Долины Вильканота и Апуримак
Долины Вильканота и Апуримак
В небольшой горной долине восточного склона Анд, впадающей в долину р. Вильканота, или Урубамба, на высоте около
Культура Чанапата
Поселение Чанапата, открытое Дж. X. Роу в
Строительные остатки. Обнаруженная стена принадлежала, по-видимому, углубленному в материк помещению и была сложена из грубого камня[388]. Целиком помещение не вскрыто, так что судить о его назначении невозможно. Внутренний фасад стены ровный вертикальный. Только нижний ряд камней слегка выдается вперед. Та сторона, которая упирается в материковую глину, неровная. Верхняя часть стены была, возможно, сложена из адобов. На полу помещения — слой песка толщиной около
Кроме описанной постройки, в обрезе проходящей по памятнику дороги и в других местах замечены следы каменных кладок и вымосток. Одна из таких кладок, возможно, относилась к подпорной стене платформы.
Погребения. В траншее вскрыты четыре человеческих захоронения и одно погребение ламы. Покойники похоронены в тесных ямах, сидя, с поджатыми к подбородку ногами. Вещей нет. Сверху могилы заложены камнями. Это г заклад зачастую провален внутрь ямы. Ориентировка покойников различная. Лама зарыта в неглубокой яме, на левом боку, головой к западу.
Поскольку в могилах не оказалось вещей, а стратиграфически их положение недостаточно выразительно [389], связывать их с найденной постройкой можно только условно. Вероятнее всего, они одновременны, но и это нельзя считать доказанным.
Керамика. Наиболее распространенными формами посуды в Чанапате были различного рода миски. Здесь встречаются фрагменты округлых мисок, у которых стенки суживаются так, что диаметр нижней части сосуда больше диаметра устья[390]. Много мисок с вертикальными стенками [391]. У некоторых экземпляров стенки расходящиеся [392]. Есть плоские блюда [393] и сосуды с низкой вертикальной шейкой [394].
Венчики имеют самый разный профиль. Они могут равномерно расширяться [395], иметь утолщение[396], быть оттянутыми наружу [397], а также загибаться внутрь сосуда [398]. Очень характерны вертикальные петлевидные ручки, которые идут от венчика к стенке [399], а иногда прилеплены прямо на стенку[400].
Орнаментация посуды разнообразна. Используются два основных приема нанесения орнамента: лепка и прочерчивание. На сосудах часто налеплены фигурки животных неопределенного вида с большой круглой головой и большими глазами. Такие налепы встречаются как на стенках, так и на ручках [401]. Иногда на стенках изображены зооморфные фигуры, стоящие в профиль [402]. Кроме таких изображений, часты вертикальные лепные валики с насечкой [403]. Широко распространены насечки и ямки [404], так же как и прочерченный орнамент. Преобладают геометрические узоры, причем среди них нередки линии, изогнутые под прямым углом и образующие ступенчатый рисунок [405]. Прочерченными линиями выполнены иногда и зооморфные изображения [406].
Расписная керамика также встречается, хотя гораздо реже. В росписи употребляются белая и красная краски, покрывающие отдельные зоны.
Камень, кость. Среди каменных предметов, встреченных в Чанапате, есть несколько треугольных обсидиановых наконечников [407], небольшой ударник [408], лощило [409] и маленькая, грубо вырезанная фигурка из сланца[410].
Культурный слой Чанапаты содержит довольно много костяных изделий. Набор их разнообразен и включает предметы самого различного назначения. Среди них шилья [411], орудия с округлым (лощила) или прямым концом [412]. На одной кости схематически вырезана головка ламы [413]. Резной головой украшен и другой предмет, который, возможно, был рукояткой копьеметалки [414]. Кроме рукоятки, найдены и обломки крючков этого оружия. Из кости делались и подвески или амулеты в виде тонких пластинок с отверстием, а также иглы и булавки [415]. Небольшой черпак или ковш был изготовлен из черепа мелкого животного [416]. Металлические изделия не найдены.
Периодизация. В нижних слоях поселения Чанапата встречается черная лощеная керамика. В верхних слоях ее процентное содержание уменьшается, зато увеличивается доля красновато-коричневой керамики. На этом основании Роу выделяет два этапа существования культуры Чанапата: ранний и поздний[417]. К позднему периоду он относит — правда, только по подъемному материалу — поселение Уимпилья и некоторые другие памятники.
