Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Падение Новой Франции

Тишков Валерий Александрович ::: Страна кленового листа: начало истории

Заключительной фазой борьбы за континент явились две последовавшие одна за другой войны — война за австрийское наследство (1740—1748) и Семилетняя война (1756—1763). Главной ареной борьбы была Европа, но колонии также оказались втянутыми в военный конфликт.

Как только в Канаде узнали о том, что Франция 15 марта 1744 г. объявила войну Англии, колониальные власти попытались вернуть Акадию, но без успеха. Со своей стороны, купцы Новой Англии снарядили экспеди­цию по захвату французской крепости Луисбург на ост­рове Кейп-Бретон. Добровольческие экспедиционные си­лы при поддержке английской морской эскадры в мае 1745 г. осадили «Гибралтар Америки», как тогда называ­ли Луисбург. После 47-дневной осады деморализованный гарнизон сдался. Попытка отвоевать эту важную крепость закончилась неудачей. Французский флот, как и флот их противников три десятилетия назад, застигнутый штор­мом, потерпел крушение.

С несколько большим успехом французские колони­альные власти, прибегая к помощи колонистов и индей­цев, использовали тактику мелких набегов на погранич­ные форты и населенные пункты англичан. Губернатор Новой Франции Боарнуа считал, что таким способом су­меет предотвратить вторжение англичан в Канаду на су­ше. В конце 1745 г. канадские ополченцы вместе с ин­дейцами нанесли удар по форту Саратога. Летом 1746 г. был захвачен форт Массачусетс. Колонизаторы с той и с другой стороны всячески стремились вовлечь как можно больше индейских племен в военные действия, не гну­шаясь устанавливать щедрую плату за скальпы своих бе­лых соплеменников. В 1747 г. англичане в районе Огайо и Иллинойса усиленно готовили массовое выступление индейцев против французов.

Действия на границе не принесли особых успехов враждующим сторонам. Зато в Европе в битве при Фонтено и в других сражениях на главном театре войны Франция одержала ряд побед. В 1748 г. воюющие сто­роны подписали Аахенский мир. Англия возвратила Франции свою добычу — Луисбург в обмен на торговый пост в Мадрасе, в Индии. Как отмечает С. Б. Райерсон, «в Северной Америке ни английские, ни французские ко­лонии сами по себе не были достаточно сильны, чтобы нанести другой стороне решающий удар. Лишь непосред­ственное участие в войне соперничающих колониальных держав могло повести к решающему успеху» 7.

Война ухудшила положение французов на территории к югу от Великих озер, где заметно активизировались английские колонисты. Долина реки Огайо интересовала колонистов Пенсильвании и Вирджинии не только как район пушной торговли. Растущему населению англий­ских колоний требовалось все больше земельных угодий, приобрести которые они могли лишь продвигаясь на за­пад. Недостаток сил и средств не позволил Новой Фран­ции установить какие-либо надежные преграды этому массовому продвижению.

Время от времени хозяева Канады бряцали оружием в пограничных районах. В 1752 г. в районе Детройта отряд индейцев во главе с французами разгромил столи­цу индейцев племени майями, которые выступали в союзе с англичанами. Вождь племени был убит (за его скальп губернатор Новой Франции уже давно установил награ­ду), а торговые строения англичан были разрушены. Французам лишь на короткое время удалось задержать продвижение англо-американцев за Аллеганские горы.

Здесь установились отношения, которые канадский ис­торик Дж. Стенли назвал «холодной войной на Западе» 8. Колониальные власти Канады торопились закрепить сла­бый успех строительством новых военных укреплений на северо-востоке района Огайо. Эти дорогостоящие и труд­ные работы выполняли те же канадские поселенцы, при­званные на милиционную службу. Даже солдафон-губер­натор при виде тех, кто возвратился в Квебек со строительства, не мог сдержать своих эмоций: «Я был по­трясен тем жалким состоянием, до которого их довели утомление и постоянные опасности. Вне сомнений, если бы эти истощенные люди прошли бы еще дальше вниз по Огайо, дно реки было бы устлано их телами, а враж­дебные дикари добили бы уцелевших, видя, что они на­стоящие призраки» 9.

