Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Заключение

Гуляев Валерий Иванович ::: По следам конкистадоров

В кафедральном соборе города Памплона в Испании висит писанный маслом старинный портрет: дон Мартин де Урсуа — уроженец этих мест — гордо взирает на дело рук своих — завоеванную провинцию Петен-Ица, на распростертых у его ног индейцев. В углу картины — пышный герб губернатора Юкатана с птицами, львами и крестами по золотому фону, а ниже — длинный перечень его титулов и званий: «Дон Мартин де Урсуа-и-Арисменди, рыцарь ордена Сантьяго, граф Лисаррага Венгоа, завоеватель ицев, пожизненный губернатор и генерал-капитан их провинций, а также Юкатана, Косумеля и Табаско, выборный губернатор Филиппинских островов и глава Королевской аудиенции».

За что же этот наваррский аристократ удостоился стольких милостей и наград?

Видимо за то, что Урсуа считался в придворных кругах самым образцовым испанским военачальником и администратором — в меру образованным и в меру гуманным, старавшимся управлять обширными королевскими колониями в Новом Свете без тех излишних жестокостей, которые были столь характерны для первых этапов конкисты.

«Гуманный» конкистадор Мартин де Урсуа «без пролития крови» захватил столицу майя-ицев и походя уничтожил наиболее яркие и осязаемые образцы их культуры: языческие храмы, дворцы, рукописи, статуи богов из дерева и камня, «забыв» оставить потомкам хотя бы краткое описание жизни и быта порабощенного им народа. Да, по сравнению с жестоким веком Кортеса внешние формы испанской экспансии в Новом Свете изменились, но грабительская сущность осталась прежней.

И это хорошо понимали истинные хозяева американского континента — индейцы:

Едва ступив на эту землю,

Они уже владеют ею.

Это белые люди!..

Белые,

Они вырубают леса,

Они забирают себе каждый камень,

Из их пальцев брызжет огонь.

Они прячут свой яд,

Они прячут веревки,

Чтобы повесить ваших отцов...

Горе в нашем краю!

Рабство, согнувшее нас,

Вышло из чрева христианства!

Станут рабами слова,

Станут рабами деревья,

Камни станут рабами,

Станет рабом человек...

Будет разрушено сердце народа...154

Перевод Ю. А. Зубрицкого

Крайне необъективная оценка деятельности Урсуа повторяется некоторыми западными учеными и в наши дни.

«Это было одно из последних завоеваний, — пишет американский историк Филипп Минз, — сделанных в Новом Свете вассалами кастильской короны. Покорение ицев явилось одним из наиболее похвальных колониальных предприятий испанцев как в отношении его целей, так и в отношении методов — терпимых и милосердных...

Ицам были предоставлены все возможности войти в состав испанской империи на мирных и почетных условиях, и тот факт, что они в конце концов были приведены к покорности силой, под ужасающий рев орудий, — всецело результат их глупого и вероломного поведения»155.

Защитникам колониального разбоя, будь то средневековый монах с пером в руках или респектабельный профессор современного колледжа, никак не понять одной простой истины: всякое покушение на свободу другого народа или государства, независимо от методов и форм, было и остается прямым преступлением против человечества и не заслуживает никакого снисхождения.


154 Зубрицкий Ю. А. Индейцы Мексики. — В сб.: «Мексика: политика, экономика, культура». М., 1968, стр. 172—173.

155 Elorza у Rada F. de. A narrative of the conquest of the province of the Itzas in New Spain. Paris, 1930, p. 10—11.