Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Страницы боливийской истории

Булавин Владимир Иванович ::: Боливия

Раскопки на территории Боливии позволяют установить приблизительную дату появления здесь людей — 30 тыс. лет назад. Около 1200 г. до н. э. на Альтиплано (близ озера Титикака) возникли первые земледельческие посе­ления предков индейцев аймара, находившихся на стадии первобытнообщинного строя. Своего высшего расцвета культура древних аймара достигла в Тиауанаку — самом значительном государстве доинкской Америки. Аймара в своей земледельческой культуре использовали различ­ные дикорастущие зерновые, корнеплоды и клубнеплоды (картофель, ока, киноа, каньяуа и др.), а также занима­лись разведением лам и альпак. Древние обитатели Аль­типлано знали также ткачество, керамическое искусство, выплавляли золото, медь. В III—X вв. н. э., когда госу­дарство Тиауанаку переживало период наивысшего рас­цвета, оно оказало сильное влияние на материальную и духовную культуру других индейских племен Анд, вклю­чая кечуа. Зона его влияния простиралась от севера Аргентины до Южной Колумбии и берегов Тихого океана Руины города Тиауанаку и поныне поражают гигантски­ми размерами сооружений.

Преемником государства Тиауанаку стала возникшая в X—XI вв. конфедерация староаймарских племен (ко­лья, омасуйу, лупака, уру, чарчк и др.) — государство Кольяо со столицей Хатунколья (ныне небольшая дере­вушка).

В конце XIII в. начались кровопролитные войны меж­ду Кольяо и государством инков. Завоеванная инками в в XIV в. территория Кольяо вошла в состав их государ­ства как одна из четырех его провинций под названием Кольясуйу. По традиции инки переселили на захвачен­ные земли некоторые из племен языковой семьи кечуа, и с тех пор на территории, составляющей современную Бо­ливию, начался процесс образования двух основных ин­дейских народов страны — аймара и кечуа, закончивший­ся к началу XX в.

После завоевания испанскими конкистадорами госу­дарства инков (1532—-1538 гг.) в Кольясуйу двинулись отряды искателей наживы, привлеченные слухами о бас­нословных богатствах ее недр. С помощью чудовищных пыток испанцы узнавали у индейцев местонахождение древних золотых и серебряных рудников. В 1535 г. конки­стадор Альмагро основал первый населенный пункт на территории Боливии, поныне существующий городок Па­рия (около Оруро).

В 1542 г. Верхнее Перу (позднее — территория Боли­вии) вошло в состав образованного испанцами вице-ко­ролевства Перу, а с 1776 г. — в состав нового испанского вице-королевства Ла-Платы. Верхнему Перу принадле­жало видное место в хозяйстве испанских колоний в Аме­рике.

Богатейшие серебряные рудники Верхнего Перу око­ло г. Потоси по добыче серебра занимали первое место в мире, а сам Потоси стал крупнейшим городом Нового Света. Для работы на рудниках со всех концов конти­нента сгонялись индейцы, отбывавшие обязательную тру­довую повинность — миту.

Множество индейцев было уничтожено конкистадора­ми во время завоевания государства инков и погибло от непосильного труда на рудниках. По ориентировочным подсчетам, только на рудниках погибло около 8 млн. ин­дейцев. Большая часть земель в Верхнем Перу была роз­дана испанским колонистам в виде поместий — энкомиенд, в которых тесно переплетались рабовладельческие и феодально-крепостнические формы эксплуатации ин­дейцев. В ответ на притеснения и кровавые расправы ин­дейцы Верхнего Перу неоднократно восставали против своих угнетателей. Особенно яркий след в истории Боли­вии оставило восстание под руководством братьев Ката­ри в 1780—1781 гг., жестоко подавленное испанскими вой­сками.