В 1754 г. вирджинские землевладельцы снарядили военную экспедицию против закрепившихся в верховьях Огайо французов. Власти Вирджинии поставили перед ру­ководителем отряда молодым офицером Джорджем Вашинг­тоном задачу «захватывать в плен или убивать в случае сопротивления со стороны кого-либо нашим работам по сооружению форта или попыткам положить конец нашим поселениям» 10.

Жаждавший славы Вашингтон не проявил излишней щепетильности. На пути в Огайо его отряд устроил кро­вавую расправу над небольшой группой французов, кото­рая, как полагают, двигалась навстречу американцам на предмет переговоров. За 15 минут 10 человек было убито и 21 был взят в плен. Причем, как мы помним, Англия и Франция пребывали в этот момент в состоянии мира. И с той, и с другой стороны регулярные войска не уча­ствовали. Пожалуй, впервые английские колонисты столь явно продемонстрировали собственную агрессивность в борьбе за новые земли.

Начало военной карьеры Вашингтона оказалось не­удачным. Двигавшийся к недавно построенному француз­скому форту Дюкесн отряд колонистов был окружен, и его 22-летний командующий сдался на милость капи­тана де Вилье. Вашингтон письменно признал факт убий­ства французского парламентера и тем спас остатки своего отряда, бесславно вернувшись на родину.

К лету 1755 г. обе враждующие стороны получили дополнительные подкрепления из-за океана. Английский генерал Брэддок с небольшой армией решил все же за­хватить форт Дюкесн, где к тому времени губернатор Новой Франции Контрекур сосредоточил большой отряд регулярных солдат, Канадских милиционеров и союзных индейцев. Англичане потерпели неожиданное поражение, оставив на поле боя около 500 убитых. Из-за этой не­удачи им пришлось отложить захват французских фор­тов Ниагара и Фронтенак. Однако «холодная война» уже окончательно переросла в активные военные действия, хотя в Европе между колониальными державами еще со­хранялся мир.

Скромные успехи, которых добились на первых порах французы, в значительной мере являлись результатом поддержки индейских племен. Эту поддержку французы получали лишь по той причине, что английские колони­заторы, гнавшиеся не только за мехами, по и за земель­ными латифундиями, были беспощаднее их в обращении с коренным населением. Именно англичане установили в 1755 г. награду 5 ф. ст. за каждый вражеский индей­ский скальп. Французы же рассматривали индейцев прежде всего как поставщиков пушнины и продовольствия. Их можно было грабить, доводить до нищеты, но со­хранять как объект эксплуатации. Однако более мирные отношения французских колонизаторов с индейцами не имели решающего значения в борьбе с Англией.

Не добившись быстрых успехов на западе, англичане на востоке овладели перешейком, соединяющим материк с полуостровом Новая Шотландия. Здесь находился форт Босежур. Вместе с заложенной англичанами в 1749 г. в Акадии морской крепостью Галифакс Босежур представ­лял собой теперь удобный плацдарм для захвата Дуйс­бурга. Перед осуществлением операции английские коло­ниальные власти предприняли одну из наиболее жестоких акций в отношении французских поселенцев в Канаде: выселили акадийцев, занимавшихся земледелием в доли­не Аннаполис и у залива Минас-Бейсин. О трагедии жи­телей Акадии следует сказать особо.

Получив Акадию по Утрехтскому миру, англичане со­здали на полуострове колониальную провинцию Новая Шотландия. Проживавшие здесь поселенцы французского происхождения были лишены каких-либо политических прав, поскольку их земельные владения привлекали алч­ные взоры колонистов Новой Англии, которые выступили с требованием выслать французских поселенцев из про­винции Новая Шотландия, с тем чтобы их место заняли протестантские подданные. Так как акадийцы отказались присягнуть новым хозяевам и предпочли сохранять нейт­ралитет в войне со своими бывшими соотечественниками, английские власти учинили над ними расправу.

