Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Канадская «Комиссия истины и примирения»: тысячи детей аборигенов гибли в школах-интернатах

Надпись на доске: "Не лги". Школьники кри в Саскачеване, 1945 г.

03.06.2015. IndiansWorld.org. В течение 5 лет «Комиссия истины и примирения» во главе с судьей Мюрреем Синклером изучает одну из самых мрачных глав в истории Канады. Однако главный вопрос остается без ответа – сколько же в точности детей-аборигенов погибли в школах страны?

Синклер сообщил, что федеральное правительство Канады остановило сбор данных о смерти в школах ок. 1920 г., когда главный медицинский специалист по делам индейцев заявил, что дети умирают с пугающей скоростью. «Он был уволен, - говорит Мюррей Синклер. - Правительство прекратило регистрацию детской смертности в школах, вероятно потому, что, как мы думаем, ее уровень был слишком высоким».

По приблизительным подсчетам комиссии, около 6 000 детей-аборигенов погибли в канадских школах, но эти цифры нельзя назвать окончательными. «Считаем, что сложилась ситуация, которая требует дальнейшего расследования», - отметил судья.

История возникновения и создания специальных школ, куда забирались дети коренных народностей Канады, чтобы «избавить их от индейскоскти», насчитывает 130 лет.

В шести томах своего доклада, который должен был опубликован в прошедший вторник, комиссия собрала сообщения выживших участников, а также изложила свои рекомендации касательно вопроса наследия политики насильственной ассимиляции.

Изначально перед комиссией не стояла задача подсчета не вернувшихся назад домой детей, но вскоре это вопрос стал одним из ключевых, отмечает г-н Синклер.

Школы были переполнены, плохо вентилируемы, в них царила антисанитария. Дети умирали от оспы, кори, гриппа и туберкулеза. Некоторых из них хоронили в безымянных могилах на школьных кладбищах, других записывали как «без вести пропавших», в ряде случаев родители так и не узнали, что случилось с их ребенком, хотя тех записывали, как покинувших школу.

Некоторые канадские провинции передали комиссии свидетельства о смерти, однако Синклер отмечает, что работа далека от завершения. «В докладе мы даем свои рекомендации по этой теме. Мы сообщаем вам, что очень многих данных нет».

150 тыс. детей первых наций, инуитов и метисов были взяты из своих семей и принуждены к посещению правительственных школ. И эта политика продолжалась на протяжении большей части прошлого столетия.

$60-миллионная комиссия была частью знакового компенсационного соглашения между Оттавой, Короной и живыми участниками школ для коренных народов. Члены комиссии побывали в сотнях общин и заслушали показания 7 000 выживших из числа тех, кто несколько десятилетий назад посещал подобные правительственные школы. Были документально зафиксированы показания о необузданном физическом и сексуальном насилии в отношении детей-аборигенов.

Наследие школ очевидно сегодня, утверждает Синклер. Высокий уровень бедности, большое количество детей-аборигенов, попадающие в приемные семьи, непропорционально большое количество коренных жителей, оказывающихся в тюрьме, сотни убитых и пропавших без вести женщин-аборигенов. Все это современное состояние коренного населения Канады, которое корнями уходит в прошлое с правительственными школами.

Представитель Ассамблеи первых наций отметил, что одной из задач подобного примирения является обеспечение уверенности в предоставлении детям аборигенов того же уровня жизни, что и другим. Если этого не произойдет, тогда исторические извинения Премьер-министра Стивена Харпера 2008 года, принесенные выжившим участниками программы школ-интернатов для детей коренных народов, ничего не значат: «Если уж мы говорим о примирении, тогда извинения должны сопровождаться делами».

Церкви, причастные к управлению большинства таких школ, обещали содействовать примирению. В письме из оттавской епархии архиепископ Терренс Прендергаст призвал покаяться за то, как церковь обращалась с коренными народами: «Мы помним прошлое и искренне просим прощения». Англиканская церковь Канады принесла свои извинения студентам и их семьям в 1993 году.

Некоторые беспокоятся о том, что комиссия завершит свою работу до того, как начнут предпринимать реальные шаги исцеления. Эрик Робинсон, министр по делам коренных народов Манитобы, был среди тех, кого забирали в подобные школы – в пятилетнем возрасте его туда забрали, а выпустили в девятилетнем. Он считает, что ему ещё повезло. Необходимо провести дополнительное исследование, чтобы выяснить количество умерших там детей, считает он. Также следует всесторонне проанализировать проводимые в то время медицинские эксперименты и практику принудительной военной подготовки.

«Пяти или шести лет недостаточно, чтобы выявить все страдания и боль, которые испытывали индейцы более ста лет. Нам фактически нужен постоянный форум».

Г-н Синклер отметил, что ответственность за налаживание связей с аборигенными народами ложится на всех канадцев: разговоры людей на уровне сообществ, преодоление расизма, с которым выросли люди, преодоление стереотипов. «Перво-наперво нужно осознавать, что люди связаны с коренными народами, как ни с чем другим».


Источник – huffingtonpost.ca

Частично использован перевод Центра актуальной политики