Географическая близость Верхнего Перу к оплоту испанских колониальных властей в Южной Америке — столице вице-королевства Перу — Лиме затрудняла борь­бу народа Боливии за свою независимость в начале XIX в. Хотя восстание 25 мая 1809 г. в г. Чукисаке фак­тически открыло эпоху войн за независимость в Латин­ской Америке, свою свободу боливийцы обрели позже других латиноамериканских народов с помощью войск под командованием генерала Сукре, присланных на по­мощь Симоном Боливаром. После битвы при Аякучо (декабрь 1824 г.) в августе 1825 г. конгресс в Чукисаке провозгласил образование независимой Республики Бо­ливии.

В результате хищнического хозяйствования испанцев к моменту завоевания независимости Боливия была эко­номически истощена. Население страны сократилось до 1 млн. человек. Сильно упала добыча серебра. До конца XIX в. Боливия оставалась аграрной страной с отсталым полуфеодальным помещичьим землевладением и крайне низким уровнем развития экономики. Из Боливии экспор­тировался живой скот, перегоняемый с Восточных рав­нин в Аргентину и Бразилию, кора хинного дерева, листья коки (для производства кокаина) да небольшое количе­ство серебра.

Резко увеличилась экспроприация индейских общин­ных земель в пользу помещиков-латифундистов. Индей­цы по существу были превращены в крепостных, рабо­тавших на огромных латифундиях. Вплоть до буржуаз­но-демократической революции 1952 г. они не только работали на помещиков, но и выполняли различные средневековые повинности. Неоднократные восстания крестьян, как и в колониальный период, подавлялись с неслыханной жестокостью.

Внутриполитическая жизнь страны после завоевания независимости характеризовалась бесконечными военны­ми переворотами, вдохновляемыми различными группи­ровками в среде господствующей феодально-помещичьей олигархии. За Боливией установилась слава самой неста­бильной страны Латинской Америки, где президенту ред­ко удавалось удержаться у власти более года[1]. Слабость Боливии в экономическом и политическом отношении предопределила целый ряд ее поражений в войнах со сво­ими соседями. В первую Тихоокеанскую войну с Чили (1879—1883 гг.) Боливия и Перу были вовлечены бла­годаря проискам Англии, поддерживавшей Чили. Боли­вия в этой так называемой «селитряной войне» лишилась принадлежавшей ей части пустыни Атакамы, богатой за­лежами селитры, и потеряла выход к морю. Окончатель­ный мирный договор с Чили был подписан лишь в 1904 г. Согласно ему, Чили предоставило Боливии в виде ком­пенсации право свободного транзита через порт Арика и обязалось построить железную дорогу из этого порта в Боливию. Железнодорожная линия от Арики к Ла-Пасу была построена в 1913 г. и стала второй дорогой, связав­шей Боливию с Тихоокеанским побережьем (строительст­во железной дороги Ла-Пас — Антофагаста было завер­шено в 1888 г.).

В результате войны с Бразилией в 1903 г. Боливия ли­шилась части своей сельвы, богатой каучуком.

В конце XIX в. началась разработка богатейших мес­торождений боливийского олова. Наряду с английским капиталом в горнорудную промышленность Боливии стал активно проникать капитал США. Несколько ускорились темпы экономического развития страны, однако оно бы­ло очень однобоким. Доля олова в экспорте Боливии воз­росла до 75%.

В годы первой мировой войны 1914—1918 гг. Боливия формально соблюдала нейтралитет, но ее богатые мине­ральные ресурсы были поставлены на службу странам Антанты. За это время она резко увеличила экспорт оло­ва, сурьмы, меди, вольфрама, а также других руд и кон­центратов.

Под влиянием Великой Октябрьской социалистиче­ской революции в Боливии в начале 20-х годов начался подъем антиимпериалистического движения. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. нанес сокрушитель­ный удар односторонне развитой боливийской экономике и вызвал новое обострение классовой борьбы. Экспорт страны резко сократился при одновременном значитель­ном увеличении ее внешнего долга. Возросла безработи­ца. Тысячи крестьян умерли от голода. В 1928 и 1930 гг. в стране произошли крупные восстания индейцев.

