Введение
Предлагаемый читателю сборник статей подготовлен на основе материалов симпозиума по проблемам индеанистики, который был проведен Институтом этнографии АН СССР в 1982 г. Первый симпозиум советских индеанистов ставил перед собой цель — выявить основные направления ведущихся в нашей стране исследований, обсудить новейшие научные результаты и наметить возможные перспективы для дальнейшей научной работы в этой области. Материалы, содержащиеся в сделанных на симпозиуме докладах, оказались столь значительными, а интерес к проблемам изучения американских индейцев среди специалистов и широкой общественности столь велик, что подготовка книги на основе этих материалов представляется вполне оправданной и целесообразной.
Как известно, в результате длительного самобытного развития индейские народы Америки создали уникальную культуру, внеся тем самым большой вклад в мировую цивилизацию. Сами же носители этой культуры пережили трагедию иностранных завоеваний и жестокой колонизации, сопровождавшихся физическим уничтожением или вымиранием целых народов, а позднее — трагедию беспощадной капиталистической эксплуатации, результатом которой стала социальная и культурная деградация аборигенов. В то же время история распорядилась так, что уникальная культура коренного населения Америки, как бы оторвавшись от трагической судьбы ее создателей и прямых носителей, пережила поистине глобальное распространение в качестве экзотического и героико-романтического компонента современной массовой культуры, перешагнув национальные, языковые и даже континентальные границы. «Индейцы — неизменные спутники наших школьных лет, герои самых романтических мальчишеских мечтаний. Они знакомы нам по увлекательным и растрепанным книгам, прочитанным тайком, под партой. Мы восхищались бесстрашием наших краснокожих братьев, когда с томагавками в руках они вступали в бой с белолицыми завоевателями. Но томагавком едва ли и не исчерпываются наши знания об индейцах»1, такими словами открывается книга «Индейцы без томагавков» известного чешского этнографа Милослава Стингла.
Конечно, в вышеприведенной цитате верно прежде всего то, что на протяжении долгого времени вымысел и легенда преобладали над точным знанием, когда речь шла об аборигенах Нового Света. Но было бы неверно забывать и ту давнюю традицию серьезного интереса и упорных научных исследований, которой была отмечена индийская проблема в истории гуманитарных наук. Эта традиция родилась вместе с плаваниями Колумба, и многие лучшие умы прошлого пытались дать ответ на волнующие вопросы происхождения и характера развития коренных жителей Америки, вступая зачастую в конфликт с догматами колонизаторов-завоевателей. Бартоломе де Лас Касас в Европе, Томас Джефферсон в Америке, другие просвещенные люди своего времени внесли заметный вклад в накопление информации об американских аборигенах. Но только во второй половине XIX в. рождается такая научная дисциплина, как американистика — наука об истории, образе жизни и культуре индейцев. Один из ее основоположников — американский ученый Льюис Генри Морган, изучая общественную жизнь индейцев, пришел к выводам фундаментального значения для древней истории человечества. Эти выводы высоко оценил Ф. Энгельс, который писал: «Ведь Морган в Америке по-своему вновь открыл материалистическое понимание истории, открытое Марксом сорок лет тому назад, и, руководствуясь им, пришел, при сопоставлении варварства и цивилизации, в главных пунктах к тем же результатам, что и Маркс»2. Отныне исторический опыт американских индейцев занял заметное место в изучении первобытного общества в целом.
За последние сто лет в исследованиях об американских индейцах произошли существенные перемены, изменилось даже само название этой области знания. Современная американистика превратилась в многодисциплинарную отрасль обществоведения, изучающую проблемы истории и современного положения народов и стран Нового Света, главным образом Латинской Америки. Что касается проблем аборигенного населения, то они приобрели более узкое, но и более точное название — индеанистика. В этой связи необходимо вспомнить, что советские ученые внесли существенный вклад в изучение истории и культуры индейцев Америки. Эти достижения получили высокую оценку в нашей стране, включая присуждение Государственной премии СССР Ю. В. Кнорозову за дешифровку и изучение письменности майя, а также широкое и заслуженное признание за рубежом. Хотелось бы особо упомянуть имена тех, кто стоял у истоков изучения проблем аборигенного населения Америки: академик А. П. Окладников и член-корреспондент А. В. Ефимов, Ю. П. Аверкиева, И. А. Золотаревская. Отрадно, что заложенные ими традиции сохраняются и развиваются представителями более молодых поколений. Изучением вопросов истории и современного положения американских индейцев занимаются представители различных наук — этнографы, историки, археологи, антропологи, филологи, лингвисты. Закономерность координирующей инициативы со стороны этнографов заключается в том, что объектом индеанистских исследований являются прежде всего индейские этносы, их эволюция и современные характеристики. Индейские этносы — специфическое явление в истории, особенно если учесть длительную (около 30 тыс. лет) эпоху самобытной эволюции индейцев в доколумбовой Америке, результатом которой были грандиозное расширение этнической территории, охватившей два континента, и исключительно разнообразная социально-культурная дифференциация, включавшая разностадиальные уровни развития.
