Сообщение об ошибке

Notice: Undefined variable: n в функции eval() (строка 11 в файле /home/indiansw/public_html/modules/php/php.module(80) : eval()'d code).

Странные скульптуры Чалькацинго

Гуляев Валерий Иванович ::: Идолы прячутся в джунглях

Обильную пищу для размышлений давали и другие открытия археологов в Центральной Мексике. То в од­ном, то в другом месте внезапно появлялись на свет самые неожиданные вещи. На востоке крохотного мек­сиканского штата Морелос взору исследователей пред­стала довольно необычная картина. Близ городка Каутла над окружающей равниной вздымались, словно три богатыря в островерхих шлемах, три высоких скалистых холма с почти отвесными склонами из базальта. Цент­ральный холм, Чалькацинго, — это могучий утес, пло­ская вершина которого усеяна огромными валунами и глыбами камня. Труден и долог путь на его вершину. Но случайный путник, решившийся на это опасное вос­хождение, получит вполне достойное вознаграждение. Там, вдали от современной жизни с ее шумом, суетой и фантастическими скоростями, застыли в вековой дре­моте странные и загадочные изваяния — фигуры неве­домых языческих богов и героев. Они искусно выбиты каменным резцом на поверхности самых больших валу­нов. Первый рельеф изображает какого-то пышно оде­того человека, который важно восседает на троне и дер­жит в руках длинный предмет, напоминающий знаки власти «халач-виников» — правителей городов-госу­дарств древних майя. На голове у него высокая приче­ска и затейливая шапка с фигурками птиц и знаками в виде падающих вниз крупных капель дождя. Человек сидит в некоем подобии небольшой пещеры. Но при бли­жайшем рассмотрении выясняется, что это вовсе не пе­щера, а широко открытая пасть какого-то гигантского, стилизованного до неузнаваемости чудовища. Хорошо виден его яйцевидный глаз со зрачком из двух перекре­щенных полос внутри. Из пасти-пещеры вырываются наружу какие-то завитки, изображающие, возможно, клубы дыма. Над всей этой сценой как бы парят в воз­духе три стилизованных знака — три грозовые тучи, из которых падают вниз крупные капли дождя. Точно та­кие же каменные скульптуры встречаются лишь в одной области древней Мексики — в стране ольмеков, на юж­ном побережье Мексиканского залива.

На втором рельефе Чалькацинго показана уже целая скульптурная группа. Справа изображен какой-то бо­родатый обнаженный человек со связанными руками. Он сидит на земле, прислонившись спиной к идолу гроз­ного божества ольмеков — человека-ягуара. Слева два ольмекских воина, в масках человека-ягуара и с длин­ными остроконечными палицами, угрожающе подсту­пают к своему беззащитному пленнику. Позади него стоит еще один персонаж с дубинкой в руках, из которой пробиваются побеги какого-то растения — скорее все­го маиса.

Но самый интересный из всех рельефов — пятый, хотя он, к сожалению, сохранился хуже других. Здесь древний художник изобразил огромную змею с клыка­стой пастью. Она пожирает полумертвого от страха че­ловека, ничком лежащего на земле. Из затылка змеи­ной головы выглядывает короткое, похожее на птичье, крыло. Однако для многих ученых и одной этой детали оказалось вполне достаточно. Они без особых колеба­ний заявили, что ольмеки задолго до начала христиан­ской эры поклонялись уже самому популярному боже­ству доколумбовой Мексики — «Пернатому Змею» — Кецалькоатлю, который считался у ацтеков богом ветра, покровителем культуры и знаний.

Открытия в Чалькацинго взбудоражили ученый мир. Ведь многотонные валуны с рельефами не изящная нефритовая вещица, которую можно положить в кар­ман и унести куда угодно. Было совершенно очевидно, что рельефы сделаны прямо на месте, в Чалькацинго, и творцами их могли быть лишь сами ольмеки. Но от­сюда с неизбежностью вытекал и другой вывод; в неза­памятные времена ольмеки посещали гористые края штата Морелос и даже выбили на прочных глыбах базальта лики своих наиболее почитаемых богов и пра­вителей.

Что же привело их в эти пустынные и дикие места, за добрых три сотни верст к западу от границ своей родины?