Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Дешифровка письма майя — последняя великая дешифровка ХХ века

Беляев Дмитрий Дмитриевич, интервью
:::
Статьи и материалы
:::
майя

Ивар Максутов (главный редактор, сооснователь Редакционно-издательского дома "ПостНаука")

Дмитрий Беляев (кандидат исторических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, заместитель директора Учебно-научного Мезоамериканского центра им. Ю.В. Кнорозова ФИПП РГГУ)


И. Максутов — Расшифровка письменности майя произошла только в середине XX века. Что нам известно о древней цивилизации?

Д. Беляев — Дешифровка письма майя — последняя великая дешифровка ХХ века. Письменность майя не была связана с другими письменными традициями Старого Света. Она очень своеобразна, поэтому многие западные и отечественные исследователи ставят работу Кнорозова на один уровень с дешифровкой Шампольона, позволившей читать египетские иероглифы.

Благодаря дешифровке письменности майя мы открыли совсем другой мир древней цивилизации, отличной от нас и хронологически, и территориально, и культурно. До Кнорозова про майя было известно лишь из испанских источников, которые описывали эту культуру в конце XV — начале XVI века, в момент, когда пришли европейцы.

Важный вклад в исследование культуры майя внесли миссионеры, францисканцы. Без их описания дешифровка случилась бы наверняка позднее. Один из ключей, которым воспользовался Кнорозов при дешифровке, был создан монахом, на тот момент провинциалом францисканского ордена на Юкатане, а позднее епископом, Диего де Ланда. Конечно, он не знал, что такое словесно-слоговая система письма и не владел терминологией, но он довольно точно описал систему письма майя и дал со слов своего информанта несколько примеров того, как она функционирует. Это позволило Кнорозову дешифровать систему письма майя, после чего она заговорила сама.

Конечно, встает вопрос, как переводить настолько древние тексты очень отличающейся от нас культуры. Но даже когда мы пытаемся понять неизвестный термин, типологически разобраться с тем или иным явлением, благодаря дешифровке мы все равно ведем диалог с самой культурой без посредничества испанцев XVI века или других европейских авторов. И это очень важно.

На сегодняшний день мы довольно неплохо знаем про религиозно-мифологическую систему и представления майя о мире, жизни и человеке. Мы очень хорошо знакомы с политической организацией и историей, войнами, династическими браками, взаимоотношениями между государствами. Плохо изучена экономика, так как в письменных источниках про это ничего нет. Естественно, остается загадкой, как жил простой народ. Все иероглифические письменные источники, прежде всего классического периода с конца II — начала III века и заканчивая рубежом IX-X веков, описывают в первую очередь жизнь знати. Поэтому про то, как жили зажиточные горожане, средний класс, который, безусловно, был, чиновники, торговцы, ремесленники или простые крестьяне, мы не знаем ничего.

— Какого типа источниками мы располагаем? Археологические находки, захоронения или какие-то объекты материальной культуры?

— В нашем распоряжении два основных вида источников. Во-первых, монументальные надписи на каменных стелах, притолоках, панелях, тронах. Они рассказывают о политической жизни царских династий, взаимоотношениях между государствами, структуре двора, упоминают должностные лица и титулы.

И у нас есть надписи на керамике и мелкой пластике, в которых больше информации о религиозной жизни. То, что мы знаем про религию, мифологию, мы знаем не из религиозно-мифологических текстов, а через призму того, как религия и мифология преломляются в политике и в династической истории. Записей мифов или мифологического эпоса, сравнимого с древневосточным эпосом о Гильгамеше или египетской Книгой Мертвых, не сохранилось, потому что подобные тексты писались на индейской бумаге, которая изготавливалась из луба фикуса. Поскольку эта бумага в условиях субтропического климата не живет дольше 10–15 лет, то все эти рукописи сгнили или были съедены местными насекомыми.

— Как была устроена религиозная жизнь майя?

— Жизнь майя очень ритуализирована. Царь проводит ритуалы в честь различных сверхъестественных существ. Центральный ритуал, который связывает все воедино: божеств, предков, царскую династию, — ритуал кровопускания царя. Он протыкает свои гениталии, мочки ушей, язык, пускает кровь и таким образом извлекает силу, которая разлита в мироздании, и связывается с предками и божествами. Чем чаще царь проводит данный ритуал, тем он могущественнее.

