Предисловие
История одной из крупных латиноамериканских стран, Мексики, — это история угнетенного народа, на протяжении столетий боровшегося за землю и свободу, против угнетателей внутри страны и отстаивавшего свою независимость от различных иностранных поработителей.
В начале XVI в. Мексика была завоевана испанцами, и в течение трехсот лет вся социальная, экономическая и культурная жизнь страны была подчинена господству феодальной Испании. От испанского гнета мексиканский народ освободился лишь в результате национально-освободительной борьбы в начале XIX в. Но и после этого Мексика не стала фактически независимой и свободной страной, превратившись в яблоко раздора между США и Великобританией, в объект игры капиталистических держав.
Насколько нагло и бесцеремонно вели себя американские капиталисты по отношению к мексиканскому народу на протяжении XIX и XX вв., можно судить по тому, что еще в 1848 г., в начале своих агрессивных действий против слабой и беззащитной страны, американские правители и стоявший за их спиной молодой, поднимавшийся в те дни хищник — американский капитализм — после «победоносной» интервенции в Мексику отторгли 40% территории этой страны, площадью свыше 1300 тыс. кв. км., а в 1853 г. по так называемому «договору Гадсдена» захватили еще 140 тыс. кв. км., уплатив за это жалкую сумму в 10 млн. долл. В результате разбойничьей войны и последующих «законных» приобретений США захватили огромные пространства, а Мексика потеряла почти половину своей территории. Американо-мексиканская война 1846—1848 гг. была достойным прологом к дальнейшей захватнической политике США по отношению к Мексике. За ней последовало финансовое и экономическое закабаление Мексики и неоднократные военные интервенции, целью которых было установление политического господства США в Мексике и превращение ее в колонию США.
Вот почему в мексиканском народе живет неукротимая ненависть к американским капиталистам, и ни один подлинный мексиканский патриот не может верить ни в какие разглагольствования идеологов американского империализма о благих намерениях США по отношению к другим странам и народам. Мексиканцы в праве презирать фарисейские речи политиков США о мире, демократии, равенстве и т. п., ибо они знают на примере своей страны, какую участь готовит американский капитализм слабым и беззащитным народам в угоду своим преступным целям.
Предлагаемая советскому читателю «История Мексики» Г. Б. Паркса дает на большом материале обстоятельное и подробное изложение истории мексиканского народа, начиная с времен, предшествовавших испанскому завоеванию, и кончая новейшим периодом. Автор книги, правда, стоит на буржуазных позициях, что, естественно, кладет печать непоследовательности и противоречивости на весь его труд, и в особенности на те его части, которые посвящены описанию решающих этапов классовой борьбы в Мексике. Буржуазное мировоззрение автора приводит к тому, что он переоценивает роль отдельных личностей в истории мексиканского общества и недооценивает значение борьбы народных масс, роль классов и политических партий. Но вместе с тем Паркс не может пройти мимо вопросов материальной культуры страны, развития ее экономики и описания тяжелого положения рабочих и крестьян в различные периоды истории Мексики. Большой материал, использованный им при освещении этих вопросов, представляет несомненный интерес; он дает читателю возможность совершенно отчетливо видеть противоречие между этим большим фактическим материалом, собранным с тщательностью и знанием дела, и буржуазно-объективистскими выводами автора.
В книге Паркса читатель, конечно, не найдет исчерпывающего анализа процесса закабаления страны различными иностранными поработителями. В силу своей буржуазной ограниченности Паркс не в состоянии также до конца вскрыть империалистическую сущность американской политики в Мексике в конце XIX и в начале XX в. Но и то, что дает автор в своей книге по этим вопросам, начиная с испанского нашествия и кончая борьбой между английскими и американскими империалистами за нефть и другие богатства Мексики, показывает, в каких исключительно тяжелых условиях протекала не закончившаяся и поныне борьба мексиканского народа за свою свободу и независимость.
Правдиво описывая тяжелое положение индейского крестьянства и появившегося в конце XIX в. мексиканского рабочего класса, выражая сочувствие вековой борьбе крестьянства за землю и борьбе пролетариата за улучшение своего экономического положения, Паркс как буржуазный историк не идет дальше либеральных пожеланий. Он отрицательно относится к решительным методам борьбы угнетенных классов за осуществление своих прав и сужает рамки этой борьбы, не допуская и мысли о возможности победоносной народной революции, которая выдвинула бы Мексику в ряды свободных народов, идущих по пути прогресса и демократии.
