Наблюдение за Солнцем. Зачем?

Приймак Елена ::: Значение Солнца в культурах древней Месоамерики с точки зрения археоастрономии

Астрономические наблюдения древние люди делали по двум причинам. С одной стороны, на это их толкали нужды повседневной жизни, такие как определение периодов дождей и засухи. Ведь именно небо могло сообщить людям, когда начинать сеять и когда собирать урожай. В тропических широтах это знание было особенно ценным, так как сезон дождей там начинается резко, и, если пропустить нужный момент, это может обернуться голодом и страшными бедами для людей.[1] С другой стороны, древние жители Месоамерики верили во влияние небесных тел и явлений на судьбы людей. Многие ученые не раз акцентировали внимание на том, что древние обитатели этой территории были больше астрологами, чем собственно астрономами.

Какие же небесные тела и явления могли наблюдать те, кто проживал в древней Центральной Америке? Те, что легко заметить невооруженным глазом: Солнце, Луну, Венеру, Марс, Юпитер, звезды и созвездия, кометы, солнечные и лунные затмения, ежегодный цикл Плеяд.[2]

Жрец наблюдает за ночным небом, Кодекс Мендоса

Жрец наблюдает за ночным небом, Кодекс Мендоса

В данной статье мы кратко рассмотрим несколько аспектов, имеющих отношение к самому значимому из этих объектов – Солнцу. Разумеется, данные, представленные здесь, не могут считаться исчерпывающими по теме. Это лишь краткий обзор основных проблем и вопросов, связанных с местом Солнца в культурах древней Месоамерики.  Таким образом, здесь мы коснемся только одного небесного объекта из многих, исследуемых археоастрономами.

Именно Солнце определяет наш жизненный ритм. Движение Солнца в течение года дает нам четыре ключевые даты: осеннего и весеннего равноденствий, летнего и зимнего солнцестояний.

Движение Солнца в дни равноденствий и солнцестояний

Движение Солнца в дни равноденствий и солнцестояний

На данной картинке показано движение Солнца для умеренных широт. Здесь Солнце никогда не достигает зенита, а центром ночного неба является Полярная звезда. В пределах тропика Рака (южнее 23°26’ с.ш.) характерно достижение Солнцем зенита в своей высшей точке в день летнего солнцестояния. На широте 23°26’ с.ш. Солнце только доходит до зенита (то есть располагается прямо над головой наблюдателя), а вот в более южных широтах (до 23°26’ ю.ш.) Солнце проходит через зенит 2 раза в год. Чем ближе к экватору, тем интервал между двумя прохождениями Солнца через зенит будет больше.

Если мы будем наблюдать движение солнца в течение года в одно и то же время и фиксировать свое наблюдение, то в итоге получим такую картинку (аналемму).

Для северных широт

Для северных широт

 Для средних широт

 Для средних широт

Самая верхняя точка аналеммы – это летнее солнцестояние. Самая нижняя – зимнее. Точка пересечения – это 15 апреля и 29 августа. Чуть ниже точки пересечения находятся положения Солнца в дни равноденствий. Если для средних широт аналемма расположена под наклоном, то в тропиках она лежит горизонтально. А это значит, что древним жителям Месоамерики не казалось, что в дни солнцестояний светило было выше или ниже, для них эти две точки характеризовали крайнее южное и крайнее северное положения Солнца.

Из-за своего положения в пределах тропика Рака географическая широта Месоамерики определяет ряд особенностей по отношению к наблюдению Солнца. Если в более северных широтах выделяется 4 сезона, то в тропиках только 2 (сезоны дождей и засухи). Для этой территории очень важную роль играют такие явления, как прохождение солнца через зенит, так как оно связано с климатом. Первое прохождение солнца через зенит знаменует скорое наступление сезона дождей, что является необходимым условием для посева маиса. Эта взаимосвязь нашла отражение в мифологии и ритуалах.[3]



[1] Johanna Broda. Mesoamerican Astronomy and the Ritual Calendar, стр.250\Science Across Cultures: The History Of Non-Western Science. Volume 1 Astronomy Across Cultures 2000

[2] Johanna Broda. Mesoamerican Astronomy and the Ritual Calendar, стр.234\Science Across Cultures: The History Of Non-Western Science. Volume 1 Astronomy Across Cultures 2000

[3] Stanislaw Iwaniszewski. The Length of the Year in Maya Calendar and Astronomy, стр. 291\Anthropological Notebooks 2013, Year XIX, supplement