В 1932—1935 гг. Боливия была втянута нефтяной мо­нополией США «Стандард ойл оф Нью-Джерси» в Чакскую войну с Парагваем, на стороне которого стояла Анг­лия. Американская монополия стремилась расширить свои нефтяные концессии в Ориенте и получить выход к Атлантическому океану для экспорта нефти. Эта крово­пролитная война закончилась поражением Боливии, ко­торая потеряла 3/4 спорной территории Чако. Лишь ча­стично эта потеря была компенсирована получением вы­хода к р. Парагвай. После Чакской войны окончательно определились современные границы Боливии.

В ходе войны погибло много боливийцев, страна по­несла значительный материальный урон. Все это еще бо­лее ухудшило ее экономическое положение. В Боливии усилились антиамериканские настроения. Под напором народных масс правительство конфисковало в 1937 г. собственность компании «Стандард ойл оф Нью-Джерси». Однако в годы второй мировой войны США добились усиления контроля над производством стратегического сырья в Боливии. За заем в 25 млн. долл., предложенный Экспортно-импортным банком США, правительство Бо­ливии приняло решение о выплате «Стандард ойл оф Нью-Джерси» 17 млн. долл., компенсации за конфиско­ванную собственность.

В январе 1942 г. Боливия разорвала дипломатические отношения с Германией, Италией и Японией, а в апреле 1943 г. объявила им войну (однако не принимала участия в военных действиях).

Победа над фашизмом способствовала усилению на­ционально-освободительной борьбы в Боливии, однако внутриполитическое положение в стране по-прежнему бы­ло крайне неустойчивым и характеризовалось неоднократ­ными военными переворотами. В условиях нарастания борьбы народных масс в январе 1950 г. была образована Коммунистическая партия Боливии (КПБ), однако она сразу же была запрещена и ушла в подполье.

9 апреля 1952 г. вспыхнуло всенародное восстание, по­ложившее начало антифеодальной и антиимпериалисти­ческой революции. Народные массы свергли реакционное правительство. К власти пришла партия Националисти­ческое революционное движение (НРД), представляв­шая в основном интересы мелкой буржуазии. Правитель­ство начало проводить буржуазно-демократические пре­образования и уреплять государственный сектор. В ок­тябре 1952 г. был издан декрет о национализации (с вы­платой компенсации) оловянных рудников, дававших до 80%-добычи олова и принадлежавших местным «оловян­ным баронам» Патиньо, Хохшильду и Арамайо, тесно связанным с иностранным капиталом. Однако это не из­бавило страну от иностранной зависимости, так как ме­талл из боливийских руд и концентратов выплавлялся по- прежнему в США, Англии и других странах.

В стране было введено всеобщее избирательное пра­во. Важнейшее значение имел декрет об аграрной рефор­ме, принятой 2 августа 1953 г. Он предусматривал отмену крепостного труда и феодальных повинностей, наделение землей крестьян за счет латифундий (накануне револю­ции в стране насчитывалось около 2 млн. безземельных крестьян), а также организацию сельскохозяйственных кооперативов. До 1964 г. было распределено 5,6 млн. га земли среди 158 тыс. крестьян. Практически это поло­жило начало развитию товарного производства в сель­ском хозяйстве страны. Был принят и ряд других законов прогрессивного характера.

Однако в дальнейшем, несмотря на требование прог­рессивных сил об углублении процесса демократизации и последовательном выполнении программы революции, правительство НРД встало на путь реформизма и усту­пок иностранному капиталу и местной реакции. Это при­вело к резкому замедлению революционных преобразо­ваний и контрнаступлению реакционных сил, завершив­шемуся в 1964 г. новым переворотом. Власть захватила военная хунта, усилившая репрессии против трудящихся. Это привело к усилению антиправительственного движе­ния. В октябре 1970 г. к власти пришли прогрессивно на­строенные военные, однако в августе 1971 г. произошел новый военный переворот, был установлен политический режим, существующий по сегодняшний день.


[1] За 150-летнюю историю государства в нем сменилось 185 пре­зидентов.