* * *
Паркс довольно подробно излагает историю индейских племен, населявших Мексику до прихода испанцев. Однако характеризуя отдельные племенные образования, в частности, ацтекское государство, господствовавшее до прихода испанцев над значительной частью территории нынешней Мексики, автор уделяет мало внимания кастовому устройству этого общества, не подчеркивая в достаточной мере, что касты жрецов и военной аристократии, составлявшие по сути дела рабовладельческий класс, выступали в роли эксплоататоров низших каст — ремесленников, мелких землевладельцев и огромной массы рабов.
Описывая испанское завоевание, Паркс приводит многочисленные примеры безграничной жестокости завоевателей по отношению к индейцам, боровшимся за свою свободу и независимость. В книге Паркса показана коварная политика завоевателей, сеявших раздоры между племенами и нередко использовавших для своих захватнических целей верхушку ацтекского общества. Вместе с тем, подразделяя завоевателей на «плохих» и «хороших», автор крайне преувеличивает историческую роль Кортеса, сравнивая его с Цезарем и Александром Македонским, и изображает в сочувственных тонах этого беззастенчивого конкистадора, прославившегося массовым истреблением мирного безоружного населения, разрушением мексиканских городов и уничтожением ценнейших памятников индейской культуры.
Еще более серьезные ошибки допускает автор в оценке политики испанских королей в Мексике на первых этапах после ее завоевания. Говоря о проводившейся испанской короной политике защиты мексиканских индейцев от закрепощения их конкистадорами, автор пишет: «Испанские короли понимали, что со свободных индейцев корона сможет получать дань, а индейцы порабощенные приносят пользу, главным образом, своим владельцам. Однако... они верили также, что завоевание Америки будет законным лишь в том случае, если окажется благодетельным для покоренных народов» (стр. 94).
Паркс лишь частично раскрывает действительную причину «забот» испанской короны о мексиканских индейцах. Конечно, ограничивая произвол испанцев-завоевателей и их потомков в Мексике, испанские короли меньше всего заботились о «законности» и «благодетельности» своих действий в Америке. Захват лучших плодородных земель испанскими дворянами-завоевателями и следовавшим за ними по пятам католическим духовенством приводил не только к закрепощению индейцев. Под натиском захватчиков индейцы целыми племенами уходили в наиболее глухие горные и лесные районы страны. Это привело к катастрофическому снижению численности населения Мексики. Уже вскоре после завоевания Мексики испанцами ее туземное население сократилось на 80 %.
Угроза прямого физического истребления индейского населения, поставлявшего рабочую силу на рудники, где добывалось золото, медь и серебро, и в поместья (энкомиенды), пугала не только наиболее дальновидных представителей испанской администрации в Мексике, но и, главным образом, испанскую корону. Сокращение численности новых подданных испанского короля прямо затрагивало интересы мадридской казны. Доход короля от одной только Новой Испании[1] в течение колониального периода в среднем достигал 14 млн. песо в год и в 1804 г., например, составил около 2/3 всего дохода Испании. Основными статьями этого дохода были подушная подать, которую казна взимала с каждого взрослого мексиканца, сборы с различных монополий и выручка с рудников. Боязнь сокращения доходов казны заставила Карла V издать так называемые «новые законы» (1542 г.) о возвращении индейцам земли и восстановлении индейских поселков. Однако эта политика испанских королей не имела успеха, ибо основная масса государственных чиновников, чувствовавших себя в Мексике временщиками, заинтересованных в эксплоатации и ограблении индейского крестьянства не менее, чем помещики-энкомендерос, действовала в тесном союзе с последними и находила средства, чтобы уклониться от выполнения предписаний короны, ограничивающих эксплоатацию и закрепощение индейцев. Фактически испанские короли, несмотря на предпринятые ими попытки предохранить индейцев от истребления, сами проводили ту же политику закрепощения. Ими был издан ряд законов, закреплявших индейцев за определенными селениями и запрещавших их переход из одного селения в другое. Один из законов Филиппа III, изданный в 1618 г., гласил: «Повелеваем, чтобы ни в одном индейском поселке не было ни одного человека, принадлежащего к другому поселку». Закрепленные за поселками индейцы должны были работать на испанских дворян-помещиков, которые считались их «опекунами». Таким образом, в Мексике насаждалось крепостное право. В конечном итоге огромное количество обрабатываемых земель сосредоточивалось в руках креолов[2] — помещиков и духовенства, а индейское крестьянство в значительной своей массе было закрепощено.