Перед открытием Америки Колумбом общая численность индейцев составляла, по разным оценкам, 12—20 млн. человек. Наиболее плотно были заселены районы древних цивилизаций — Мезоамерика и Андская область. Здесь, в областях древнейшего земледелия, сформировались и сменяли друг друга несколько классических цивилизаций (ольмеков, майя, сапотеков, астеков, мочика, инков и др.). В Южной Америке к 16 в. н. э. часть населения уже находилась на стадии раннеклассового общества и государственности. В Северной Америке наиболее развитыми были земледельческие племена ирокезов в северо-восточных районах континента и индейцы культуры пуэбло в районе южных прерий. Исключительную по своей целесообразности культуру создали в труднейших природных условиях коренные жители Севера — эскимосы и алеуты, на которых, кстати, не распространилось общее для всего аборигенного населения Америки название «индейцы». Последнее, как мы знаем, возникло в результате ошибочного представления первых европейских мореплавателей, принявших открытые ими земли за Индию.
По-разному сложились судьбы индейских народов в период после европейской колонизации Нового Света. В некоторых регионах эволюция многих племен закончилась их полным этноцидом, а часто и геноцидом (страны Карибского моря, Уругвай, значительная часть Аргентины), в других они находятся на положении маргинальных (периферийных) этнических групп по отношению к основным американским нациям (Северная Америка и многие страны Латинской Америки); в ряде латиноамериканских стран индейцы явились важным компонентом сложения современных наций (Мексика, Гватемала, Парагвай, Перу и др.). Лишь относительно крупные и развитые народы (кечуа, аймара, парагвайцы-гуарани, индейские народы южной Мексики), а также изолированные индейские племена тропических лесов бассейна Амазонки и Ориноко, смогли отчасти сохранить свою культурную самобытность и свою этническую территорию. В Северной Америке, где индейцы в большинстве своем были переселены на специально отведенные земли — резервации, некоторые индейские группы, как, например, навахо, сложились в самостоятельные народности уже в резервационных условиях.
Современная численность индейских народов составляет немногим более 35 млн. человек, хотя статистика по этому вопросу не отличается точностью. Основная масса индейцев (более 96%) живет в Латинской Америке. Наиболее крупные народы — кечуа (13 млн.), парагвайцы-гуарани (3 млн.), аймара (1,8 млн.), астеки (1,3 млн.), киче (1 млн.), какчикели (730 тыс.), майя Юкатана (675 тыс.) и др. Больше всего индейцев сейчас живет в Мексике (10,5 млн.), Перу (8,2 млн.), Эквадоре (4 млн.), Гватемале (3,4 млн.), Боливии (3 млн.), Парагвае (2,7 млн.). По данным переписи 1981 г., в США в настоящее время 1,4 млн. американцев причисляют себя к гражданам индейского происхождения. Следует иметь в виду, что понятие «индеец» далеко не однозначно: к нему по-разному относятся в различных странах — где с гордостью, а где с презрением; по-разному трактуется его содержание и в научной литературе. К числу индейцев в настоящее время могут быть отнесены все те группы людей, которые сохранили сознание этнической принадлежности к тому или иному индейскому народу, даже если они и сменили свой родной язык на испанский или английский. К индейцам правомерно относить и тех, кто говорит на каком-либо из индейских языков независимо от антропологического облика, как, например, парагвайцы и кечуанские метисы Аргентины. В то же время, как отмечает советский демограф С. И. Брук, вряд ли оправданно отнесение к индейцам рассеянных главным образом в городах групп индейского происхождения, утративших прежние этнические связи и представляющих собой в сущности этнографические группы бразильцев, венесуэльцев и т. д.3
В современном мире разностадиальность и социально-культурные дифференциации среди американских аборигенов в некотором отношении даже усиливаются под влиянием прежде всего взаимодействия с окружающей этнической средой и политики правительств. Сегодня в разных странах среди индейцев можно встретить крупного капиталиста, мелкого торговца-пролетария, феодально зависимого крестьянина, примитивного охотника и собирателя. Однако при всем этом современные индейцы в целом обладают свойствами, присущими единой макроэтнической группе. Во-первых, это осознание своей принадлежности к коренным первожителям в отличие от некогда пришлого на континент населения, что проявляется во все более широком употреблении общего самоназвания «индеец». Растущее единое этническое самосознание прослеживается и в представлениях об общности происхождения и исторических судеб. В условиях современного этапа борьбы за свои права и сохранение культурной самобытности, все чаще обращаясь к историческому опыту освободительных движений и восстаний против колонизаторов и угнетателей, среди коренного населения Америки складывается самосознание, которое, возможно, является основой для формирования паниндейской этнической общности. Однако реализация такой исторической перспективы едва ли возможна при существующих социально-политических условиях.
