Земледельцы за работой
На боливийской высокогорной равнине (3000 м 4.000 м), над которой синеют ледники Анд, ламы тащят соху. Женщины сушат собранные мужчинами листья коки, кустарника высотой от полутора до двух метров.
Для каждого материка характерно какое-либо свое особое растение: пшеница для Европы, сорго для Африки, рис для Азии, а для Америки маис, кукуруза. Когда землепашество понемногу заменило собой примитивное собирательство, крестьяне превратили кукурузу в божество. Парой богу «Кукурузе» был Тлалок, бог Дождя, столь необходимого для ее произрастания. Маис, Тлалок, Старый бог Огня и Ягуар, эти представители природных вулканических сил и животного мира являются для индейцев символом жизни.
Писакские «анденны» взбираются вверх над долиной реки Урубамбы, текущей к подножью Мачу-Пикчу. На этих орошаемых террасах инки обрабатывают землю мотыгами и каменными топорами (чем не неолит?) Они сажают маис, «белую кукурузу», обладающую непревзойденными качествами.
Кукуруза неотделима от Америки с момента возникновения доколумбовского сельскохозяйственного населения. Древнейшая дикая кукуруза датируется 7000 годом до н. э. Это было худосочное степное растение с початком в дюжину зернышек. Благоприятным для нее климатом является тот, что характерен для сухой долины Теуакана. Усердие селекционеров позволило получить современный початок, дающий зерна в двести раз больше, нежели дичок! Сегодня известно более полутора тысяч сортов маиса...
Без искусственного орошения все эти достижения были бы невозможны: каналы доставляют воду в долину Теуакана вот уже несколько веков. Удачный опыт, столь же давний, как и выращивание пшеницы в Египте, был перенесен на другие растения, в том числе на зерновые, как-то фасоль (фрисоль), тыквенные, калеба- совые, томаты, стручковый перец и хлопок.
Одна из индейских деревень, встречающихся на бескрайних равнинах Запада. палатки-хижины, «типи», состоят из тринадцати связанных жердей, па которые набрасывается несколько тщательно сшитых шкур. Левую «типи» украшают нарисованные красной краской рогатые «вапити». Одни женщины собирают рябину, из которой делают брагу, другие рассматривают молодые побеги табака. Высушив их широкие листья, они наделают табака для длинной тростниковой трубки вождя их деревни.
В долине Теуакана, что севернее Пуэблы, крестьяне роют арыки для полива молодых побегов кукурузы, наличие кактусов-«канделябров» указывает па сухость почвы. Крестьянские жилища, устроенные под скалами, обитаемы с VIII тысячелетия.
Есть мнение, что за две-три тысячи лет до нашей эры в Теуаканском поречье жило народу в сорок раз больше, чем около 7000 года до н. э. В начале же нашей эры ее население было в сто пятьдесят раз более многочисленным! Если бы в ту же эпоху доисторическое население Франции увеличивалось такими же темпами, то при Юлии Цезаре оно равнялось бы семидесяти пяти миллионам, а не семи миллионам человек! Эти выкладки, пусть теоретические, указывают на бурный прогресс городских индейских цивилизаций до того, как испанцы самым жестоким образом его прервали!
На опушке амазонского леса, образовавшейся в результате выжигания, женщины собирают разбухшие корпи маниока, которые находят среди по- лусгоревших корней. Они наполняют ими корзипы-«спартри», сплетенные из волоса или камыша, которые носят мужчины с помощью перевязи, набрасываемой на лоб.
Болота Тескоко поделены каналами на квадраты, на земле которых произрастают овощи и цветы. «чинампас» На индейском языке «науатле» эти участки почвы называются «шочимилько», что буквально значит «место полей и цветников»