области Йашнииль, которая на протяжении большей части классического периода контролировалась царями Йокиб-К’ина.[viii] Герои повествования на панели 1 из Эль-Кайо – несколько поколений династии сахалей, правивших в Йашнииле. Немного неожиданно, что помимо местных сахалей и царей Йокиб-К’ина в надписи неоднократно упомянут владыка Сакц’и’ Ах-Сак-Мааш. К сожалению, некоторые важнейшие части текста разрушены, но из того, что осталось, следует, что в день 9.16.12.4.10, 5 Ок 3 Йашк’ин (5 июня 763 года) новым сахалем Йашнииля стал Ах-Йаш-…-К’утиим, причем назначение его на должность произошло под эгидой владыки Сакц’и’ Ах-Сак-Мааша. Сакц’и’ долго сохраняло свое влияние в Йашнииле, после 772 года Ах-Сак-Мааш участвовал в церемонии, проведенной Чан-Панак-Вайаабом, преемником Ах-Йаш-…-К’утиима в должности йашниильского сахаля.

О чем нам говорит эта надпись? Как уже отмечалось, Йашнииль был областью Йокиб-К’ина, но в середине VIII века это царство переживало не лучшие времена. Против него совершал успешные походы «Священный Пачанский Владыка» Йашуун-Бахлам IV, возможно, именно на войне с Пачаном в 757 году погиб царь Йокиб-К’ина Ицам-К’ан-Ахк IV. Новому владыке Йо’наль-Ахку III удача на поле битвы также не сопутствовала, его старший брат был взят Йашуун-Бахламом IV в плен. Поражения в войнах закономерно привели к ослаблению центральной власти, с 763 года снова появляется свой отдельный владыка в Пе’тууне.[ix] В таком контексте особо показательно, что в том же году владыка Сакц’и’ утвердил нового сахаля в Йашнииле. Правда, из надписи не вполне понятно было ли это действие враждебным по отношению к Йо’наль-Ахку III или согласованно с ним. В пользу второго варианта свидетельствует тот факт, что примерно за месяц до утверждения Ах-Йаш-…-К’утиима его двенадцатилетний сын и наследник Чан-Панак-Вайааб посетил город Мук’ихтуун[x], то есть собственно Пьедрас-Неграс, и предстал перед царем Йокиб-К’ина. Так или иначе, область Йашнииль в 660-670-х годах оказалась в сфере контроля Сакц’и’.

История Ак’е’ и Шукальнааха в конце 760-х годов каким-то образом связана с загадочным и еще плохо понятным для нас персонажем, который обозначается в надписях как Ах-Чанлаху’н-Баак, буквально «человек, имеющий четырнадцать пленников». Этот воинственный деятель фигурирует на нескольких монументах неизвестного происхождения, он не имеет «эмблемного иероглифа», но был сыном владыки Ак’е’.[xi] На так называемой «Панели Бермана» среди его пленников упоминается «человек, ведущий каноэ, владыка Шукальнааха». Ах-Чанлаху’н-Баак устанавливал собственные монументы, на стеле, которая ныне находится в Австралийской национальной галерее в Канберре, сказано, что в день 9.16.18.3.5, 8 Чикчан 8 Соц’ (9 апреля 769 года) он разорил Панииль. Судя по всему, Панииль – это область в составе либо Сакц’и’, либо Ак’е’, ее представитель принимал участие в собрании, которое проводил К’аб-Чан-Те’ в 693 году после побед над Пе’тууном и Ак’е’. Таким образом, в середине VIII века сын владыки Ак’е’ Ах-Чанлаху’н-Баак активно и успешно воевал против царств Лакандонской сельвы. К сожалению, пока это все, что можно сказать с уверенностью, так как мы ничего не знаем о мотивах воителя или о его союзниках.[xii]

Стела 3 из Бонампака. Прорисовка П. Мэтьюза

Стела 3 из Бонампака. Прорисовка П. Мэтьюза

В день 9.17.5.8.9, 6 Мулук 17 Йашк’ин (15 июня 776 года) царем в Усиихвице стал сын Ах-Сак-Телеса Йахав-Чан-Муваахн II. Новый правитель сразу предъявил претензии на двойной титул «Священный Владыка Шукальнааха, Священный Владыка Ак’е’». А. Сафронов полагает, что он сознательно взял себе тронное имя славного предшественника начала VII века, при котором династии Шукальнааха и Ак’е’ были связаны родственными узами. [xiii] Йахав-Чан-Муваахн II решительно придерживался курса на союз с Пачаном и даже женился на местной царевне Иш-Йаш-Чиит-Ху’н-Виник-Наах-Чан, видимо, сестре Ицамкокаах-Бахлама IV, который незадолго перед этим занял пачанский трон.[xiv] При такой политике новая война против Сакц’и’ стала вопросом времени.