Второй важный ритуал — это воскурение благовоний. Копал — ароматическую смолу из дерева, которое называлось у ацтеков «копалли», а у майя «ч’ах», — воскуряют в честь богов.

И третий — это календарные ритуалы. Это то, что сильно отличает майя от других архаических цивилизаций и ранних государственных обществ. Важнейшая роль календарных ритуалов — отправление юбилеев. Не только для майя, но для мезоамериканской культуры в целом календарь — это вещь исключительно важная. Календарь не просто организует время, он организует и пространство, и жизнь, и ритуал, и богов. Все зависят от календаря. Один из самых важных ритуалов, про который пишут майя в своих надписях, — это завершение царем календарных периодов. Условно пятилетия, на самом деле это пять периодов по 360 дней. Затем идет середина двадцатилетия, то есть условные десять лет. Крайне важны двадцатилетние периоды, двадцать периодов — 7200 дней. Условно мы их называем двадцатилетиями. Эта канва времени, судя по текстам, каким-то образом подвластна царю. Оно завершается по его повелению. Иногда говорится: «Завершилось такое-то двадцатилетие. Это повелел царь». Либо непосредственно говорится, что царь его завершил. Используемый глагольный корень «цуц» означает не только «завершить, закрыть», но еще и «разметить». То есть время, с одной стороны, крайне важно, потому что оно существует и определяет всю жизнь, а с другой стороны, царь имеет возможность производить с ним какие-то манипуляции.

Особенно значимыми кажутся окончания больших календарных периодов. Приблизительно это наши 400 лет, условные двадцать двадцатилетий майя. Окончание тринадцатого такого периода в текущей эре — это и есть знаменитый декабрь 2012 года, который мы все пережили.

— Как при этом происходит смена правителя?

— Модель исключительно династийная. Родственные связи играют в культуре майя крайне важную роль. Общество уже государственное, но это раннее государство, где передача всех должностей идет по родству. Власть наследует преемник царя, как правило, это сын. Все случаи, когда точная правильная смена власти нарушается, нам особенно интересны, потому что именно эти ситуации и порождали какие-то необычные, неординарные тексты, по которым мы можем судить об особенностях восприятия власти и фигуры правителя, взаимоотношений между людьми, подданными и божествами.

— Как была устроена структура общества древних майя? Из каких основных элементов она состояла?

— Довольно обширная область цивилизации майя — современный полуостров Юкатан, начиная от Карибского побережья и заканчивая нынешней горной Гватемалой, — никогда не представляла собой единого целого. Не существовало единого большого государства, это всегда была территория, разделенная между враждующими, соперничающими, а иногда небольшими союзными царствами, которые часто называют городами-государствами. Другой термин, который предложил отечественный востоковед Игорь Михайлович Дьяконов, — «номовые» государства. Это территориально небольшие объединения по 3-4 тысячи квадратных километров, внутри которых несколько разных городов. Самый большой город — столица, ему подчиняется целая иерархия городов поменьше. Каждое из этих государств в той или иной степени имело аналогичную внутреннюю структуру.

Существовала сильная социальная стратификация. Различия между знатью и простым населением, как мы можем видеть по археологическим материалам, велико. Если представить структуру общества майя в виде пирамиды, то ее вершину занимал царь и царский дом. Они все назывались одним термином «ахав». Это обозначение и должности царя, и ранга, и социального статуса. Потом шли другие знатные фамилии, которые представляли собой либо боковые ветви царского дома и правили в подчиненных городах, либо это не родственники царя, но при этом очень важные люди, обладающие рангом, близким к царскому. Ниже располагалась обширная прослойка: группа знати, среди которой были наместники подчиненных областей и городов, царские чиновники, писцы, военачальники.

Человек знатен не просто потому, что происходит из определенного рода, но еще и потому, что он вовлекается в управление, служит царю. Он либо воюет, либо осуществляет административную деятельность, либо, что очень важно, производит ритуальную деятельность.

— Жречество являлось отдельным сословием в обществе майя?

— В обществе майя классического периода жречества как отдельной социальной группы не было. Ритуальные функции, то есть связь со сверхъестественным, коммуникация с божествами, предками, осуществлялись всеми носителями власти. Судя по всему, общение с разными категориями сверхъестественных существ, среди которых очень важную роль играли предки, у простых людей, горожан и крестьян осуществляли главы семейных коллективов.

