Клеймение рабов

Аверкиева Юлия Павловна ::: Рабство у индейцев Северной Америки

Клеймение рабов. Некоторые указания дают возмож­ность предполагать наличие обычая клеймить рабов. „Назна­ченному в плен,—сообщает Вениаминов—делали кровавое пятно на лице и на лбу, а кого хотели убить, у того отре­зывали которое-нибудь ухо или другую какую-нибудь часть тела“.[1] В одной из легенд квакиютль „О Тяжести на полу“ раб узнан по шраму на ноге. Как нанесен был этот шрам — неизвестно. Существовала также определенная система нака­зания рабов, на которую опиралась система внеэкономиче­ского принуждения раба. Самым большим преступлением раба считался побег, ибо он наносил наибольший экономический ущерб хозяину. Побеги эти были довольно частым явлением, на что указывает и существование в языке квакиютль спе­циального термина для сбежавшего раба—klewuns. Этот тер­мин совершенно специален и отличен от термина qlaku—„раб"; в основе его лежит корень к!ех с глагольным значением „бе­жать". Термин klewuns значит не только „сбежавший раб“, но выступает также в значении „приобретенный, благодаря бегству", что свидетельствует о частых случаях присвоения сбежавших рабов лицами, поймавшими их, и тогда раб обо­значался klewuns. Sproat указывает, что лицо, поймавшее чу­жого раба, старается его поскорее продать,[2] по вполне есте­ственным причинам, чтобы его не отнял у него настоящий хозяин.



[1]    Вениаминов, Записки, ч. III, стр. 105.

[2]     Sproat, Scenes and Studies, p. 91.