Дать ответы на многие вопросы этногенеза американских аборигенов, их конкретной истории и современного положения возможно лишь на основе сотрудничества ученых разных специальностей и междисциплинарного подхода. Хотелось бы назвать главные из этих вопросов, актуальность разработки которых советскими специалистами представляется бесспорной и которые затрагиваются в публикуемых статьях. Так, несмотря на большие успехи в изучении проблемы происхождения американских индейцев, до сих пор нет общепризнанной точки зрения о путях и сроках заселения Америки человеком. Не все ясно и с антропологическим составом американоидной расы, прежде всего с объяснением наличия в физическом облике южноамериканских индейцев негро-австралоидных черт. Проблемам происхождения коренного населения Америки в сборнике посвящены статьи В. П. Алексеева, Н. Н. Дикова, Е. А. Окладниковой.
Несмотря на ограниченные возможности, советские исследователи древних культур Америки могут внести свой вклад в решение вопросов формирования ареалов древних культур, путей доместикации важнейших полезных растений в Новом Свете, культурного багажа разных «волн» переселенцев из Азии в Америку. О разнообразии тематики исследований в области изучения древних цивилизаций Мезоамерики и Перу свидетельствуют статьи В. А. Башилова, В. И. Гуляева, А. А. Бородатовой, А. Ф. Кофмана и др. В комплекс этногенетических проблем входит и нерешенная до сих пор задача изучения и классификации языков коренного населения Америки. Интерес представляют современные этнолингвистические процессы у индейцев, о которых пишут Д. А. Филиппова, Е. И. Царенко, А. Н. Натаров.
Пожалуй, благополучнее всего в современной науке обстоит дело с изучением истории американских индейцев после открытия европейцами американского материка. Конечно, объясняется это наличием большого числа прямых свидетельств, прежде всего письменных источников, широко доступных ученым в разных странах мира. В воссоздание этнической истории коренного населения, его роли в формировании американских наций, в изучение этнических и национальных процессов в странах Нового Света заметный вклад внесли советские специалисты. В этой связи хотелось бы отметить издание Институтом этнографии АН СССР серии монографий об этнических процессах в Америке, в которых индейцам уделено самое серьезное внимание4. В сборнике история индейцев в колониальный период рассматривается С. Я. Серовым, В. М. Калашниковым, А. А. Истоминым, А. В. Логиновым и др.
Но здесь еще много нужно сделать. Особенно важным представляется изучение вопросов участия индейцев в национально-освободительной борьбе американских народов, хозяйственного и культурного взаимодействия представителей различных цивилизаций и роли аборигенов в формировании основ национальной культуры, истории насильственной экспроприации принадлежавших индейцам естественных богатств двух континентов.