Автор идеализирует роль католического духовенства в Мексике в период, непосредственно следующий за завоеванием. Пользуясь слабостью испанской монархии и опираясь на поддержку папы, духовенство приобрело в стране огромное влияние. Стремясь заманить в лоно церкви как можно больше паствы, католические монахи нередко выступали в качестве защитников индейцев от чрезмерной эксплоатации со стороны энкомендерос. Эта сторона деятельности духовенства в Мексике была, конечно, второстепенной. Основное же в деятельности католической церкви в период колонизации сводится к тому, что духовенство выступало в роли одного из главных эксплоататоров и поработителей мексиканского народа. Замена старых языческих верований новой католической религией очень дорого обошлась мексиканскому народу. Крестьян-индейцев толпами сгоняли на постройку церквей и монастырей. За время колониального господства испанцев в Мексике было построено свыше 12 тыс. церквей. Кроме подати, которую крестьянин платил казне, он должен был платить также и десятину в пользу католической церкви. Чтобы представить себе, во что обходилась церковная десятина мексиканскому народу, нужно сказать, что к концу XVIII в. она давала церкви свыше двух миллионов песо годового дохода, что по тому времени составляло огромную сумму. А ведь десятина являлась лишь частью доходов церкви! В результате этой деятельности церковные корпорации к началу XIX в. скопили в своих руках огромные богатства. Церкви принадлежало больше половины обрабатываемых земель в стране и большая часть недвижимого городского имущества. В это время церковь была единственным и притом весьма могущественным банкиром в стране, дававшим ссуды, главным образом, под землю и недвижимую собственность. Политическое влияние церкви в Мексике было огромно. В последующей истории Мексики католическая церковь всегда была надежным оплотом реакции в стране.
Подробно излагая ход войны за независимость, автор правильно отмечает социальный характер этого движения, которое было не только борьбой мексиканцев за независимость от Испании, но являлось по существу и великой войной индейского крестьянства Мексики за землю. Говоря о деятельности вождей национально-освободительной войны — Идальго и Морелоса, автор показывает, что именно социальный характер их программы, стремление вернуть крестьянам отнятые у них земли, оттолкнули от движения креольскую верхушку. Однако автор объясняет это движение со своей, буржуазной, точки зрения, утверждая, что «Идальго и Морелос потерпели неудачу потому, что поставили перед собой слишком большие задачи. Они сражались не только за изгнание гачупинов, но также за равенство рас, за отмену привилегий духовенства и офицерства и за возвращение индейцам земли. Результатом этого была разрушительная гражданская война, которая не только не принесла Мексике независимости, но, может быть, даже замедлила ее завоевание» (стр. 157). Подобное объяснение лишь свидетельствует о буржуазной ограниченности автора. Широкое революционное движение мексиканского крестьянства под руководством Идальго и Морелоса, носившее характер аграрной революции, было первым этапом войны за независимость (1810—1816 гг.). Оно носило ярко выраженный социальный характер, поскольку национально-освободительные идеи тесно переплелись в нем с борьбой крестьянства за землю. Именно социальный характер этого движения и сообщил ему ту силу, под ударами которой были значительно расшатаны устои испанского колониального господства в Мексике. Таким образом, глубочайшее революционное движение индейских крестьянских масс, которое автор называет «разрушительной гражданской войной», не «замедлило завоевание независимости Мексики, а, наоборот, создало предпосылки для этого завоевания.
Причины поражения мексиканского крестьянства в его борьбе за землю заключались в том, что оно было одиноко в этой борьбе. В начале XIX в. Мексика была отсталой колониальной страной, где не было не только пролетариата — гегемона трудящихся масс в их борьбе за свое освобождение, — но и поднимающегося революционного класса — буржуазии, способной поддержать на первых порах стремление крестьян к переделу земли. Движение Идальго и Морелоса носило все черты «стихийного возмущения угнетенных классов, стихийного восстания крестьянства против феодального гнета»[3]
Война за национальную независимость не облегчила положения не только мексиканского крестьянства, но и основной массы креольства, представлявшего преимущественно средние слои населения. Земля и почти все богатства страны попрежнему оставались в руках церкви и небольшой кучки крупных помещиков. Недовольство креолов своим положением и их стремление к перераспределению богатств страны и было той базой, которая питала происходившие в Мексике в 1830—1840 гг. военные перевороты, частую смену президентов, — всю ту борьбу клик и партий внутри господствующего класса Мексики, которая известна под названием борьбы между централистами и федералистами.
Во второй половине XIX и в начале XX в. Мексика — отсталая в экономическом и политическом отношении страна, обремененная тяжким наследием феодально-крепостнических отношений, страна, где господствовали крупные помещики, реакционные генералы и высокопоставленные чиновники, — оказалась одним из объектов эксплоатации со стороны крупнейших капиталистических стран — Соединенных Штатов Америки, Англии и отчасти Франции.