Осенью 1755 г. англичане силой выслали за пределы провинции около 6 тыс. колонистов, а их земли и иму­щество — конфисковали. Брошенные без всяких средств к существованию в различных портах атлантического по­бережья французы были обречены на скитания, лишения и голодную смерть. Лишь несколько сот человек добра­лись пешком до Квебека, некоторые уехали во Францию и получили там жалкие подачки от королевского двора.

С началом Семилетней войны в Европе в 1756 г. фран­цузам удалось одержать несколько побед над англичана­ми в Северной Америке. Последние потеряли форт Осуи­го и водные пути в районе Огайо. Но очень быстро ска­зались растущее финансовое и промышленное могущество Англии, а также хозяйственные успехи английских севе­роамериканских колоний. Этим успехам хилая Новая Франция могла противопоставить хронический голод сре­ди населении, коррупцию и раздоры в правящей колони­альной верхушке, противоречия между местными жителя­ми и представителями метрополии.

Весной 1758 г. Англия начала крупные военные опе­рации по захвату Канады. В июле пала крепость Кейп-Бретон. На западе английские войска и отряды колони­стов отвоевали Осуиго и заняли форт Фронтенак. Восточ­ный и западный бастионы Новой Франции оказались в руках противника.

В конце мая 1759 г. огромный английский флот в 200 судов с 8,5 тыс. солдат под командованием генера­ла Уолфа и 13,5 тыс. моряков под командованием адми­рала Сондерса вошел в реку Св. Лаврентия. Англичане овладели позициями, с которых могли обстреливать Кве­бек. Одновременно английский главнокомандующий в Се­верной Америке генерал Эмхерст предпринял наступле­ние через озеро Шамплейн, что отвлекло часть француз­ских сил в район Монреаля и реки Ришелье.

В течение нескольких месяцев солдаты Уолфа пыта­лись прорваться к Квебеку, однако здесь англичане на­толкнулись не только на оборонительные позиции коман­дующего французской армией генерала Монкальма, но и на упорное сопротивление со стороны местного канадско­го населения, которое начало настоящую партизанскую войну. В этом, пожалуй, впервые отчетливо проявился рост национального самосознания жителей Канады. Во вторжении англичан они увидели прежде всего угрозу своей собственной стране.

Генерал Уолф решил взять Квебек с «черного хода». Ночью около 5 тыс. английских солдат поднялись на об­рывистую скалу у самого города и утром 13 сентября 1759 г. неожиданно появились у западных стен крепости, заняв позиции на равнине Авраама. Жаждавший славы Монкальм атаковал англичан немедленно, не дожидаясь подкреплений. Атака оказалась неудачной, а все сраже­ние скоротечным. Крепость Квебек перешла в руки Анг­лии. В сражении погибли оба командующих: Уолф и Мон­кальм.

После этих событий стало ясно, что другой важней­ший центр колонии — Монреаль обречен. К нему подо­шли сразу три английские армии — из Осуиго, района озера Шамплейн и из Квебека.

9 сентября 1760 г. город капитулировал. С периодом французского колониального господства в Канаде было покончено. Новая Франция превратилась в оккупирован­ную территорию Англии, пока ее судьба окончательна не определилась в 1763 г. за столом переговоров между двумя державами.

Чем объяснить причины краха колониального господ­ства Франции в Канаде? Прежде всего социально-эконо­мической отсталостью французского общественного строя, оказавшегося неспособным противостоять натиску более могущественного противника, пожинавшего плоды буржу­азной революции. На стороне Великобритании оказалась не только более современная военная техника, но и мощ­ные людские ресурсы быстро растущих и богатеющих английских колоний. В тылу же отсталой французской армии находилось только 70 тыс. поселенцев, в большин­стве своем неграмотных крепостных крестьян.