Начальные страницы истории Ик’а’: поиски ранней столицы царства и стелы из Мотуль-де-Сан-Хосе

Стюфляев Максим ::: История царств майя

Как и в случае со многими другими царствами майя, политическая история Ик’а’ представлена в источниках крайне неравномерно. Подавляющее большинство имеющихся у нас свидетельств относится к VIII веку, тогда как более ранние события освещены скупо. Происхождение династии «Священных Владык Ик’а’» покрыто тайной. Ключ к решению проблемы часто ищут в надписи на стеле 2 из Бехукаля, но, к сожалению, текст этот недостаточно ясный и допускает различные истолкования. Бехукаль – это небольшое и малоизученное городище, расположенное более чем в 30 км к северо-востоку от Мотуль-де-Сан-Хосе и примерно в 7 км от Эль-Соца. В надписи на датируемой концом IV века стеле 2 говорится об установлении юбилейного монумента в день 8.17.17.0.0, 11 Ахав 3 Сек (24 июля 393 года). Далее назван правитель, который провел обряд, и, скорее всего, сообщается о его воцарении двенадцатью годами ранее, в 381 году. Жаркая полемика развернулась вокруг имен или титулов этого персонажа. Проблема заключается в том, что в иероглифических текстах майя не всегда можно легко провести грань между именем и титулами особы, понять, где заканчивается одно и начинается другое. Полное имя правителя на стеле 2 из Бехукаля, возможно, читается Мам-Йаш-Ик’-Ахав-Чак-Ахк. Л. Шиле и Н. Грюбе интерпретировали словосочетание ик’ ахав как царский титул «владыка Ик’а’» и заключили, что в ранний классический период столица царства находилась в Бехукале, а лишь со временем ее перенесли в Мотуль-де-Сан-Хосе.[i] Такая точка зрения стала популярной, но недавно была оспорена А. Токовининым и М. Зендером. Они отмечают, что толкование Шиле и Грюбе противоречит правилам синтаксиса иероглифической письменности майя, в соответствии с которыми «эмблемный иероглиф» следует после имени владыки, а не предшествует ему. Кроме того, неясно даже, правильно ли соответствующий иероглиф фразы опознали как ахав, весьма вероятно, что в действительности там записан другой знак, чтение которого пока не установлено.[ii] Таким образом, ассоциация Бехукаля с царством Ик’а’ сегодня поставлена под сомнение. Более вероятно, что это городище было каким-то образом связано с соседним царством Па’чан, столица которого находилась в Эль-Соце. С. Хаустон отметил сходство имени Мам-Йаш-Ик’-Ахав-Чак-Ахка с именами па’чанских владык.[iii]

Стела 2 из Бехукаля. Прорисовка Л. Шиле.

Стела 2 из Бехукаля. Прорисовка Л. Шиле.

Отбросив теорию о происхождении «Священных Владык Ик’а’» из Бехукаля, А. Токовинин и М. Зендер предположили, что истоки династии следует искать гораздо ближе к Мотуль-де-Сан-Хосе. Логограмма IK’ сохранилась на раннеклассической стеле 3 из Тайясаля. К сожалению, следующий после нее знак разрушен эрозией, но не исключено, что это AJAW. Если так, мы имеем дело с «эмблемным иероглифом». Имя главного героя надписи включает элемент К’инич, часто встречающийся в именах владык Ик’а’. Городище Тайясаль – южный сосед Мотуль-де-Сан-Хосе и вполне подходящий кандидат на роль первой столицы царства.[iv] Из Тайясаля, возможно, также происходит любопытный сосуд, приблизительно датируемый рубежом V-VI веков и хранящийся ныне в археологическом музее городка Флорес. Стенки сосуда украшены надписью, которая состоит из четырех иероглифических блоков и, вероятно, представляет собой перечень топонимов. Среди прочих в тексте упомянута и местность Ик’а’.[v]

Так или иначе, первые надежные сведения о владыках Ик’а’ присутствуют на монументах из Мотуль-де-Сан-Хосе и относятся к рубежу VII-VIII веков. Около 680 года правитель по имени …-К’инич установил стелу 4 из Мотуль-де-Сан-Хосе.[vi] Иероглифическая надпись на этом памятнике сохранилась плохо, но исследователям удалось разобрать упоминание об обряде взятия скипетра с изображением бога К’авииля, важном элементе церемонии воцарения (к слову, на лицевой стороне монумента царь Ик’а’ показан с этим символом власти в руках). Вероятно, речь шла о восхождении на престол самого …-К’инича. Об этом правителе можно еще сказать, что он носил титул «владыка на втором двадцатилетии», то есть в возрасте от двадцати до сорока лет. Ничего более о нем неизвестно.[vii]

Стела 3 из Пьедрас-Неграса. Прорисовка Д. Стюарта. В надписи на этом монументе повествуется о намаанской царевне, которая стала женой правителя Йокиб-К’ина’.

Стела 3 из Пьедрас-Неграса. Прорисовка Д. Стюарта. В надписи на этом монументе повествуется о намаанской царевне, которая стала женой правителя Йокиб-К’ина’.