Паркс показывает пагубные для народного хозяйства Мексики последствия проникновения в страну англо-саксонского капитала; но он не дает достаточно глубокого анализа результатов этого проникновения и способствовавшей ему внутренней и внешней политики президента Диаса. Паркс пытается доказать, что политика реакционного президента диктатора Мексики Порфирио Диаса (1876—1911 гг.), направленная на поощрение притока иностранного капитала и раздачу природных богатств страны иностранным компаниям, была отчасти продиктована какими-то высшими соображениями, стремлением Диаса развить экономику страны и повысить благосостояние народа. Подробно останавливаясь на истории захвата иностранными капиталистическими монополиями командных высот в важнейших отраслях народного хозяйства страны, Паркс не решился сделать вывод, что в результате политики Порфирио Диаса к концу его правления экономика Мексики оказалась закабаленной американскими и английскими капиталистами и приобрела все те уродливые формы, которые свойственны экономике зависимых стран. Паркс не показал, что Диас проводил эту политику потому, что неизмеримо больше боялся своего народа, чем капиталистов США и Англии; между тем, именно поэтому Диас привлекал иностранных дельцов в Мексику, преследуя антидемократическую, антинациональную политику, отражавшую страх реакционных мексиканских помещиков и окружавшей Диаса бюрократической клики перед народной революцией, в которой крестьяне стали бы добиваться решения аграрного вопроса, а рабочие — улучшения своего материального положения и демократизации страны. Реакционная внутренняя и внешняя политика Диаса отражала интересы крупных мексиканских помещиков и иностранной буржуазии.
В начале XX в. перед крестьянством и рабочим классом Мексики встала неотложная задача разрешения аграрного вопроса и избавления от иностранного гнета — в первую очередь от гнета американских капиталистов. Не случайно наряду с борьбой крестьян в деревне первые крупные забастовки мексиканских рабочих имели место на иностранных и, в частности, американских предприятиях. В 1906 г. одна из таких забастовок вспыхнула в штате Сонора, на медных рудниках Кананеа, принадлежавших американцу Грину. В Кананеа забастовало около 10 тыс. шахтеров-мексиканцев, подвергавшихся жестокой эксплоатации и издевательствам со стороны американской администрации на шахтах. Шахтеры потребовали увеличения заработной платы и сокращения рабочего дня. Правительство Диаса, верное тактике удушения рабочего движения, спровоцировало совместно с Грином забастовщиков на выступление. В результате забастовки была уничтожена часть зданий компании и сожжено несколько складов. С прибытием правительственных войск схватка превратилась в массовое избиение безоружных рабочих. Не довольствуясь этим, правительство США пыталось использовать забастовку в качестве предлога к новому покушению на политическую независимость соседней страны. К границе Мексики в Аризоне была подтянута одна из кавалерийских пограничных частей американской армии. А 2 июня посол США Томпсон в беседе с Диасом заявил, по поручению государственного секретаря Рута, что США готовы оказать ему любое содействие для «наведения порядка», вплоть до введения в Мексику американских войск.
Забастовка в Кананеа и связанные с ней события положили начало массовому антиамериканскому и антиимпериалистическому движению среди мексиканских трудящихся масс. Антипатии к американцам были сильны не только на принадлежавших американцам промышленных предприятиях и мексиканских железных дорогах, но и среди широких масс мексиканского крестьянства, ибо американцы-плантаторы относились к пеонам [4] в Мексике не лучше, чем их соотечественники, плантаторы юга США — к рабам-неграм. Вот что говорит об этом один из американских писателей, побывавший в Мексике: «Американцы используют труд рабов — покупают, угнетают, запирают их на ночь, бьют, убивают их — точно так же, как это делают другие предприниматели в Мексике... В тропической части Мексики, на плантациях каучука, сахарного тростника, тропических фруктов — повсюду вы найдете американцев, покупающих рабов, заключающих их в тюрьмы и убивающих».