Последний аспект имеет исключительно актуальное значение для современной борьбы американских аборигенов. Вообще следует особо подчеркнуть тот факт, что занятия индеанистикой у советских исследователей при всей их обязательной научной строгости и объективности не могут носить отстраненный характер. Нельзя забывать, что сегодня в странах Нового Света живут, трудятся, продолжают творить материальные и культурные ценности, страдают и борются миллионы американцев индейского происхождения. Как писала Ю. П. Аверкиева, «потомки некогда разбитых дакотов, чейенов, навахов, ирокезов, оджибвеев и других индейских народов, пережив трагедию геноцида, насильственной ассимиляции и задавленности нуждой и бесправием в резервациях, воспряли теперь духом, пробудились к борьбе за свои экономические, политические и национальные права. Они перестают стыдиться своего индеанизма, гордятся традициями своего прошлого и героической борьбой своих предков — Бешеной Лошади, Сидящего Буйвола, Красного Облака, Оцеолы, Кочиза и многих других, вписавших яркие страницы в историю индейского сопротивления и павших в неравной борьбе с колонизаторами»5. Современным социальным проблемам и борьбе индейцев за свои права посвящены статьи И. Р. Григулевича, Ю. А. Зубрицкого, А. Д. Дридзо, В. А. Тишкова и др.
Современное индейское движение является важной составной частью антимонополистической борьбы в капиталистических странах Северной и Латинской Америки. Индейские народные массы принимали и принимают самое активное участие в освободительных демократических революциях и движениях, как, например, в Никарагуа, Гватемале. Мы еще крайне мало знаем об этой стороне жизни американских индейцев. Представляется, что, учитывая уже созданную научную базу, наши специалисты должны более решительно перейти к изучению современных этнических и национальных процессов в странах Америки, в том числе характера функционирования индейского этноса в современном мире. Здесь для советских ученых есть над чем потрудиться. Хотелось бы иметь, насколько это возможно, более или менее точную характеристику современного физического облика коренного населения, этнические ареалы (созданные когда-то нашими специалистами карты изрядно устарели), новейшие демографические характеристики. Большой интерес представляют вопросы этнической экологии аборигенного населения в условиях интенсивной хозяйственной деятельности и освоения новых обширных территорий, специфика их хозяйственной деятельности, в которой в разной степени сочетаются традиционные занятия с рыночной капиталистической экономикой.
Этнографов не могут не интересовать вопросы межэтнических отношений, консолидационные и ассимиляционные процессы в среде аборигенного населения, степень и характер миксации с другими этнорасовыми группами. В современных полиэтничных обществах Северной и Южной Америки мы имеем дело со сложной картиной разной степени совпадения и переплетения этнических, расовых и социальных характеристик. Показать место индейцев в социальной структуре американских обществ, их роль в общественно-политической жизни американских государств — еще одна из задач исследователей. Положению изолированных групп индейцев и месту коренного населения в полиэтнических общностях латиноамериканских стран посвящены статьи Л. А. Файнберга, М. Г. Котовской, Л. С. Шейнбаум и др. Проблемы социально-экономического и этнокультурного развития индейцев, эскимосов и алеутов Американского Севера рассматриваются Р. Г. Ляпуновой, Г. И. Дзенискевич, Н. А. Лопуленко, В. Г. Стельмахом.
И, наконец, далеко не на последнем месте стоят вопросы изучения культурного наследия индейцев, собственная духовная культура и идеология коренных жителей в современных условиях.
Понятно, что современные проблемы исследовать сложнее, чем исторические: многие явления и процессы находятся в состоянии быстрой трансформации, недостаточно источников, фактически очень мала возможность осуществлять полевые исследования. В этих условиях особое значение приобретают настойчивость и инициатива ученых в поиске новейшей информации, непосредственные контакты и сотрудничество с коллегами, наконец, международные связи, в том числе с учеными стран Америки. В этом плане перспективным является советско-американское сотрудничество по изучению традиционных культур Северной Америки и Сибири. Как отмечал, открывая симпозиум, академик Ю. В. Бромлей, «сравнительно-типологическое изучение индейских народов Нового Света и коренных народов Севера СССР имеет не только научное, но и большое политическое значение. На фоне грандиозных успехов, которых добились некогда отсталые народы нашей страны за 60 лет существования Советского государства, гораздо более убедительно и контрастно выглядит отмеченный неразрешимыми проблемами и бесперспективностью современный этап исторической эволюции американских индейцев в условиях капиталистического общества».
- Стингл М. Индейцы без томагавков. М., 1971, с. 21.
- Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 25.
- Брик С. И. Население мира. Этнодемографический справочник. М., 1981, с. 700.
- Об этой серии см.: Тишков В. А. Национальные, этнические проблемы в Америке.— Коммунист, 1983, № 8, с. 123—126.
- Североамериканские индейцы. М., 1978, с. 29.