Торговля
Торговля. В руках вождей и богатых собирались большие запасы продуктов, значительно превышавшие собственные потребности их владельцев. Но в то же время, „хотя обладание продуктами питания и было необходимо для поднятия авторитета семьи, однако сами продукты богатством не считались".[1] Это представление можно объяснить лишь как пережиток тех времен, когда хозяйство велось на общинных началах и пища была коллективной. Поэтому понятие частной собственности не могло совмещаться с представлением об общности продуктов питания.
Состояние (богатство) приобреталось через обмен продуктов питания на другие предметы, которые накапливались и раздавались на потлачах. В качестве единиц накопления наиболее часто упоминаются шкуры выдры. Boas дает следующий список объектов, на которые обменивались продукты питания и которые составляли богатство. Это были шкуры лося, накидки из куниц, из выдр, лодки, рабы, медные доски, ложки из рога лося, енотовые шкуры, перламутровые раковины, связки раковинных бус, так наз. вампум, танцевальные накидки и др. [2]
Весь излишний продукт мог быть реализован в торговле с племенами побережья и примыкающей части материка; по данным авторов, изучавших этот район, племена побережья вели оживленную торговлю между собою и с материковыми индейцами. Напр., Boas пишет: „Система торговли и обмена была высоко развита среди индейцев северо-западного побережья. Береговые индейцы всегда были большими торговцами".[3] Предпосылкой для развития здесь торговли явилось то, что благодаря природным условиям наметилось известное разделение труда, в первую очередь между материком и побережьем: напр, продукты моря — рыба, рыбий жир, раковины — обменивались на продукты материка: пеммикан, мясо, шкуры. Относительно чинук Strong пишет: „Каждую осень они нагружали свои лодки вяленым лососем, осетром. .. встречались с индейцами гор и прерий и меняли свою рыбу... на рабов, шкуры и мясо бизона". [4] Но и на самом побережье продукты различных частей страны и различных племен настолько вариировали, что существовала оживленная торговля вдоль самого побережья. Здесь мы имеем конкретную форму возникновения обмена между отдельными племенами и общинами, о которой говорил Маркс: „В действительности процесс обмена товаров появляется первоначально не внутри естественно выросших общин, но там, где они кончаются, на их границах, в тех немногих пунктах, где они вступают в соприкосновение с другими общинами. Здесь начинается меновая торговля и отсюда она проникает во внутреннюю жизнь общины, на которую она действует разлагающим образом".[5] Маркс видел причины возникновения такого обмена в том, что „Различные общины находят различные средства производства и различные жизненные средства среди окружающей их природы. Они различаются поэтому между собой по способу производства, образу жизни и производимым продуктам. Это — те естественно выросшие различия, которые при соприкосновении общин вызывают взаимный обмен продуктами...”[6]
Племя цимшиян в обмен на лодки продавало племени хайда жир, резные ложки из рога горной козы, чилкат продавали свои красивые шерстяные накидки. Раковины (денталия, abelone), медь и рабы занимали также важное место в межплеменной обменной торговле. Вяленая лососина, палтус и другие виды пищи также продавались в обмен на меха и другие ценности. [7]
На юге района был в большом ходу рыбный порошок и изделия из сыромятной кожи материковых индейцев. Продукты, предназначаемые для торговли, подвергались специальной упаковке и стандартизации. Spier и Sapir сообщают, что в 1805 г. Lewis и Clark наблюдали индейцев, занятых сушением рыбы и приготовлением ее для рынка. Хорошо высушенную рыбу размалывали в порошок между двумя камнями, который затем упаковывался в специально изготовленные из тростника и травы корзины. Корзину, обычно облицованную растянутой и высушенной кожей рыбы, до отказа наполняли порошком и покрывали такой же кожей, закрепляемой с помощью бечевок, продеваемых в отверстия корзины. Каждая корзина содержала от 90 до 100 фунтов порошка. 12 таких корзин обычно плотно упаковывались в цыновки и составляли стандартную меру, носившую специальное название. В одном селении Clark насчитал до 107 таких мер, составляющих, в общей сумме, около 10 000 фунтов этого продукта. [8] Сухая черника, орехи и жолуди также упаковывались в пакеты стандартной величины и тоже носили специальные торговые названия. [9] Эта стандартизация была, несомненно, результатом активной торговли, процветавшей на побережье.
Водонепроницаемые ящики для варки пищи. Квакиютль.
Развитие ремесл также шло по пути диференциации. Тлинкиты отличались тканьем шерстяных накидок, хайда и хейлтсук выдалбливали хорошие челны и отличались искусной резьбой по дереву. Согласно одной из легенд цимшиян существовала определенная диференциация между племенами самих цимшиян. Племя гитлан изготовляло деревянные резные блюда, гиспахлатс — резные деревянные ложки; гинахангик — деревянные лари, покрытые резьбой; гидвулгадз — глубокие резные чаши; гидзис — резные роговые ложки; гитгада — ткали накидки из лыка; гидзетлатль — изготовляли лодки.[10] „Хайда охотились на китов, потому что ворвань, жир и кость были пригодны в торговле с северными соседями и давали возможность приобрести рабов и шкуры“. [11]
Деревянные блюда для жира. Квакиютль.