Ненависть к американским империалистам в Мексике росла с каждым годом и вскоре выразилась в открытых антиамериканских выступлениях мексиканского народа. Накануне буржуазной революции Мадеро 8—11 ноября 1910 г., в Техасе, Мехико и других городах страны в ответ на линчевание американцами мексиканца вспыхнули массовые антиамериканские демонстрации. В г. Мехико народ начал бить стекла в окнах американских магазинов и разгромил редакцию американской газеты «Геральд». В другом крупном городе Мексики, Гвадалахаре, события приняли еще более бурный характер и демонстрации превратились по существу в антиамериканское восстание. Мексиканцы забрасывали камнями принадлежащие американцам дома, требуя, чтобы американцы убирались из Мексики. В Мехико, Гвадалахаре и других городах страны это движение проходило под лозунгами: «Да здравствует Мадеро!» и «Смерть грингос!»[5]. Русский посланник в Мехико писал в своем донесении в Петербург о глубокой ненависти к американцам, которая коренится в мексиканском народе, отмечая, что эта ненависть является результатом не только того, что мексиканцы не могут простить американцам 1847 года, но и того, что «живущие здесь в значительном количестве американцы своим грубым и вызывающим обращением с здешними жителями не могли завоевать их симпатии». Характерно, что уже в то время проживающие в Мексике американцы вели себя, как настоящие колонизаторы. Посол США в Мексике Генри Уилсон хвастливо отмечал, что во время событий 8—11 ноября они «вели себя воинственно». В эти дни наемники американских империалистов несколько раз обстреливали с провокационными целями толпы безоружных мексиканцев, в результате чего в Мехико и Гвадалахаре было убито 4 мексиканца, в то время как ни один американец не пострадал.
Выступление пролетариата и усиление борьбы крестьянства за разрешение аграрного вопроса были предвестниками буржуазно-демократической революции 1910—1917 гг., когда в ходе революционного движения народными массами была сброшена ненавистная диктатура Диаса и страна вступила на путь демократических преобразований. Особенностью этой народной революции в Мексике был ее ярко выраженный антиимпериалистический характер.
Размах и глубина мексиканской революции испугали даже наиболее оголтелых американских империалистов, которые вынуждены были на время спрятать свои открыто интервенционистские планы. Мексиканская политика президента США Вудро Вильсона, захватнический дух которой так старательно затушевывает Паркс, отражала одновременно страх американских империалистических кругов за свои капиталы в Мексике и их желание воспользоваться «анархией» в Мексике для осуществления своих интервенционистских целей. Паркс пытается внушить читателю, что правительство США в лице Вудро Вильсона преследовало мирные цели по отношению к Мексике, но в этом ему мешали американские капиталисты, стремившиеся к господству в этой стране.
Какой же была в действительности политика Вильсона в Мексике? В 1913 г. Вудро Вильсон, выступая против политики своего предшественника Тафта, заявил, что 85% мексиканского народа угнетаются и эксплоатируются мексиканскими помещиками и иностранными капиталистами. Это заявление было вызвано тем, что наглая интервенционистская политика предшественников Вильсона была крайне непопулярна в странах Латинской Америки, и продолжение ее могло иметь опасные последствия для США.
Основные цели политики Вильсона в Мексике заключались в том, чтобы, опираясь на уже завоеванные в этой стране американским капиталом экономические позиции, навязать ей свою волю, лишить ее не только экономической, но и политической независимости. Для достижения этих целей Вильсон не гнушался никакими средствами, начиная от политических интриг, шантажа, подкупа и кончая вооруженной интервенцией. Им была дважды спровоцирована интервенция в Мексику (в 1914 и в 1916 гг.). Обе интервенции позорно провалились. Вильсон и его клика недооценили антиимпериалистические настроения мексиканского народа. Сила и единодушие, с которыми мексиканцы выступили против захватчиков, оказались неожиданными как для американских империалистов, так и для их политических марионеток.
Кульминационным пунктом мексиканской революции 1910—1917 гг. было принятие в феврале 1917 г. новой буржуазно-демократической конституции. Конституция 1917 г. явилась значительным политическим завоеванием мексиканского народа. В ней был записан ряд требований, ставших программой борьбы мексиканских крестьян и рабочих в течение ближайших десятилетий. Большое значение имел тот факт, что в конституцию были включены антиимпериалистические требования мексиканского народа. Конституция 1917 г. фактически ставила вопрос о конфискации захваченных иностранцами нефтяных источников Мексики, что вызвало большую тревогу в империалистических кругах США и Англии. Антиимпериалистическая внешняя политика президента Мексики Каррансы стала возможной в это время лишь благодаря тому, что, осуществляя вначале прогрессивные мероприятия, мексиканская буржуазия опиралась на широкое массовое народное движение внутри страны, направленное своим острием против помещичьей реакции и американских империалистов. Паркс разоблачает реакционную внутреннюю политику Каррансы, но по своему обыкновению почти ничего не говорит о роли народных масс в решающих событиях этого периода, о противодействии трудящихся попыткам реакции бросить все свои силы против неугодных ей реформ.