Территория распространения культуры Чанапата довольно велика. Большинство памятников открыто в непосредственной близости к Куско. Однако несколько пунктов с керамикой этой культуры расположено на расстоянии более
Культура Чанапата принадлежала оседлому, скорее всего земледельческому населению, о хозяйстве и общественном устройстве которого по имеющимся сейчас материалам судить невозможно.
Керамика типа Карменка
На поселении Чанапата найдена довольно грубая керамика, часто покрытая светлым ангобом. Это обломки небольших мисок и маленьких горшков с нешироким горлом. На них красной краской нанесены точки и прямые или волнистые линии. Встречен также обломок статуэтки[419].
Хронологическое положение этой керамики определенно. На поселении Чанапата она найдена в самой верхней части культурного слоя. В Батан Урко, многослойном поселении, раскопанном М. Чавес Бальоном, она залегает выше слоев культуры Чанапата. Роу выделяет ее в отдельную группу, называя керамикой Карменка.
Культура Чанапата
1-12, 15 — керамика; 13, 14, 16, 17 — глиняные фигурки и фигурные налепы на 19 — каменные наконечники; 20, 21 — костяные орудия; 22—24 — фигурные поделки из кости
Памятники культуры Уари
Следы культуры Уари встречены и в районе Куско. Роу предполагает, что загадочные руины Пикильята связаны именно с этой культурой[420]. Однако окончательно этот вопрос не может быть решен, так как на Пикильята не найдено культурного слоя. Предположение Роу базируется прежде всего на сходстве приемов кладки стен этого памятника и архитектурных остатков городища Уари. Серьезным свидетельством в пользу такого предположения служит открытие керамики Уари в культурном слое Батан Урко, где она залегает над слоем с керамикой Карменка.
Раннеинкские материалы района Куско
При раскопках инкской крепости Саксауаман Роу нашел керамику, которую он назвал Кильке. Он относит ее ко времени, предшествующему классическим инкам, и считает раннеинкской[421]. Впервые такую керамику встретил Л. Валькарсель еще в
Среди группы Кильке, есть широкогорлые сосуды с суживающимся внизу туловом и двумя горизонтальными лентообразными ручками по бокам; округлые плоскодонные сосуды меньшего размера с небольшой шейкой и вертикальной лентовидной ручкой, идущей от венчика к тулову; глубокие блюда с расходящимися сторонами и с выступающей ручкой, которая продолжает вверх линию стенки сосуда; плоские дисковидные блюда со слегка приподнятыми краями. Есть также кубки-«керо» и миски.
Орнаментирована керамика Кильке скромно — простыми линейными узорами, наколами, иногда моделированными личинами на шейке сосуда. Некоторые мотивы близки к орнаментации классической инкской посуды, но не совпадают с ней в деталях.
Вместе с этой керамикой найдены фигурки из глины, сланцевые «ножи», пряслица и просверленные гальки.
Керамика Кильке встречена на нескольких памятниках около Куско, но ни один из них не подвергался раскопкам.
Хронология
Древности Центральных гор далеко не всегда можно правильно сопоставить между собой. Это происходит из-за недостатка хорошо документированного раскопочного материала и относится прежде всего к древностям бассейнов рек Мантаро и Пампас. Несколько лучше обстоит дело с районом Куско, памятники которого позволяют построить хронологическую колонку для древностей всех Центральных гор.
В самом нижнем слое поселения Батан Урко лежит материал культуры Чанапата. Над ним залегают последовательно культурные слои с обломками керамики типа Карменка и Уари. На поверхности здесь найдены обломки ранней и поздней инкской керамики. Такое расположение слоев подтверждено стратиграфией памятника Янаманча, где поздняя керамика культуры Чанапата также лежит ниже слоя культуры Уари.
Эти стратиграфические наблюдения позволяют достаточно четко привязать культуру Уари в бассейне р. Мантаро к хронологии района Куско.
На поселении Пильючо близ г. Аякучо обнаружен комплекс, который Л. Г. Лумбрерас считает остатками жертвоприношения. В комплексе вместе с сосудом группы Архалья находился каменный сосудик в виде ламы — вещь инкского облика [422]. Это позволяет Лумбрерасу считать, что памятники такого типа относятся ко времени инкского завоевания или немного более ранним периодам [423].
Чавиноидные памятники района г. Аякучо, конечно, старше, чем Уари. Они близки по времени к культуре Чанапата и, вероятно, несколько предшествуют ей. Это подтверждается и находками на поселении Уичкана.