Есть титулы, по которым мы можем понять их связь с ритуальной деятельностью. Например, тот, кто воскуряет копал — «ч’ахом», человек, который бросает в курильницу ароматическую смолу. Есть титул «вайяб» — сновидец, тот, кто спит и в снах общается со сверхъестественными существами. Но, во-первых, это титулы и должности, которые занимают люди, одновременно являющиеся полководцами. Во-вторых, это администраторы, которые управляют городами и областями, приближенные царя. Это особенность, судя по всему, архаической цивилизации в целом.

Ритуальная деятельность есть такая же форма деятельности, как и деятельность военная, административная, экономическая. Такая же часть жизни. Если ты глава своего родового объединения, если ты глава своего семейного коллектива, то все равно общаешься с божествами и предками просто потому, что ты уважаемый человек. А так как всю религиозную и социальную систему пронизывал культ предков, то жрецы и не нужны.

После кризиса классического общества майя на рубеже 1-2 тысячелетия н. э., так называемого коллапса майя, и в той культуре, которую застали испанцы, была уже отдельная жреческая иерархия. Появился специальный термин «ах-к’ин», который означает «жрец». Исходно это человек, который считает дни. То есть это не просто жрец, а человек, который гадает по гороскопу и занимается счетом дней. Они образовывали отдельную иерархию. Появился верховный жрец. Некоторые источники говорят, что верховный жрец был в каждом государстве. Либо он был один на всем Юкатане. Это уже жречество, которое мы видим в других древних обществах.

Более ранние государства майя — это общества, в которых действительно нет различий между общением с людьми, живущими рядом с вами, и общением с предками, которые живут на самом деле тоже рядом с вами, но в другом мире. Просто общаетесь вы с ними путем других социальных технологий.

— Возвращаясь к социальной структуре, как выглядит расслоение общества?

— В городах, которые составляют эпицентр классической цивилизации, жили люди совершенно разного достатка. Есть люди довольно зажиточные, которые связаны с ремеслом, искусством или торговлей. Своего рода средний класс. Это довольно обширная прослойка, у которой были приличные дома и красивая керамика, конечно, не приближающаяся к шедеврам расписной керамики, которая изготавливалась ремесленниками при царском дворе, но все равно довольно красивая. В захоронениях людей из этой категории находят престижные привозные объекты. Чем крупнее и могущественнее был город и государство, столицей которого он был или в которое входил, тем больше было зажиточных людей, обогащавшихся за счет торговли.

Нельзя сказать, что люди, жившие в мелких городах и сельских общинах, были абсолютно бедными, несчастными и угнетенными. Чем больше археологи раскапывают сельских поселений, тем больше видно, что там тоже была зажиточная верхушка, люди, связанные со знатью среднего уровня, были общинные лидеры, которые неплохо жили.

— Какую роль играли женщины в культуре древних майя?

— Женщины играют, безусловно, важную роль. Не только как объект политических и матримониальных взаимодействий, но и как субъект. Мы знаем о женщинах-правительницах: когда у царя нет мужских потомков, правительницей становится женщина. Хотя этих случаев не так много. Но в то же время мы знаем и о ситуациях, когда женщины были правительницами реальными. То есть официально правитель присутствует, но это ребенок, и за него правит мать. Она изображается на монументах как полноправная властительница в женском одеянии, но с военными символами.

Бывали случаи, когда при взрослом царе реальным правителем становилась его жена. Она так же изображалась на монументах. Возможно, это было связано с болезнью царя. Своеобразный аналог средневековых слабых королей, французского Карла Безумного и нашего Петра III.

В Пьедрас-Неграс, одном из самых интересных городов майя на границе нынешней Мексики и Гватемалы, есть монумент начала VIII века, где нарисована царица, жена царя. На троне рядом с ней сидит ее маленькая дочка. В надписи сообщается, как родилась эта царица, как она вышла замуж, как у нее родилась дочь. Это абсолютно такая женская ситуация, при этом царь присутствует в тексте, но он не играет важной роли в этой паре. Похоже, в таких уникальных ситуациях сильные лидеры, которыми могли быть и женщины, конечно, играли свою важную роль, брали в свои руки власть. И хотя эта ситуация недевиантная, но все-таки немного необычная. Про это всегда писали с какой-то опаской.


Источник – ПостНаука, 17.06.2014.