В обстановке величайших революционных событий того времени, самым важным из которых была победа Великой Октябрьской Социалистической революции в России, мексиканский народ шел в передовых шеренгах борцов за мир я демократию, вдохновляемый величественными победами рабочих и крестьян над помещиками и капиталистами в России. Передовая часть рабочего класса Мексики стала сплачиваться вокруг коммунистической партии, зародившейся в 1919 г.
Паркс почти ничего не пишет о размахе и значении массового движения рабочих и крестьян Мексики в период 1920—1930 гг. Между тем, борьба крестьянства за землю и рабочего класса за свои права становятся в это время одним из самых существенных факторов в политической жизни Мексики. Первостепенное значение приобретают также задачи антиимпериалистической борьбы вообще и борьбы с американским империализмом в частности, поскольку соперничество между основными империалистическими державами за захват богатств Мексики и окончательное закабаление этой страны с течением времени все усиливались. Паркс не показывает, как отразились все эти процессы на политике буржуазных правительств Мексики. Он не показывает также, что инициатива в борьбе с американским империализмом в этот период, как и в самом начале революции (1910 г.), принадлежала трудящимся маюсам Мексики, что эта борьба всей своей тяжестью ложилась на плечи трудящихся масс, в то время как мексиканская буржуазия, и в особенности наиболее реакционная ее часть, при каждом обострении политической ситуации в стране старалась спрятаться за спину американских империалистов.
Непродолжительное президентство Обрегона, опиравшегося в основном на реакционно настроенных мексиканских помещиков и кулачество, не ослабило боевого духа народных масс Мексики. Президент Кальес, пришедший к власти в 1924 г., под давлением демократических сил внутри страны проводил вначале прогрессивную политику. В 1925—1926 гг. начала проводиться в жизнь 27 ст. конституции 1917 г. Иностранным капиталистам, ранее владевшим запасами нефти на правах собственников, отныне предлагалось арендовать эти запасы на 50 лет. Иностранцы, не соглашавшиеся принять эти условия, подлежали привлечению к суду и высылке из Мексики. Это настолько встревожило Белый дом, что в 1926—1927 гг. президент Кулидж и государственный секретарь США Келлог грозили Мексике интервенцией, требуя немедленного изменения конституции страны. Когда же тактика прямых угроз потерпела поражение, столкнувшись с массовым движением рабочих и крестьян Мексики против захватнической политики империалистов, Белый дом изменил свои методы. В Мексике появился новый американский посол — Морроу, который стал проводить курс «дружелюбной» политики по отношению к Мексике. Все усилия Морроу были направлены, по сути дела, на то, чтобы расколоть антиимпериалистический лагерь в стране. Он стремился привлечь на свою сторону наиболее реакционную часть мексиканской буржуазии. Не случайно начало провокационной деятельности Морроу в Мексике совпало с открытой изменой Кальеса народу. Страх перед народными массами, среди которых все больше нарастало недовольство его внешней и внутренней политикой, бросил Кальеса в объятия реакционных кругов внутри страны и побудил его пойти на сговор с иностранными империалистами. С 1927—1928 гг. Кальес становится выразителем самых консервативных и профашистски настроенных элементов мексиканского общества. Он признал претензии к Мексике со стороны империалистов по долгам, фактически приостановил действие конституции и перешел в наступление против левых элементов в стране. Под влиянием реакционных империалистических кругов США и Англии Кальес порвал дипломатические отношения с Советским Союзом (1930 г.). Казалось, что реакция вновь намеревается надолго упрочить свои позиции в Мексике и, опираясь на поддержку американских империалистов, наголову разгромить демократические силы народа. Но этого не произошло. Мировой экономический кризис 1929—1933 гг. сильно задел и Мексику. Положение в стране обострилось. Реакция вынуждена была вновь отсрочить генеральное сражение с силами демократии. Это ясно обозначилось в период президентства Карденаса (1934—1940 гг.). В книге Паркса, доводящей описание истории Мексики лишь до 1938 г., события этого периода изложены бегло, и на них следует остановиться более подробно.
Прогрессивная политика Карденаса вызвала бурю негодования в лагере империалистов, усилившуюся после того, как президент провел ряд прогрессивных буржуазно-демократических мероприятий — экспроприировал значительную часть крупных поместий, принадлежавших иностранным землевладельцам, национализировал мексиканские железные дороги, где господствовал англо-американский капитал, и в 1938 г. издал декрет о национализации собственности 17 американских и англо-голландских нефтяных компаний, В ответ на все эти мероприятия Карденаса последовали грозные ноты английского правительства и контр-мероприятия американского правительства, снизившего цены на мексиканское серебро и предъявившего Мексике ультиматум, содержавший требование немедленной уплаты за экспроприированную мексиканским правительством собственность американских землевладельцев. В усложнившейся международной обстановке Карденас занял решительную позицию. Он порвал дипломатические отношения с английским правительством. Что же касается США, то Карденас добился того, что американское правительство отказалось от своего ультиматума и согласилось на постепенную выплату компенсации экспроприированным американским землевладельцам.
