Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Письмена рисунки

Кинжалов Ростислав Васильевич, Белов Авраам Моисеевич ::: Падение Теночтитлана

В развитии письменности ацтеки не пошли далее пиктографии, суть которой заключается в передаче смысла с помощью рисунков.[xix] Пиктографию называют поэтому также рисуночным письмом или картинописью.

Рисунки, которыми изображаются предметы, события, действия, еще не приобрели постоянного, устойчивого значения, и читать пиктограмму очень трудно. Она доступна лишь узкому кругу посвященных. К тому же этот вид письма крайне несовершенен. Он не пригоден для записи литературных произведений, отвлеченных понятий и многого другого.

 

Но ацтеки, видимо, вполне удовлетворялись выработавшимся у них в течение веков рисуночным письмом. С его помощью они записывали размеры дани, получаемой с покоренных племен, вели свой календарь, отмечали религиозные и памятные даты, составляли исторические хроники.

Ацтекский календарь – очень сложный и запутанный. В нем два параллельных раздела: солнечный календарь, состоявший из 18 месяцев по 20 дней в каждом (плюс 5 «несчастливых» дней), и священный календарь, обнимавший период в 260 дней. Он подразделялся на 20 недель по 13 дней в каждой.

 

 

 

 

Парадный щит из перьев. Под ним – кремневый нож для жертвоприношений с рукоятью мозаичной работы.

 

Составители календаря – жрецы – руководствовались целым рядом сложных правил. При этом они пользовались специальными справочниками. Некоторые из них дошли до наших дней. Каждый из таких справочников представляет собою целую серию довольно сложных рисунков божеств, культовых предметов, птиц, животных и т. д. Некоторые рисунки выполнены в красках. Разобраться в значении и смысле этих загадочных изображений помогли ученым пояснительные записи, составленные некоторыми монахами со слов индейцев после завоевания Мексики.

На этом рисунке изображены двадцать дней ацтекского солнечного календаря.

Ацтекский солнечный год мог начинаться лишь четырьмя днями («Дом», «Кролик», «Тростник», «Кремневый нож»). После каждого 52‑летнего цикла счет лет велся с начала. Никакой преемственности между циклами не было. Это сейчас чрезвычайно затрудняет датировку многих событий.

Представьте себе, что мы бы датировали основание Петербурга 3‑м годом, изгнание Наполеона из России – 12‑м годом, Великую Октябрьскую революцию – 17‑м годом, восстание декабристов – 25‑м годом, крестьянскую реформу – 61‑м годом и введение на Руси христианства – 88‑м годом, не указывая столетия. Человека, не знающего историю, такого рода хронология поставила бы в тупик, поскольку не сказано, что первое событие произошло в XVIII веке, второе – в XIX, третье – в XX, четвертое и пятое – снова в XIX, а шестое – почти на девятьсот лет раньше, в X веке.

 

 

Знаки для обозначения дней ацтекского календаря. Крокодил. Голова смерти. Обезьяна. Коршун. Ветер. Олень. Трава. Движение. Дом. Кролик. Тростник. Кремневый нож. Ящерица. Вода. Оцелот. Дождь. Зме‑. Собака. Орел. Цветок (сверху вниз и слева направо).

 

 

Цифры и методы счисления ацтеков.

1 – один – точка или палец; 2 – двадцать – флаг; 3 – четыреста – значок, изображающий волосы; 4 – восемь тысяч – мешок с бобами какао; 5 – десять масок из драгоценного камня; 6 – двадцать мешков кошенильной краски; 7 – сто мешков какао; 8 – четыреста тюков хлопка; 9 – четыреста банок меда; 10 – восемь тысяч связок листьев с копаловой смолой; 11 – двадцать корзин с 1600 молотых зерен какао в каждой; 12 – четыреста два хлопчатых одеяла.

 

С ростом могущества ацтеков, расширением подвластных им земель и племен, усложнением техники и производственных отношений совершенствуется и пиктографическое письмо. Ацтеки не дошли до изобретения алфавита, но они к этому заметно приблизились. Рисуночные изображения стали использоваться не только для передачи понятий, в них заключающихся, но и фонетически, то есть как определенное сочетание звуков. Таким путем представилось возможным комбинацией двух рисунков передать значение нового слова, не связанного с ними по смыслу.[xx] Это напоминает наши ребусы. Так, например, название города Пантепек ацтеки передавали, рисуя флаг (по‑ацтекски «пантли») на схематическом изображении холма (по‑ацтекски «тепек»).

Для передачи звукового значения слов использовались различные цвета, омонимы,[xxi] особое расположение предметов и т. д. Действия же передавались условными знаками: отпечатки шагов означали путешествие, движение, щит и дубинка символизировали сражение, связанное тело – смерть и т. д.

На странице 154 представлены цифры и методы счисления ацтеков. Они пользовались двадцатиричной системой. Числа до девятнадцати изображались точками, цифра 20 – флажком. Иногда, в сокращенной записи, пять точек заменялись одной палочкой. Двадцать в квадрате (400) изображалось знаком, напоминающим елку. Он означал «многочисленный, как волосы». Двадцать в кубе (8000) изображалось в виде мешка с бобами какао (которых в мешке так много, что их не счесть).

Немногие дошедшие до нас ацтекские летописи, а также записи дел племен, несмотря на чрезвычайную краткость изложения, дают богатый материал для историка. Они тщательно изучены и существенно дополнили данные археологии, расширили наши представления о жизни, быте и культуре ацтеков.



[xix] [xix] Слово «пиктография» составлено из двух слов: латинского «пиктус» – «написанный красками» – и греческого «графо» – «пишу»

 

[xx] [xx] В русском языке, например, рисунками «вол» и «окно» можно изобразить слово «волокно».

 

[xxi] [xxi] Омонимы – слова, звучащие одинаково, но имеющие разное значение, например, коса (девичья) и коса (для сенокоса).