Орнаментика посуды культуры Уари тесно связана с тиауанакоидной росписью керамики позднего периода культуры Лима на Центральном побережье Перу. А орнамент керамической группы Аякучо явно находился под влиянием орнаментики южнобережной культуры Наска Y. Поэтому можно говорить об их синхронности.
Для памятников Центральных гор определены только три даты по С14. Все образцы взяты на поселении Чанапата. Одна дата — Gx-203 3330±240 (1380±
[369] Там же, рис. 17, С, L; 18, I, Р.
[370] Там же, рис. 17, К, N; 18, D.
[371] Там же, рис. 17, D, Н, М; 18, В, М, О.
[372] J. Н. Rowe, D. Collier and G. R. Willey, 1950, стр. 128; W. C. Bennett, 1953, стр. 100—101.
[373] W. C. Bennett, 1953, рис. 21, В.
[374] Там же, рис. 21, С.
[375] Там же, рис. 21, А.
[376] Там же, рис. 21, D, G.
[377] Там же, рис. 21, I, L — N, Q, R.
[378] См.: J. A. Ford, 1949; Он же, 1962; Дж. А. Форд, 1962. Даты, полученные при помощи этого метода, требуют очень осторожного подхода, так как часть из них определяется по подъемному материалу, а процентные соотношения керамики различных типов в нем несопоставимы с соотношениями керамических типов в слое.
[379] D. Menzel, 1964.
[380] Интересны находки экспедиции Дж. X. Роу в долине Андауайлас на Апуримаке, где в нескольких пунктах обнаружена оранжевая керамика с черно-красной росписью. Роу называет ее Уайуака и считает одновременной посуде группы Уари, но полагает, что она принадлежала местному населению, находившемуся в тесной связи с носителями культуры Уари. См.: I. Н. Rowe, 1956, стр. 143.
[381] S. L. G. Lumbreras, 1959b, стр. 230—236.
[382] Там же, табл. LX, слева.
[383] Там же, табл. LIX, а.
[384] Там же, табл. LVII, а, b.
[385] Там же, табл. LXII, 3.
[386] Там же, табл. LIX, е; LX, справа.
[387] J. Н. Rowe, 1944, стр. 10—23.
[388] Там же, табл. I, 4.
[389] Там же, рис. 3.
[390] Там же, рис. 11, 3; 14, 8.
[391] Там же, рис. 13, 1, 7.
[392] Там же, рис. 12, 1; 14, 9.
[393] Там же, рис. 14, 2, 11.
Там же, рис. 10, 9.
[395] Там же, рис. 12, 8; 13, 1, 7; 15, 2.
[396] Там же, рис. 10, 14; 15, 12, 13.
[397] Там же, рис. 10, 4, 5, 7; 11, 3; 12, 3; 15, 9..
[398] Там же, рис. 13, 2, 6; 14, 10.
[399] Там же, рис. 14, 8, 10.
[400] Там же, рис. 12, 1; 14, 9.
[401] J. Н. Rowe, 1944, рис. 11, 2—4.
[402] Там же, рис. 11, 6.
[403] Там же, рис. 10, 4, 7, 8.
[404] Там же, рис. 10, 5, 6, 9, 12, 13.
[405] Там же, рис. 10, 3; 13, 1, 4, 7; 15, 2, 9.
[406] Там же, рис. 12, 1—7.
[407] Там же, рис. 17, 11, 13.
Там же, рис. 17, 15.
[409] Там же, рис. 17, 14.
[410] Там же, рис. 17, 10.
[411] Там же, рис. 16, 9—12.
[412] Там же, рис. 16, 13—15; 17, 9.
[413] Там же, рис. 17, 7.
Там же, рис. 17, 3.
[415] Там же, рис. 17, 1, 2.
[416] Там же, рис. 16, 17.
[417] J. Н. Rowe, 1956, стр. 143.
[418] J. Н. Rowe, 1956, стр. 143, 144.
[419] J. Н. Rowe, 1944, стр. 19, 20; рис. 16, 3—8.
[420] J. Н. Rowe, 1956, стр. 142, 143.
[421] J. Н. Rowe, 1944, стр. 61.
[422] S. G. Lumbreras, 1959b, табл. LIX, с.
Там же, стр. 235, 236.
[424] Н. W. Krueger and. С. F. Weeks, 1966, стр. 155.
[425] F. Yamasaki, Т. Нamada and Ch. Fujiyama, 1966,