Успехи антиимпериалистической политики мексиканского правительства Карденаса имели большое международное значение. Они показали, что буржуазные правительства зависимых стран могут успешно бороться с империалистической политикой крупных капиталистических держав, если в этой борьбе они будут опираться на трудящиеся массы своей страны. Примеру Мексики пытались последовать и другие страны Латинской Америки (Боливия, Эквадор).
Прогрессивная внешняя политика Карденаса была не всегда последовательной; это выразилось, в частности, в том, что он не решился установить дипломатических отношений с Советским Союзом. Тем не менее Карденас открыто выражал враждебное отношение к фашистским агрессорам, распустил фашистскую организацию в Мексике «золотые рубашки», поддерживал Испанскую республику, посылал ее борцам оружие и давал приют жертвам Франко. Весьма знаменательно, что почти все важнейшие экономические и политические мероприятия президента Карденаса проводились под непосредственным давлением со стороны организаций трудящихся масс Мексики, возглавляемых мексиканской коммунистической партией. Компартия опиралась на Мексиканскую конфедерацию трудящихся, Конфедерацию рабочих и крестьян Мексики, Региональную конфедерацию мексиканских рабочих, насчитывавших миллионы членов.
Но одновременно с укреплением демократического лагеря в Мексике сплачивались и силы реакции. К этому времени относится возникновение фашистских организаций «Аксьон насиональ» и Национального синаркистского союза[6]. Обе эти организации наиболее реакционных элементов мексиканского общества верой и правдой служили Гитлеру и Муссолини, а с Франко они поддерживают самую тесную связь и по сей день, носясь с бредовой идеей восстановления былого военного и политического могущества Испании, способной якобы «обновить» мир на фашистских началах, поскольку этого не удалось достичь немецко-фашистским разбойникам.
Это, разумеется, не мешает мексиканским синаркистам подпевать американской реакции, агентурой которой они являются вместе со своим хозяином Франко. У мексиканского народа нет более опасного и коварного врага, чем эти фашистские организации внутри страны, предающие и продающие международной реакции дело мексиканского народа. Под прикрытием «йспанизма», восстановления былого могущества Испании, мексиканские фашисты изо дня в день куют цепи мексиканскому народу и вкупе с американскими империалистами идут в первых рядах в борьбе против сил прогресса и демократии. Они питают открытую ненависть к великому Советскому Союзу и странам новой демократии.
Накануне второй мировой войны демократические силы в Мексике были очень сильны. В ответ на угрозы империалистов в стране ширилось массовое антиимпериалистическое движение, передовыми бойцами которого были мексиканские коммунисты. Острие борьбы направлялось против американского империализма. Об этом ярко свидетельствуют события 1940 г.
11 апреля 1940 г. в г. Мехико состоялась антиимпериалистическая демонстрация, в которой участвовало более 100 тыс. чел. Пролетарский праздник Первое мая 1940 г проводился под знаком протеста против захватнической политики американских империалистов. В первомайской демонстрации в г. Мехико приняло участие около двухсот тысяч рабочих и 75 тыс. вооруженных дружинников Конфедерации труда. Демонстрация прошла под лозунгом «Защита нации и борьба против империализма».
Об успехах демократических и антиимпериалистических сил в стране свидетельствовали также и президентские выборы 1940 г. в Мексике. Эти выборы проходили в обстановке напряженней внутриполитической борьбы, тесно переплетавшейся с борьбой антиимпериалистической. Ставленником реакционных помещичьих кругов в Мексике и американских империалистов был генерал Альмасан. Альмасан добивался установления реакционной диктатуры и, в случае неудачи на президентских выборах, готовился произвести военный переворот. В этом ему активно помогали американские империалисты, перебрасывавшие в Мексику оружие для организованных Альмасаном банд. Симпатии империалистов к Альмасану были отнюдь не случайны; так, по поводу конфликта Мексики с иностранными нефтяными компаниями он заявил, что если Эта проблема не будет разрешена при правительстве Карденаса и продолжать переговоры придется ему, Альмасану, то он будет стараться донести их «до полюбовного, свободного и честного решения». Это заявление содержало плохо замаскированные авансы американским и английским империалистам. Ставка на Альмасана была ставкой мексиканской реакции и иностранных капиталистов на установление профашистской диктатуры в Мексике.