Притолоки 1 из Бонампака. Прорисовки П. МэтьюзаПритолоки 2 из Бонампака. Прорисовки П. Мэтьюза

Притолоки 1 (слева) и 2 (справа) из Бонампака. Прорисовки П. Мэтьюза

Сакц’и’ не собиралось отказываться от претензий на ведущую роль в регионе, его цари считали Ак’е’ своей территорией. Вероятно, первые столкновения враждующих сторон имели место около 785 года, на стеле 3 из Бонампака, установленной в честь окончания пятнадцатилетия 9.17.15.0.0, 5 Ахав 3 Муваан (6 ноября 785 года) рядом с Йахав-Чан-Муваахном II изображен стоящий на коленях пленник. Решающая же схватка произошла двумя годами позднее. Как сообщается на притолоках 1 и 2 из Бонампака, в день 9.17.16.3.8, 4 Ламат 6 Кумк’у (8 января 787 года) «Священный Па’чанский Владыка» Ицамкокаах-Бахлам IV захватил в плен Шук’ууб-Ахка, военачальника владыки Сакц’и’ Йехте’-К’инича, а спустя четыре дня подобного же успеха достиг Йахав-Чан-Муваахн II. Очевидно, объединенные силы Па’чана и Ак’е’-Шукальнааха на протяжении нескольких дней вели против Сакц’и’ ожесточенные бои, в ходе которых войско Йехте’-К’инича было разгромлено, а его полководцы попали в плен.[xv]



[i] Подробный анализ иероглифической надписи, а также иконографии монумента смотрите: O’Neil M., Tokovinine A. Carved Panel … P. 58-67.

[ii] Обряды вызывания или, точнее, заклинания богов часто упоминаются в иероглифических надписях. В тех случаях, когда описание церемонии сопровождается изображением, там представлены боги, появляющиеся перед участниками священнодейства (например, на притолоках из Йашчилана божество извергается из пасти огромной сколопендры). Вероятнее всего, во время таких обрядов их участники входили в транс, под влиянием которого у них возникали видения, воспринимавшиеся как явление богов. 

[iii] На притолоке 3 из Бонампака записана дата 3 Хиш 1 Ч’ен, но такое сочетание невозможно в календарной системе майя. Ранее считалось, что резчик допустил ошибку и дату следует реконструировать как 9.15.9.3.14, 3 Хиш 2 Кех (17 декабря 740 года). Недавно, однако, С. Мартин и другие исследователи пришли к выводу, что в действительности авторы надписи подразумевали дату 9.15.17.2.13, 2 Бен 1 Ч’ен (16 июля 748 года), но в позиции цолькина записали уже дату следующего дня – 3 Хиш. Возможно, это следует понимать как намек на то, что пленника захватили ночью, когда дата по цолькину уже сменилась, а по хаабу еще нет. Смотрите: Сафронов А. В. Государства… С. 135.

[iv] Беляев Д. Д., Сафронов А. В. Ак'е и Шукальнах…

[v] Martin S., Grube N. Chronicle… P. 127.

[vi] Транскрипция соответствующего фрагмента стелы 10 из Йашчилана приведена А. Токовининым в его «Classic Maya Place Name Database». Смотрите примеры употребления топонима Sak tzi.

[vii] Полный анализ и перевод надписи смотрите: Biro P. Sak Tz'i'… P. 20-24.

[viii] Zender M. The Toponyms of El Cayo, Piedras Negras, and La Mar // Heart of Creation: The Mesoamerican World and the Legacy of Linda Schele. – Tuscaloosa and London: University of Alabama Press, 2002. – P. 167-170.

[ix] Подробнее о положении царства Йокиб-К’ина в это время смотрите: Martin S., Grube N. Chronicle… P. 151; Беляев Д. Д., Сафронов А. В. Династическая история Йокиба… С. 544-548.

[x] Упоминания города, являвшегося столицей царства Йокиб-К’ина, в иероглифических надписях собрал Д. Стюарт. Он не смог дешифровать логограмму, с которой начинается его название, поэтому дал городу условное обозначение «Paw Stone». Недавно А. Токовинин предположил, что на стеле 25 из Пьедрас-Неграса название города записано по слогам mu-ki-ji-TUN-ni и, таким образом, должно читаться Мукихтуун. Смотрите: Stuart D. The Paw Stone: The Place Name of Piedras Negras, Guatemala // The PARI Journal. – 2004. – Vol. 4, No. 3. – P. 1-6. URL: http://www.mesoweb.com/pari/publications/journal/403/PawStone.pdf ; Беляев Д. Д., Сафронов А. В. Династическая история Йокиба… С. 533.

[xi] Соответствующий фрагмент «Панели Бермана» допускает различные интерпретации, его можно понять и таким образом, что отец Ах-Чанлаху’н-Баака захватил в плен владыку Ак’е’.

[xii] Сафронов А. В. Государства… С. 141-144.

[xiii] Сафронов А. В. Государства… С. 147.

[xiv] Очевидно, вместе с царевной ко двору Йахав-Чан-Муваахна II прибыли из Пачана талантливые скульпторы и резчики, которые способствовали подъему искусства монументальной скульптуры в царстве Ак’е’-Шукальнаах. На притолоке 2 и стеле 1 из Бонампака прямо сказано, что эти монументы созданы пачанскими мастерами. Смотрите Houston S., Inomata T. The Classic Maya. P. 187.

[xv] Полный анализ и перевод надписей на притолоках 1 и 2 из Бонампака смотрите: Biro P. Sak Tz'i'… P. 24-26.