Южный Белиз в поздний классический период: общие выводы

Стюфляев Максим ::: История царств майя

В предыдущих разделах очерка мы подробно остановились на истории царств Ун (Пусильха) и Вакаам (Ним-Ли-Пунит), теперь же рассмотрим общую ситуацию в регионе в поздний классический период. Как уже говорилось выше, Ушбенка, вероятнее всего, занимала ведущее положение в регионе в раннюю классику, а местные цари поддерживали тесные связи с могущественным Кукулем. Однако в середине VI века Кукуль ослабел и потерпел поражение в войне против Кануля, что видимо, отрицательно сказалось на позициях его сателлита. Тем не менее, царство со столицей в Ушбенке не исчезло с политической карты, в поздний классический период там продолжали устанавливать монументы. Так, на стеле 14 из Ушбенки частично сохранилась дата Долгого счета, относящаяся к промежутку между 672 и 692 годами. Стела 19 некогда содержала самую длинную надпись в Ушбенке, которая теперь, к сожалению, практически совершенно нечитабельна. Ее дату Ф. Ваньерка на основании прорисовки Д. Монтгомери реконструирует как 9.12.11.13.11, 3 Чувен 4 Кумк’у (31 января 684 года). Окончание двадцатилетия 9.16.0.0.0, 2 Ахав 13 Сек (9 мая 751 года) было отмечено в Ушбенке установлением стелы 22. Правитель, воздвигнувший ее, носил полный «эмблемный иероглиф», но его имя теперь разрушено и, как полагают, было преднамеренно стерто с монумента еще в древности. Наконец, последний датированный памятник в городище, стела 15, приурочен к юбилею 9.17.10.0.0, 12 Ахав 8 Паш (2 декабря 780 года). Имя и титулы правителя в данном случае опять-таки слишком разрушены, но, если верить прорисовке Д. Монтгомери, он, как и цари соседнего Вакаама, принадлежал к группе «двадцати восьми владык».[i] Археологические данные свидетельствуют о росте Ушбенки в VII-VIII веках, но после 800 года наступил явный упадок и примерно через 100 или 150 лет городище опустело.[ii]

Стела 15 из Ушбенки. Прорисовка Д. Монтгомери

Стела 15 из Ушбенки. Прорисовка Д. Монтгомери 

Об истории Пусильхи и Ним-Ли-Пунита подробно говорилось в предыдущих разделах, здесь уместно лишь напомнить, что на позднюю классику приходится расцвет обоих городищ. В Пусильхе первый известный по источникам «Священный Унский Владыка» воцарился в 571 году, в VII-VIII веках там сложился крупнейший на территории Южного Белиза город. В Ним-Ли-Пуните, судя по обнаружению богатого погребения, связанного с ранней версией дворца, к 400 году уже существовал институт царской власти, но все известные в городище резные стелы были установлены «Священными Вакаамскими Владыками» в два этапа между 731 и 830 годами. Оба центра опять-таки синхронно приходят в запустение примерно после 830 года, хотя в Пусильхе найдено небольшое количество образцов постклассической керамики.[iii] Шнахеб пережил короткий подъем после 750 года, который, не исключено, был связан с какими-то временными трудностями в Вакаамском царстве.

Эпиграфистов и археологов давно занимает важный вопрос: какие отношения связывали «Священных Вакаамских Владык» с крупным городищем Лубаантун, расположенным всего лишь примерно в 15 км на запад от Ним-Ли-Пунита? Широкой публике оно известно, прежде всего, как мнимое место «обнаружения» авантюристом Ф. Митчеллом-Хеджесом хрустальных черепов[iv], но для исследователей истории цивилизации майя представляет интерес в качестве одного из важнейших центров Южного Белиза.[v] Руины Лубаантуна были открыты Т. Ганном еще в 1903 году, в ХХ веке там проводили раскопки Р. Мервин, Т. Джойс и Н. Хэммонд, а с 2009 года городище стало частью «Проекта регионального взаимодействия в Толедо». При сравнении Лубаантуна с Ним-Ли-Пунитом открывается немного парадоксальная картина. По размерам Лубаантун более крупное городище, на его территории располагаются две большие пирамиды и, по меньшей мере, четыре площадки для игры в мяч.[vi] Тем не менее, в отличие от столицы вакаамских владык, там до сих пор не найдено ни одной резной стелы. Единственные известные монументы с надписями из Лубаантуна – это три маркера с южного стадиона для игры в мяч, однако тексты на них слишком разрушены, а потому трудны для чтения и интерпретации. Таким образом, пока остается до конца не ясным, являлось ли это городище резиденцией отдельной династии. Следует обратить внимание, что Лубаантун появился на карте довольно поздно, по оценке Н. Хэммонда, он был заселен лишь около 730 года.[vii] Как показали недавние исследования, керамика Лубаантуна имеет много общего с материалами из Ушбенки, поэтому не исключена возможность, что новый город был основан переселенцами. Опустел он после 900 года.[viii]

Маркер 1 из Лубаантуна. Прорисовка Д. Монтгомери

Маркер 1 из Лубаантуна. Прорисовка Д. Монтгомери

Таким образом, хотя в политической истории Южного Белиза для исследователей еще много неясного, имеющиеся данные дают достаточно оснований для вывода, что в поздний классический период в регионе не было доминирующей столицы, которая удерживала бы соседей под своей властью. Как археологические данные, так и надписи на монументах свидетельствуют об одновременном сосуществовании на этой сравнительно небольшой территории нескольких важных центров: Пусильхи, Ушбенки, Шнахеба, Лубаантуна и Ним-Ли-Пунита. Возможно, в каждом из них правила особая династия, хотя полной ясности и уверенности в этом вопросе пока нет.



[i] Подробнее о поздних монументах из Ушбенки смотрите: Wanyerka P. Classic Maya Political Organization… P. 259-280.

[ii] Prufer K., Thompson A., Meredith C. et al. The Classic Period Maya Transition from an Ideal Free to an Ideal Despotic Settlement System at the Polity of Uxbenká // Journal of Anthropological Archaeology. – 2017. – Vol. 45. – P. 65.

[iii] Irish M., Braswell G. Towards an Archaeological Chronology… P. 272-273.

[iv] Подробнее о Ф. Митчелле-Хеджесе и истории его фальсификации смотрите: «Хрустальный Череп» из Лубаантуна. URL: http://www.mezoamerica.ru/indians/fake/cherep.html

[v] Подробнее о Лубаантуне смотрите специальный материал на сайте «Мир индейцев»: Лубаантун - «место упавших камней». URL: http://www.indiansworld.org/info_lubaantun.html

[vi] Wanyerka P. Classic Maya Political Organization… P. 403.

[vii] Hammond N. Lubaantun… P. 133.

[viii] Irish M., Braswell G. Towards an Archaeological Chronology… P. 273.