Кандидатом прогрессивных сил был Авило Камачо. Камачо выдвигала «партия мексиканской революции», представлявшая в основном прогрессивно настроенную часть мексиканской буржуазии. Кандидатура Камачо получила поддержку компартии и Мексиканской конфедерации труда. Выборы проходили в обстановке ожесточенной политической борьбы. Результаты их принесли победу демократическому лагерю. Президентом Мексики был избран Авиле Камачо, за которого голосовало 2 136 625 избирателей. Поражение Альмасана, получившего всего 128 574 голоса, было поражением реакции и крупным успехом демократических сил в стране.
Мексика активно помогала союзникам в войне с фашистскими странами. 1 июня 1942 г. она официально объявила войну Германии. Большую роль в деле организации сил мексиканского народа для оказания экономической помощи союзникам и в первую очередь Советскому Союзу сыграла компартия Мексики и передовые профсоюзы страны. Все силы трудящихся масс страны были направлены на выполнение общей задачи всего прогрессивного человечества — разгром фашизма.
Но правительство Авило Камачо (1940—1946 гг.), изображавшее себя продолжателем дела Карденаса, не оправдало надежд народа. При нем позиции американского империализма в Мексике вновь упрочились. Под влиянием массового народного движения против фашистских агрессоров Авило Камачо вынужден был, правда, пойти на восстановление дипломатических отношений с Советским Союзом (ноябрь 1942 г.), но вся его дальнейшая политика показала, что на протяжении второй мировой войны и после нее он прилагал все силы к тому, чтобы впрячь Мексику в колесницу американского империализма. Он провел через конгресс закон об удовлетворении всех претензий иностранцев, пострадавших от политики Карденаса, добился новых кабальных кредитов от США, поставлял им стратегическое сырье во время войны, а в Организации Объединенных наций его представители обычно поддерживали американскую политику.
Активизация сил международной реакции за послевоенные годы и усилившаяся экспансия американского империализма в латиноамериканские страны привели к тому, что мексиканская буржуазия пошла в фарватере американского империализма. Это определенно проявляется в политике поавительства нынешнего президента Мексики Алемана. Весьма характерно, что кампания за избрание Алемана президентом проводилась под лозунгами борьбы с империализмом США, что в значительной степени определило победу Алемана на выборах. Бывший министр иностранных дел при президенте Авила Камачо, Падилья, открыто высказывавшийся за установление тесных экономика ческих и политических связей с Соединенными Штатами, получил лишь незначительное число голосов. Поражение Падильи является ярким свидетельством того, что после второй мировой войны антиамериканские настроения в мексиканском народе заметно усилились. Но уже первые годы правления Алемана показывают, что его правительство совершает ту же эволюцию, что и правительство Авила Камачо. Экономические мероприятия правительства Алемана фактически направлены на то, чтобы не допустить проведение в жизнь предусмотренных конституцией аграрных реформ 1917 г. и затормозить самостоятельное развитие сельского хозяйства и промышленности страны. На внутреннюю и внешнюю политику правительства Алемана большое влияние оказывают мексиканские реакционеры и американские империалисты. Мексиканские реакционеры в союзе с американскими империалистами и лидерами Американской федерации труда пытаются расколоть рабочее движение, в котором за последнее время значительно усилилось влияние коммунистов.
Однако консолидации мексиканской и англо-американской реакции противостоят растущие силы свободолюбивого мексиканского народа, возглавляемые коммунистической партией и другими революционными организациями рабочего класса и крестьянства Мексики. Мексиканский народ еще не сказал последнего слова в борьбе за свою свободу и независимость.
Книга Паркса, освещающая, несмотря на все свои серьезные недостатки, основные этапы истории этой борьбы, представит несомненный интерес не только для наших историков, но и для широкой массы советских читателей, интересующихся историей народов угнетенных и зависимых стран.
[1] Мексика была ядром этой богатейшей испанской колонии. (Прим. ред.)
[2] Креолы — южноамериканские испанцы, потомки первых партий завоевателей. (Прим. ред.)
[3] Ленин и Сталин. Сборник к изучению истории ВКП(б). Партиздат, 1936, т. III, стр. 527.
[4] Пеоны — мелкие арендаторы-крестьяне, работавшие на землях плантаторов. (Прим, ред.)
[5] Грингос — презрительная кличка американцев в Мексике. (Прим. ред.)
[6] В 1946 г. Национальный синаркистский союз был преобразован в фашистскую партию «Народная сила».