Вероятно, на стеле 4 из Мотуль-де-Сан-Хосе мы также имеем первые сообщения о внешнеполитической активности царства Ик’а’. От надписи на лицевой стороне монумента сохранились лишь фрагменты, но можно различить упоминания «человека из Намаана» и, возможно, «человека из Лакамтууна». Поскольку мы еще неоднократно упомянем эти царства в связи с историей Ик’а’, имеет смысл рассказать о них подробнее. Центр Намаана находился в современном городище Ла-Флорида, расположенном на запад от Мотуль-де-Сан-Хосе. О местной династии известно мало, хотя она, видимо, обладала немалым влиянием в регионе. Намаан заключил скрепленный брачными связями союз с Йокиб-К’ина’ (Пьедрас-Неграс) и несколько раз воевал против Па’чана (Йашчилан).[viii] Царство Лакамтуун упоминается в надписях из Йашчилана, Пьедрас-Неграса, Ицана и Сейбаля, но его точное местонахождение долгое время оставалось неясным. По мнению Д. Стюарта, Лакамтуун располагался на берегу современной реки Лакантун, близ руин городища Эль-Пальма.[ix] На стеле 5 из Эль-Пальмы сообщается об установлении юбилейного камня владыкой Лакамтууна. Возвращаясь к стеле из Мотуль-де-Сан-Хосе, А. Токовинин и М. Зендер полагают, что в данном случае перечислены пленники, захваченные …-К’иничем до 680 года.[x] К сожалению, проверить их гипотезу пока нет возможности, поскольку соответствующий текст слишком разрушен, не сохранилось сообщений о взятии в плен или каких-либо других глаголов. 

В гораздо лучшем состоянии дошла до нас стела 1 из Мотуль-де-Сан-Хосе, надпись на ней исключительно важна для понимания истории царства. Монумент был установлен по случаю окончания двадцатилетия в 9.14.0.0.0, 6 Ахав 13 Муваахн (5 декабря 711 года) «Священным Владыкой Ик’а’» Йехте’-К’иничем I. Текст, однако, начинается не с описания юбилейных обрядов, а с ретроспективного рассказа о воцарении Йехте’-К’инича I в день 9.13.9.1.17, 9 Кабан 0 Во (9 марта 701 года). Особо важно, что при этом правитель Ик’а’ назван вассалом («подчиненным владыкой») Хасав-Чан-К’авииля I, тогдашнего «Священного Кукульского Владыки».[xi] В лаконичной фразе скрыто неоценимое свидетельство о позиции царства Ик’а’ в глобальном противостоянии, раздиравшем мир майя не одно столетие. В VI-VII веках в Петене вели борьбу за политическое верховенство два могущественных царства, Кукуль и Кануль. Каждое из них имело своих союзников и вассалов. В 695 году Хасав-Чан-К’авииль I нанес поражение «Священному Канульскому Владыке» Йукно’м-Йич’аахк-К’ахк’у, что стало переломной вехой в конфликте. Благодаря надписи на стеле 1 из Мотуль-де-Сан-Хосе мы знаем, что спустя шесть лет после той войны царство Ик’а’ занимало подчиненное положение по отношению к Кукулю.[xii]


[i] Schele L, Grube N. Tlaloc-Venus Warfare: The Petén Wars 8.17.0.0.0 –9.15.13.0.0 // Workbook for the XVIII Maya Hieroglyphic Workshop at Texas. – Austin: Department of Art History, University of Texas, 1994. – P. 88.

[ii] Tokovinine A., Zender M. Lords of Windy Water… P. 35-36.

[iii] Houston S. In the Shadow of a Giant // Mesoweb Articles, 2008. – P. 8. URL: http://www.mesoweb.com/zotz/articles/Shadow-of-a-Giant.pdf Царство Па’чан в Петене следует отличать от одноименного политического образования на Усумасинте. Подробнее об этом смотрите в заметке «Еще одно царство расколотого неба: исследования последних лет пролили свет на историю городища древних майя Эль-Соц (Петен, Гватемала)», которая опубликована на сайте «Мир индейцев». URL: http://www.indiansworld.org/Articles/eshche-odno-carstvo-raskolotogo-neba-issledovaniya-poslednih-let-prolili-svet-na-istoriyu

[iv] Tokovinine A., Zender M. Lords of Windy Water… P. 36.

[v] Gronemeyer S. A Painted Ceramic Vessel from San Miguel Tayasal, El Petén, Guatemala // Mexicon. – 2010. – Vol. XXXII, No 6. – P. 145-147.

[vi] Точное время установления стелы неясно. На ней в будущем времени упомянута дата Календарного круга 9 Ахав 18 Соц’, которая, вероятнее всего, соответствует окончанию десятилетия 9.12.10.0.0, 9 Ахав 18 Соц’ (10 мая 682 года). Также сохранилась запись дня 4 Ахав по цольк’ину. Исходя из этих данных, А. Токовинин и М. Зендер связывают установление стелы с окончанием восьмилетия 9.12.8.0.0, 4 Ахав 8 Сек (20 мая 680 года). Смотрите: Tokovinine A., Zender M. Lords of Windy Water… P. 36.

[vii] Tokovinine A., Zender M. Lords of Windy Water… P. 36-37, 40.

[viii] Упоминания Намаана в иероглифических надписях собрал и проанализировал Л. Лопес, но его работа не была опубликована: Lopes L. The Maan Polity in Maya Inscriptions. Unpublished Manuscript, 2003.

[ix] Stuart D. The Captives on Piedras Negras, Panel 12 // Maya Decipherment: A Weblog on the Ancient Maya Script, August 18, 2007. URL: http://decipherment.wordpress.com/2007/08/18/the-captives-on-piedras-negras-panel-12/

[x] Tokovinine A., Zender M. Lords of Windy Water… P. 37, 49.

[xi] Подробный анализ надписи смотрите: Tokovinine A., Zender M. Lords of Windy Water… P. 33-34.

[xii] Самый подробный и точный рассказ о войнах между Кукулем, Канулем и их вассалами представлен в книге С. Мартина и Н. Грюбе: Martin S., Grube N. Chronicle of the Maya Kings and Queens: Deciphering the Dynasties of the Ancient Maya. 2nd edition. – London - New York: Thames and Hudson, 2008. – 240 p. Смотрите также ряд очерков цикла «История царств майя».