Племена юга поставляли преимущественно рабов. Niblack отмечает, что цимшиян вели посредническую торговлю рабами. [12]
Остров Ванкувер пересекался несколькими торговыми путями. Один шел от залива Альберни на восточный берег, другой от озера Нимкиш — на западное побережье острова, к заливам Нутка и Киукот, третий — из Форта Руперт на восточном берегу острова к заливу Кватцино на западном берегу. Существовало два важнейших пути, по которым шла торговля между племенами побережья и материковыми индейцами. Один путь шел по р. Колумбии и соединял побережье с шошонскими племенами материка и через последних с индейцами сиу и алгонкин. Второй путь шел по р. Белла-Кула до р. Лососевой, затем по северному берегу Черноводной реки до верховьев р. Фрезера. Этим путем индейцы побережья вели торговлю с атабасками и последние его называли „жировым путем", потому что по нему в первую очередь шел рыбий жир внутрь страны. „А когда побережье стали посещать торговые суда, то кроме продуктов моря в глубь страны этим же путем стали проникать железо и другие промышленные товары, а оттуда шли меха для продажи на суда".[13] Племя белла-кула, жившее на этой реке, держало путь в своих руках и вело посредническую торговлю сначала между материковыми индейцами и индейцами побережья, а позже между материковыми индейцами и приходившими на побережье торговыми судами.
Такое посредничество наносило немалый урон европейско-американским судам и торговым компаниям. Во избежание этого агент русско-американской компании Берх советует: „Компании надо иметь непременно три или четыре немалые крепости, верстах в 100 от моря, дабы, во-первых, прекратить монополию ближних индейцев, кои и допускают дальних в наши заселения и принуждают их покупать у себя все вещи вдесятеро дороже.. .“ [14]
Торговля велась и по другим рекам, по Юкону, Скина, Насс и т. д.
Однако большая часть торговли и передвижений совершалась на лодках по морю.
Кроме этого, на юге, в Даллес, существовало регулярное место обмена. Племя вишрам, жившее на этой реке, вело большую посредническую торговлю. Северные племена побережья редко сами сюда попадали, но имели связь с этим „рынком" через племя чинук, которое занималось посреднической торговлей довольно широкого размаха. Южные же племена этого района — селиш, нутка — имели непосредственную связь с Даллес. „Колумбия и венатчи, — сообщает Teit — были главными торговцами из племен селиш. Ежегодно они ездили в Даллес, где торговали с племенами вишрам, васко и другими.[15] Это был крупнейший рынок торговли рабами.
Единицами обмена служили шкуры зверей (особенно ценились шкуры бобра и выдры, раковины, лодки и рабы). Сшитые вместе шкуры сурка были менее ценными единицами. С приходом белых это все было заменено фабричными шерстяными одеялами стоимостью в 50 центов каждое.
Обработка кедровой коры у квакиютль; на заднем плане лыковое одеяло в процессе плетения. Форт Руперт, 1930 г. (Фото автора.)
На побережье выработался специальный торговый язык, получивший название чинук, по имени племени, жившего южнее р. Колумбии и занимавшегося оживленной торговлей с племенами побережья. Первоначально в него входили слова различных племен побережья, позже вошли французские, английские, русские и испанские слова.
Главными торговцами племени несомненно были вожди, потому что в их руках скапливался в больших размерах тот избыточный продукт, который шел на рынок. Благодаря возможности реализовать продукт, вожди накапливали большие состояния в виде шкур, лодок, позднее в виде шерстяных одеял. О размерах этого состояния можно судить по данным о потлачах, где указывается какое количество одеял роздал тот или иной вождь.
[1] Boas, Tsim, Mythol., p. 435.
[2] Ibid., pp. 435-436.
[3] Boas, Report N.-W. Tribes, 1889, p. 832.
[4] Strong, Wah-kee-nah, p. 126.
[5] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XII, ч. I, стр. 37. ,
[6] К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVII, стр. 388.
[7] Boas, Tsim. Mythol., p. 57."
[8] Spier and Sapir, Wishram Ethnology, p. 179.
[9] Ibid., p. 185.
[10] Boas, Tsim. Mythol., pp. 274—275.
[11] Strong, Wah-kee-nah, p. 111.
[12] Niblack, Indians South Alaska, p. 252.
[13] Wilson, Report N.-W. Tribes, 1891, p. 407.
[14] Берх, Херн и Мякензи, Путешествие по Северной Америке, стр. IX.
[15] Teit, The Middle Columbia Saluh, p. 121.