Принципы и методы сапатистов

Нил Харви
:::
Статьи и материалы
:::
Мексика
Принципы и методы сапатистов

Сапатисты вернулись, чтобы поделиться опытом

Нил Харви[1]

Ла-Хорнада, 30 августа 2013 г.

Недавно, с 12 по 16 августа в Чиапасе была открыта "маленькая школа сапатизма", которая выполняла двойную функцию:  с одной стороны, она собрала учащихся, которые прибыли в Чиапас в рамках новой политической инициативы сапатистов,  начавшейся 21 декабря прошлого года «маршем молчания».  Новая инициатива сапатистов является очередной попыткой поделиться собственными наработками –  а именно,  анализом своего непосредственного опыта в строительстве общинной, муниципальной и региональной автономии, уроки которой могли бы найти применение в других сферах местного самоуправления.

С другой стороны, "школа сапатизма" является продолжением тех докладов, которые были представлены на состоявшейся ранее в 2007 году Встрече сапатистов с другими народами мира, но в этот раз с большей глубиной содержания и другой формой организации: к каждому учащемуся был прикомандирован один сапатист – мужчина или женщина из «баз поддержки», что позволило усилить и обогатить непосредственное личное взаимодействие, в то время как параллельные презентации и семинары позволяли глубже проводить разъяснение предмета и анализ не только успехов, но ошибок и недостатков работы, и находить пути к их исправлению.

На занятиях "маленькой школы сапатизма" появилась возможность заглянуть вглубь сапатистских общин – через дискуссии, семинары, четыре специально подготовленных книги и два видеодиска, которые рассказывают об автономном управлении, женском вопросе в рамках автономии и сопротивлении  - таковы важные инструменты образования нового поколения сапатистов по вопросам местной автономии.  Образовательный процесс консолидировался вокруг семи основных принципов сапатистского самоуправления:

  • подчиняться, а не командовать
  • представлять, а не подавлять
  • спускаться, а не подниматься
  • служить людям, а не себе
  • убеждать, а не побеждать
  • строить, а не ломать
  • предлагать, а не навязывать.

Таким образом, "маленькая школа сапатизма" стала пространством диалога, возможностью узнать и поделиться не только принципами сапатистского самоуправления, но и методами их реализации.  Однако – что же представляют из себя сапатистские методы?  Если нельзя дать им определение, то вполне возможно дать оценку той форме, которую принимают выносимые сапатистами решения и их реализация на практике.

Сапатистская методика наиболее очевидна в практике, то есть, в способности находить конкретный и креативный ответ на встающие вопросы.  Именно практика является тем критерием, по которому реализуются упомянутые выше семь основных принципов сапатизма.

В процессе работы школы, были представлены пять основных тем:

  1. автономное самоуправление,
  2. женский вопрос,
  3. сопротивление,
  4. правосудие и
  5. демократия.

По каждой теме был представлен наработанный сапатистами опыт, который сопровождался различными вариантами анализа, консультаций и размышлений – этот процесс составляет главный сапатистский метод реагирования на новые задачи и проблемы. 

В частности, создание хунт доброго правительства (Juntas de Buen Gobierno, JBG) на региональном уровне помогло решать проблемы неравномерного развития среди автономных муниципалитетов, которые было созданы в 1994 году. Как результат этой реорганизации, среди сапатистских общин улучшилось распределение помощи, которую оказывают солидарные с сапатистами базы поддержки.

Касательно вопроса участия женщин в управлении, Хунты доброго правительства стремились добиться равного представительства женщин (например, в составе Хунты доброго правительства Ла-Реалидад  представительство женщин увеличилось с одной до двенадцати в период с 2003 по 2011 год), однако до сих пор существуют определенные ограничения, основанные на традиции «мачизма» во многих общинах, не позволяющей добиться полного участия женщин в организационной работе.  Эту проблему сапатисты пытаются разрешить путем изменения отношения к женщинам,  ссылаясь на то, что мачизм проистекает не от индейской культуры как таковой, но является наследием колонизаторов,  а впоследствии богатые патроны и плантаторы навязывали индейцам такое отношение к женщине, где индеанка не могла иметь равных прав с мужчиной.  Следовательно, преодоление мачизма в современных сапатистских общинах рассматривается не как попытка сломать индейскую традицию, а как совместная борьба и мужчин и женщин против предрассудков для создания новых форм совместной жизни.

Индейская автономия развивается в условиях сопротивления контр-повстанческим стратегиям, которые до сих пор имеют место в Чиапасе.  Яркими примерами сопротивления являются реконструкция пяти Агуаскальентес после того, как федеральная армия разрушила один Агуаскальентес в Гвадалупе-Тепейяк в 1995 году, и преодоление местных экономических проблем путем создания новых сапатистских банков, которые помогают решать проблему повышения социальных расходов на медицинскую помощь кредитами с 2% ставкой, а также увеличение фронта коллективных работ на благо общин, что позволяет удержать молодежь на местах и предотвратить миграцию.

В вопросах местного правосудия, сапатисты применяют метод реабилитации для предупреждения коррупции, которая в официальной системе правосудия возникает из традиции уплаты штрафов за правонарушения.  Реабилитация осуществляется, в основном, на коллективных работах на благо общины и общественными поручениями, которые  позволяют реинтегрировать правонарушителя в общинную среду и предупреждать рецидивизм. Также необходимо отметить, что сапатистские власти выступают медиаторами между сторонами конфликта, и добиваются урегулирования возникшей проблемы на основе взаимного соглашения.

В заключение можно сделать вывод, что сапатистские методы практической реализации демократии основаны на широком вовлечении индейцев в местное самоуправление.  Например, Хунта доброго правительства в Ла-Гарруча насчитывает 24 представителя власти, избранных секретным голосованием на срок до трех лет, однако рабочая нагрузка распределяется по каждой из трех групп, состоящей из восьми участников, на основе ротации,  то есть, участники групп меняются каждые 10 дней.  Демократия не сводится к выборам, но практикуется каждый день и в каждой сфере жизни.  В частности, предложения Хунт доброго правительства о начале какого-либо проекта должны быть представлены и обсуждены на ассамблеях в каждой общине зоны.  На ассамблеях выносятся предложения об изменении изначальных предложений или свои добавления.

Таким образом, сапатистские методы раскрываются в практике управления и создании жизнеспособных альтернатив.  Эта практика раскрывает необходимое пространство для равного участия всех индейцев в обсуждении своей жизни и реализации различных проектов – таким именно так, через построение новой жизни и исправление ошибок, продолжается поступательное движение вперед.  Таковы методы сапатистов.


Блог «Азбука сапатизма»

Материалы "маленькой школы сапатизма":


Перевод - Таракихи.



[1] Профессор-исследователь Государственного университета штата Нью-Мексико, кампус Лас-Крусес.